Мусульманское кино и кино исламского мира

08:29, 20 Октября 2017

На фото: Кадр из фильма Абу сын Адама

Каждый год в начале сентября в столице Татарстана проводится Международный кинофестиваль мусульманского кино. Мне трижды посчастливилось принимать участие в его работе, причем дважды в качестве члена жюри. Это реально замечательный фестиваль, который проводится с размахом, с большим количеством фильмов, конкурсных программ, звезд, участников, гостей, конференций и экскурсий. Фестиваль проводится с 2005 года под девизом «Через диалог культур к культуре диалога».

Что такое мусульманское кино?

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан, администрация города Казани, Совет муфтиев России. Фестиваль проводится под патронажем президента Республики Татарстан.

Целями фестиваля являются: обмен опытом деятелей культуры и искусства России, стран ближнего и дальнего зарубежья; показ творческих достижений кинематографистов, создающих фильмы, популяризирующие общечеловеческие духовно-нравственные и культурные ценности; создание объективного представления в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах.

В программу фестиваля отбираются лучшие фильмы российского и мирового кинематографа, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора.

Но сначала стоит разобраться: что есть мусульманское кино, и чем оно отличается от исламского кино. Известный российский киновед и культуролог, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов напоминает, что «…традиционный ислам накладывает запрет на изображения внешнего облика реальности и не в последнюю очередь фигуры человека... И все же экранное искусство прорвалось в авангард эстетического опыта и в мусульманских странах. Помнится, первым советом, который я в свое время дал организаторам этого фестиваля, была ориентация не столько на исламское кино, сколько на кино мусульманского мира. Конечно, между этими двумя понятиями есть связь. Любой иранский фильм - а это крупнейшая кинематография Ближнего Востока - начинается словами «Во имя Аллаха». При этом большинство иранских фильмов (в том числе удостоенных главных международных наград) посвящено не религиозным, а светским проблемам…»

А Рустам Батров, мусульманский религиозный деятель из Казани, дал развернутый ответ на вопрос: «В чем же разница между мусульманским кино и кино исламского мира:

«…Понятие мусульманского намного шире понятия исламского. Мусульманское – это то, что в том или ином аспекте отражает объективно существующие реалии мусульманских народов. А исламское – это то, что очерчено рамками догматов исламской религии. При этом первое включает в себя второе.

…Исламское кино тоже существует. Это, во-первых, картины, которые являются продолжением религиозной проповеди ислама и повествуют, например, о Божьих посланниках и мусульманских праведниках. А во-вторых, это киноленты, снятые с полным соблюдением исламских канонов. Иначе говоря, в этих картинах не будет показано даже пряди женских волос, не говоря уже о чем-то большем. Более того, зритель во время просмотра будет уверен, что канону ислама соответствует не только визуальный ряд фильма, но и то, что остается за кадром…»

На фото: Кадр из фильма "Куб сахара"

Бишкекский опыт

Для меня было важным это понять, так 3 года назад я получила задание от руководства Департамента кинематографии организовать в Бишкеке Фестиваль кино стран исламского мира в рамках мероприятий «Город Бишкек - столица исламской культуры в 2014 году», который в результате состоялся 28-30 октября в бишкекском Доме кино. Разумеется, я опиралась на богатый опыт организаторов Казанского фестиваля мусульманского кино. И программу мероприятия в Бишкеке составляла прежде всего из тех фильмов форума в Казани, которые наилучшим образом сочетали в себе показ жизни людей в ситуации господства исламских законов, с одной стороны, и в то же время являли собой эстетический образец кино как искусства.

Я отобрала из программ Казанского фестиваля три картины, которые стали лауреатами в 2012 и 2014 годах. Это две иранские картины: «Куб сахара» - тонкий, философский фильм об иранском мироздании и «Прошлой зимой» - о любви и преданности к малой родине, а также индийский фильм «Абу, сын Адама», который в полном объеме раскрывает весь регламент подготовки мусульман к совершению хаджа.

Включила в программу и картину обладателя Оскара, боснийского режиссера Даниса Тановича, посвященную жизни цыган-мусульман, которые живут вне рамок социальной защиты, - «Эпизод из жизни сборщика железа». Мировая премьера этого фильма состоялась на Берлинском фестивале, а увидела я его на МКФ в Абу-Даби.

На фото: Данис Танович с Гран-при на Берлинале

Все эти четыре картины посвящены семейным ценностям в исламском мире, когда во главу угла прежде всего ставятся добрые отношения внутри семьи, когда каждый член семьи постоянно ощущает плечо брата, отца, матери.

Изюминкой этого мини-фестиваля, по моему мнению, должен был стать показ картины, снятой в 1927 году студией «Узбекгоскино» на территории Кыргызстана «Крытый фургон». Моя узбекская коллега, киновед Нигора Каримова предоставила эту уникальную возможность кыргызстанцам увидеть на экране первую кыргызскую киноактрису Айшу Туменбаеву-Карасаеву. 

На фото: Кадр из фильма "Крытый фургон"

Департамент кинематографии всегда поддерживает кинематографическую молодежь, поэтому в программу были включены три игровых короткометражных фильма, созданных молодыми режиссерами: таджиком Диловаром Султоновым «Белый воробушек» и кыргызстанками – Гульмирой Асанбековой «Ак куу» и Райымбек кызы Гульмирой «Интервью».

Практически за месяц до Фестиваля кино стран исламского мира я встретилась на фестивале в корейском городе Бусане с выдающимся иранским режиссером Мохсеном Махмальбафом, ныне живущим в Европе, который, узнав о моем предстоящем мероприятии, предоставил диск учебного фильма о собственном уникальном методе обучения режиссуре и другим кинематографическим профессиям «Папина киношкола». Я была очень воодушевлена, ибо основной целевой аудиторией мероприятий Департамента кинематографии является студенческая молодежь отделений кино разных столичных вузов.

Сформировав предварительную программу Фестиваля кино стран исламского мира, чувствовала, что не хватает исламского фильма, который был бы посвящен истории ислама. Я пребывала в расстроенных чувствах, ибо сорвалось мое намерение представить в Бишкеке картину «Ваджда», снятую женщиной-режиссером из Саудовской Аравии Хайфой Аль-Мансур, мировая премьера которой состоялась на МКФ в Венеции. Центральный образ аравийской школьницы Ваджды, ставящей перед собой конкретные цели и достигающей их, на мой тогдашний взгляд, воплощал новый, нарождающийся образ Саудовской Аравии, стремящейся к обновлению в правах и свободе женщин. «Ваджду» я увидела на сеансе в Институте кино в Дохе и долгое время находилась под впечатлением, ибо еще некоторое время назад один коллега из Саудовской Аравии говорил мне, что в его стране у женщин нет никаких прав. Сегодня же я думаю, что этот фильм, снятый женщиной о незаурядной девочке, которая ставит цель и достигает ее, раздвигая рамки жизни в исламском мире, не выходя за границы исламского мира.

Немецкая дистрибьюторская компания «Матч-фактори» поставила определенные условия, которые наша команда не имела возможности выполнить, поэтому пришлось отказаться от идеи показа «Ваджды» в Бишкеке.

«Путешествие в Мекку»

Время шло, мы распространяли в прессе информацию о предстоящем культурном событии. После опубликования первых сообщений о нашем фестивале раздался телефонный звонок. Звонили из Посольства Королевства Саудовская Аравия в Кыргызской Республике. Дипломаты знали, что в планах Департамента кинематографии есть пункт о Фестивале кино стран исламского мира. Они ждали первых информационных сообщений. И хотели бы предложить в копилку фильмов форума картину «Путешествие в Мекку». Я успела лишь промолвить: «Спасибо, с радостью покажем» - а курьер уже прибыл в Дом кино с бандеролью. 

Таким образом, программа была сформирована. Картина «Путешествие в Мекку» сомкнула собой недостающий пазл в мозаике кинофорума, и даже отмененный показ фильма «Папина киношкола» по просьбе тогдашнего атташе по культурным вопросам Посольства Исламской Республики Иран в Кыргызской Республике не портил роскошную программу. Причиной запрета показа ленты об образовательном опыте Мохсена Махмальбафа иранцы назвали то обстоятельство, что режиссер находится в оппозиции правящей власти в ИРИ. Скрепя сердце, но с намерением в будущем обязательно показать фильм «Папина киношкола» в Бишкеке, я согласилась отменить показ.

А в остальном, все прошло идеально. Посол Королевства Саудовская Аравия и атташе по культурным вопросам Посольства Исламской Республики Иран практически одновременно прибыли в Дом кино и открыли фестиваль. Дипломаты рассказали о соблюдаемом балансе в показе ценностей ислама на экране, о роли кино в популяризации канонов ислама в светских сообществах.

Итак, фильмом церемонии открытия Фестиваля кино стран исламского мира стала картина «Путешествие в Мекку», в которой рассказывается история драматического паломничества Ибн Батуты, стартовавшего в марокканском Танжере в 1325 году и 18 месяцев спустя прибывшего в Мекку. После этого он проскитался 29 лет и покрыл еще 75 тысяч миль, став самым известным путешественником тех времен, а также единственным человеком, именем которого назван и кратер на Луне, и аллея в Дубае. Его хадж ждал лишь 7 столетий, чтобы найти свою дорогу на большой экран.

Реализация кинопроекта «Путешествие в Мекку» заняла 5 лет и потребовала не менее 85 разрешений от правительственных агентств Саудовской Аравии.

Установление дипломатических контактов с саудитами кто-то назвал даже «миллионом чашек чая». К этой астрономической цифре добавим еще тринадцатимиллионный бюджет картины из средств международного корпуса инвесторов, гонорар актера Бена Кингсли в качестве рассказчика, дистрибуцию через Национальное Географическое общество и организацию мирового премьерного показа в Абу-Даби в январе 2009 года.

«Абу, сын Адама» и другие фильмы фестиваля

Марокканец Ибн Батута все-таки совершил паломничество к святыням ислама. А вот пожилой супружеской паре из индийского фильма «Абу, сын Адама» этого не удалось сделать.

Фильм режиссера Салима Ахамеда «Абу, сын Адама» представлял Индию в 2011 году на 84-й церемонии вручения премии Оскар. Картину для фестиваля в Бишкеке предоставил Казанский фестиваль мусульманского кино с любезного разрешения Салима Ахамеда.

Итак, на старости лет супруги Абу и Айсумма решают совершить хадж, чтобы на святой земле обрести последний приют и вознестись на небеса в рай. Супруги прилагают большие усилия, чтобы достичь своей цели. Абу, будучи истинным мусульманином, хочет совершить хадж в соответствии со всем нормами ислама. Но финансовое положение не позволяет это сделать. Он занимается продажей благовоний, книг и лекарств, которая практически не приносит никакого дохода. Его друзья очень переживают за друга и предлагают деньги на хадж в займы, но Абу отказывает им, так как это противоречит исламу: «Тогда это будет ваш хадж, который я просто за вас физически совершил! Если бы один из вас был моим сыном, то тогда я бы смог принять от вас деньги на совершение хаджа, но среди вас нет родного мне человека».

В конце концов Абу решает продать свою корову и старое дерево у дома. Когда паспорта и билеты готовы, владелец лесопильного завода, отдавая деньги за дерево Абу, говорит, что его древесина оказалась гнилой и бесполезной. Но он все равно настаивает, чтобы старик принял деньги, так как его дело благородное. Абу снова отказывается, и супруги никуда не едут.

Идеальные отношения другой пожилой супружеской пары зрители увидели в фильме «Прошлой зимой». Его снял очень знаменитый режиссер из иранского Курдистана Салем Салавати. Он многократный лауреат международных кинофестивалей. Картину предоставил Казанский фестиваль мусульманского кино с любезного разрешения Салема Салавати. На юбилейном Десятом МКФ в Казани в 2014 году фильм «Прошлой зимой» удостоился приза за лучшую режиссуру. 

Слабовидящая вышивальщица Баджи и ее муж, староста, являются единственными, кто остался в заброшенной деревне, которая потихоньку уходит под воду. Однажды ночью из-за непогоды супруги оказываются в разных местах. Староста пошел в соседнее село, чтобы встретиться с друзьями и знакомыми, а Байджи остается дома одна. Начался снегопад. Староста делает все возможное, чтобы проделать долгий и трудный путь домой, а Байджи сидит одна-одинешенька в большой пустой деревне.

Картину «Куб сахара» нашему форуму предоставил Казанский фестиваль мусульманского кино с любезного разрешения режиссера фильма Реза Миркарими. На Восьмом МКФ в Казани этот фильм удостоился нескольких призов: Гран-При, приза за лучшую операторскую работу, а в номинации «Лучшая женская роль в полнометражном игровом фильме» приз был вручен женскому актерскому ансамблю картины «Куб сахара» за создание коллективного образа иранской женщины.

Тишина и покой старого прекрасного сада нарушается с приходом шумных гостей. Четыре сестры со своими мужьями и детьми пришли помочь матери в приготовлениях к свадьбе Пасанд, их младщей сестры. Этот тонкий, философский фильм об иранском мироздании поразил жюри фестиваля в Казани настолько, что по первым обсуждениям хотелось вручить этой ленте все призы фестиваля!

«Эпизод из жизни собирателя железа» снял обладатель премии Оскар, режиссер из Боснии Данис Танович. Этот фильм на Берлинском МКФ-2013 получил сразу две награды: «Золотого Медведя» в номинации Гран-При жюри, и «Серебряного медведя» в номинации «Лучший актер» получил Назиф Мужич. 

На фото: Кадр из фильма "Эпизод из жизни сборщика железа"

Показ на Фестивале стран исламского мира в Бишкеке в октябре 2014 года состоялся благодаря продюсеру Чедомиру Колару и Фонду развития кинематографа.

Цыганская мусульманская семья живет вдали от городских центров Боснии и Герцеговины. Отец Назиф занимается тем, что продает старые автомобили дилерам металлолома. Мать Сенада - домохозяйка, заботящаяся о двух своих маленьких дочерях. Однажды она чувствует резкую боль в животе. В клинике она узнает, что что-то не так с ребенком, которого она вынашивает…

Танович реконструировал события, вызвавшие в его стране большой шум, и пригласил участников этой истории сняться в фильме, что и сделала вся цыганская мусульманская семья Назифа Мужича и его жены Сенады. Вот что важно отметить: в фильме снимались и некоторые врачи, которым приходилось отказывать в помощи беднякам, – ради таких поступков стоит снимать кино.

На фотоКадр из фильма "Эпизод из жизни сборщика железа" 

Вот что Назиф Мужич сказал о той роли, которую фильм уже сыграл в его жизни: «Хотя я и после съемок фильма продолжаю оставаться сборщиком железа, благодаря ленте мои дети смогли получить образование. Фильм дал надежду на возможность изменения положения цыган в нашей стране. Он указал на необходимость решения на государственном уровне проблемы социальной незащищенности национальных меньшинств».

Сам Данис Танович видит «огромный комплимент и признание важности поднятых в картине проблем» в том, что Гран-При жюри получил «неореалистический фильм с микроскопическим бюджетом (всего несколько тысяч евро) о событиях в стране после войны».

Таким образом, уроки замечательного, любимого Казанского фестиваля мусульманского кино пошли на пользу. Мне удалось соединить все компоненты концепции головного форума в процессе формирования программы Фестиваля стран исламского мира в Бишкеке, который состоялся в конце октября 2014 года. Это ценности ислама, семьи, духовности и благородства.

Гульбара Толомушова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям