Номад летит под звон копыт!

14:32, 29 Сентября 2015

11 сентября в Астане в рамках Саммита Тюркского Совета было подписано Соглашение о создании Центра кочевой цивилизации в Кыргызстане. Давно пора!

Конь, копье и вольный ветер

Воинственные предки кыргызов, покорители древних просторов Евразии, испокон веков перемещались по огромным и неизведанным территориям. Следы их кочевой культуры есть как на Тянь-Шане, в дебрях Туркестана, так и в далекой Сибири, на Алтае, в Минусинской котловине, иных таежных местах. И примечательно, что несмотря на влияние пришлых религиозных течений или микширование с другими этносами, наши неугомонные пращуры тем не менее сумели сохранить свой номадский стержень, ритуалы и обычаи кочевнического быта, духовные практики вечных пленников дорог…

Традиции эти продолжаются, сохраняются и развиваются наиболее ценные знания и навыки из наследия предков. Одним из свидетельств этого является проведение в прошлом году на побережье Иссык-Куля первых в истории Всемирных игр кочевников. Этнофестиваль собрал участников из более 20 стран мира, и тем самым прославил Кыргызстан, сумев наиболее зрелищно и выгодно презентовать нашу страну на мировом туристическом рынке.

Эксперты отмечают, что такие турниры номадов служат целям престижа всей республики, действуют на благо и популяризацию страны, формируют положительное реноме и привлекательный PR-имидж. Чем больше состязаний международного уровня и накала их освещения в масс-медиа - тем меньше нас будут бояться соседи и реже называть вотчиной басмачей, чья главная забава - кровавые перевороты учинять.

Не случайно в рамках Всемирных игр были предусмотрены такие направления, как этнотворчество - народно-прикладные промыслы и ремесла, живопись, скульптура; конкурсы акынов, сказителей эпосов, выступления фольклорных танцевальных и песенных коллективов; оригинальный подиум с демонстрацией моды национальных стилей; праздник национальных кухонь стран-участниц Игр. Также состоялся показ документальных фильмов на тему цивилизации кочевников. Репортажи с игр прошли по ряду мировых телеканалов, поединки по национальным видам спорта показали в 40 уголках планеты.

Кыргызстан тем самым получил шанс представить не только многогранную культуру, но и свою экономику, политику, природные красоты, открытость для мирового сообщества и готовность активно сотрудничать с ним.

Полцарства за козла!

Решение V Саммита Тюркского Совета в Астане о появлении Центра кочевой цивилизации в Кыргызстане позволит, в первую очередь, дать второе дыхание развитию этноспорта, этой уникальной совокупности традиционных видов физической активности.

Наши национальные виды этноспорта включают в себя такие дисциплины, как ат-чабыш, кунан чабыш, тогуз коргоол, кыргыз курош, алыш, оодарыш, жорго-салыш, ордо, кыз-куумай, джамбы атмай. В 2014 году в рамках Игр кочевников гости могли наблюдать конкурсы среди баатыров, охоту с ловчими птицами и тайганами, народные игры тыйын энмей, кулатуу и салбуурун, другие мероприятия. Причем все это - отнюдь не только демонстрация сноровки и мужества. В прошлом они наглядно показывали, насколько джигиты подготовлены к конкретным действиям в случае опасности, сколь тренированны. Поэтому роль таких состязаний очень высока. Не случайно в момент агрессии самыми влиятельными лицами становились храбрые полководцы, крепкие телом и духом военачальники...

Безусловно, в наш век космических скоростей, IT-технологий, промышленных ноу-хау и сплошной урбанизации уже нет необходимости гоняться на жеребцах, доказывая свою удаль, пускать беркутов в погоню за лисами и зайцами на ужин, или биться на пиках и мечах за внимание приглянувшейся кызымки из соседней юрты.

Поэтому чудом сохранившееся материальное и духовное наследие предков следует, прежде всего, расценивать как элемент кочевой культуры, связанной не с забавами (пращурам было недосуг тратить время на пустое баловство), а с системой подготовки, тренировки и поддержания себя в постоянной боеготовности. Именно для этих целей и служили разнообразные физические и ратные дисциплины, приемы самозащиты и нападения.

Возьмем, к примеру, козлодрание. На взгляд какого-нибудь рафинированного жителя сытой Европы действо может показаться достаточно жестоким, даже варварским по своей сути: две распаленные команды с диким гиканьем носятся по полю, яростно стремясь вырвать друг у друга измочаленный труп обезглавленного козла, чтобы с азартом забросить его в конусообразную яму, и получить победное очко.

На самом деле в этой схватке, прежде всего, номады отрабатывали навыки управления боевыми скакунами, элементы ближнего боя, умение держаться в седле, приемы прессинга, цепкость рук, ловкость, силу и отвагу.

«Со всех сторон кинулись к нему всадники, столпились, пытаясь подхватить тушу с земли. Но в давке сделать это было не так просто. Кони ошалело крутились, кусались, ощерив зубы… Как стаи быстрокрылых птиц, падающих на лету с крыла на крыло, носились по широкой степи убегающие и догоняющие их орды всадников… У риска и бесстрашия одна мать…», - так красочно описывал древнее состязание кочевников классик Чингиз Айтматов в повести «Прощай, Гульсары!».

Не случайно, что кек-берю, чья Международная федерация создана в Бишкеке еще в 1998 году, так популярно у многих горцев и степняков. Свои разновидности борьбы за козла есть у татар, башкиров, пакистанцев. В Узбекистане козлодрание называют улак-купкари (особенность – проведение состязаний в середины осени до конца марта), в Казахстане - кокпар тартуу, в Таджикистане и Афганистане – бузкаши, у жителей Памирского плато в китайском Синьцзяне – тумбак, причем вместо коней там увлеченно гоняют на яках. Кстати, «оцивилизованный» вариант козлодрания сейчас активно развивается даже в Старом свете, особенно во Франции и Испании (называется хорсбол и вместо туши животного используется специальный мяч с плетеными ремнями для захвата), а также в Южной Америке, где конники культивируют эль-пато, игру, содержащую элементы поло и баскетбола.

Секреты «Тан Шу» и Авиценны

Другой яркий пример – разновидность борьбы алыш, где обязательным элементом является наличие пояса. Кушаки, как известно, носили практически все кочевники, цепляя к нему ножны, мечи, плетки, и т.д. Вот, хватаясь за пояс соперника, предки и оттачивали мастерство этого контактного единоборства.

Уже в седые времена мы встречаем исторические свидетельства об этом. К примеру, соревнования по борьбе на поясах упоминаются в известной китайской рукописи «Тан Шу» X века, где описывался праздник Нооруз в Ферганской долине. Столетие спустя о таких поединках рассказывал и прославленный Авиценна. Абу Али ибн Синa, научно обосновавший большое значение физических упражнений с точки зрения медицины, рассказывает, как при состязании двое мужчин, ухватившись за пояса, стараются свалить противника.

Говоря о прикладном значении поясных схваток в Средние века для кочевников, венгерский историк спорта Ласло Кун отмечает: «В ходе состязаний в поясной борьбе учились тому, чтобы в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством врага». То есть, успех в таком поединке означал победу и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались регулярно. Воину нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие этих групп мышц в короткий миг решало вопрос жизни и смерти!

Популярность алыша объясняется, прежде всего, естественностью, инстинктивностью обхвата корпуса соперника спереди обеими руками с захватом пояса. Удобно и эффективно для исполнения широкого спектра бросков.

Продолжателями славных традиций кочевников стали знаменитый силач Каба уулу Кожомкул, в честь которого в Бишкеке назван Дворец спорта, а также борцы Ахмад, Ажымукан, Шолак, Шониез, и многие другие.

Сейчас многочисленные разновидности схваток на поясах унифицированы и проводятся по единым правилам алыша. В 2001 году в Оше был проведен первый мировой чемпионат по алышу, собравший палванов из почти 40 государств. Нынче состязания проводятся по всему свету – в Европе, Америке, Азии…

Но кроме официальной летописи, приемы алыша зафиксированы и в эпосе «Манас», в эпизоде, касающемся описаний поминок по Кокетею, когда сошлись один на один мудрец Кошой с калмакским ханом и злодеем Жолоем. Несмотря на то, что аксакалу было более 80 лет (!) он, умело применяя богатый арсенал хитроумных приемов, сумел таки уложить могучего соперника на обе лопатки.

И женщины не отставали от джигитов

К слову, кыргызская «степная Илиада», считающаяся крупнейшим эпосом в мире по признанию Книги рекордов Гиннеса, представляет собой бесценный кладезь знаний о закалке воинов. В древней саге можно прочитать о таких аутентичных состязаниях, как ат чабыш (конные скачки), эр эӊиш (борьба всадников), эр сайыш (битва баатыров на копьях), про жаа тартмай и жамбы атыш (стрельба из лука); о различных соревнованиях по джигитовке (тыйын эӊмей, чоуган, других видах); об интеллектуальных играх стратегического назначения - ордо, чатыраш, киште, тогуз коргоол; про молодежные игры: оромпой, шабиет, селкинчек и думпулдок. В эпосе даже упоминается, что во время Великого похода Манаса на Бээджин (нынешний Пекин) бойцы его армии познакомились с прообразом кунг-фу, которое практиковали «кинжалорукие» китацы!

Кстати, не отставали от мужчин на ристалищах и женщины! Они были не только хранительницами очага и домохозяйками, но и сами вставали в строй. К примеру, в «Манасе» описывается дочь хана Карачакана по имени Кыз Сайкал. Не имея сыновей, правитель именно ей передал свое владение. Знал, что эта воительница, прекрасно владевшая приемами борьбы и стрельбы, сможет отстоять честь рода. В одном из эпизодов Кыз Сайкал даже вступает в бой с самим Манасом и едва не ранит его пикой в грудь! Благодаря подоспевшему соратнику, Чубаку, трагедии удалось избежать.

Сама супруга Манаса, Каныкей, тоже слыла отважной и умелой. Она сплела из железных нитей доспехи для Манаса, сопровождала мужа в нелегких походах и лично участвовала в выездке скакунов, а как знахарка лечила богатырей от недугов и ран.

Еще была в истории Кыргызстана прославленная Жаныл Мырза, реальная личность XVII века, дочь нойгутского правителя Коком бия. Владевшая несколькими видами оружия и «бесстрашная, как львица», в народе она слыла ясновидящей, а также знатоком и оценщиком коней. Жаныл Мырза всегда носила воинскую амуницию, на охоту выезжала с борзыми собаками и ловчими соколами, а неприятеля била пикой и саблей. Будучи насильно выданной замуж за старика Калматая, вольнолюбивая Жаныл Мырза никогда не оставляла мыслей вернуться в родные края. И однажды совершила побег, а когда нелюбимый стал ее догонять, сразила его стрелой…

Немало легенд связано и с другими известными персонажами кыргызских сказаний. Среди них жена Семетея Айчурек, Арууке – жена Алмамбета, Акеркеч – жена Кокче хана, и другие.

Кочевники и их наследники

На древней земле Ала-Тоо оставили свои следы множество цивилизаций. В уникальном уголке Центральной Азии они создали самобытную форму этноспорта, которая с незапамятных времен является не только инструментом физподготовки, но и патриотического воспитания, а также связующим культурным звеном между Востоком и Западом.

В настоящее время многие древние состязания кыргызов по-прежнему пользуются любовью соотечественников. А битвы баатыров с полей сражений переместились в стены современных спортивных залов и клубов. Но, главное, что с течением веков не утрачено самое ценное - понятия доблести, отваги, физического мастерства и культуры честного поединка.

Этноспорт привлекает все больше и больше перспективных атлетов, юных кыргызстанцев, которые стремятся быть не только физически развитыми, но и нравственно, духовно, интеллектуально богатыми, образованными и культурными. А значит, история продолжается!

Азиз Карашев 

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям