О выставке «Новый соцреализм-2»

14:16, 31 Августа

На фото: «Первая народная дружина», автор Нургуяна Иннокентьева . Х., м. 2021. 

 «Мы – не врачи, мы – боль», - так говорили художники критического реализма в конце XIX столетия. Экспозиция работ кыргызстанских художников, представленная на новой выставке Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, - это боль Кыргызстана XXI века.

- Тяжелая выставка…

- А какой еще она может быть, если время тяжелое?

(Из разговоров на выставке)

На фото: "Баткенская боль", автор Таалайбек Усубалиев. Х,м. 2021 г.

Выставка «Новый соцреализм-2» - один из этапов развития отечественной школы живописи и рисунка. А также один их этапов на пути к пониманию масштабов и сути событий, произошедших со страной и гражданами. И представленные на ней работы еще раз доказали, что каким бы индивидуальным не было видение художника и его впечатление, он является выразителем, а иногда и создателем общественного сознания своего времени – даже тогда, когда идет вразрез с его нормами и моралью и заявляет о своей отдельности и обособленности. В этом и состоит гражданственность художника. От того, насколько ярка индивидуальность художника, зависят емкость, глубина, а зачастую и пророческая сущность его произведений.

На фото: "Без дома", автор Нургуяна Иннокентьева. Х,м. 2021 г.

Перед зрителями выставки «Новый соцреализм-2» предстал не реализм (не социалистический!), а «реализмы» сегодняшнего дня, своеобразная художественная летопись к различным трактовкам конкретных социальных или политических событий (чаще трагических), произошедшие в нашей стране.

На фото: Эскиз к картине "7 апреля", автор Таалайбек Усубалиев. Х, м. 2021 год.

Если анализировать выставку с точки зрения отражения ею современной действительности, то нельзя не признать, что отдельные произведения художников, например «7 апреля» «Столкновение. Апрель 2010 года» Таалайбека Усубалиева, «Портреты революций», «Первая народная дружина» Нургуяны Иннокентьевой могли бы по своему содержанию войти как иллюстративный материал в учебники по новейшей истории Кыргызстана и граждановедению.

На выставке «Новый соцреализм-2» не встретишь легких мажорных работ. В представленных художниками работах изображены надломленный мир простого кыргызстанца, его гражданский протест, истерзанная родная земля Баткенской области, раненый, дробный мир, кричащий о своей боли, о трагедии семьи, человека, страны.

На фото: "Играем в прятки", автор Арууке Садыкалы кызы. Х, м. 2021 год.

Каждая работа художниц  Арууке Садылкан кызы и Нургуяны Иннокентьевой, художников Таалайбека Усубалиева, Саркына Сооронбаева, как бы она ни называлась, - крик скорби и боли, громкий голос гнева и протеста, тихий голос мудрости и радости. Нелегко смотреть на картину «Играем в прятки» (2021) Арууке Сыдыкалы кызы, на которой баткенские дети, пережившие военное вторжение весной 2021 года, играют среди обломков разрушенных домов. В других работах – «Без дома» (2021) Нургуяны Иннокентьевой, «Баткенская боль. Возвращение домой» (2021) Таалайбека Усубалиева - передано состояние потерянности и беспомощности, когда человек ощущает себя где-то в застывшей пустоте. Пробирающий до костей образ войны виден в другой картине Т.Усубалиева под названием «Все сгорело» (2021). Напряжение, тревога чувствуются в работе Омуркула уулу Базаркула «Уцелевшая лавочка в селе Максат» (2021).

На фото: "Развалины в Ортобоз", автор Нургуяна Иннокентьева. Х, м. 2021 год.

Стоит отметить, что образы персонажей лишь в отдельных случаях трактуются конкретно. Они чаще возникают как носители общей эмоциональной ситуации, общего эмоционального настроения, в которой действуют, кажется, не только люди, но и силы природы («Время перемирия», «Тревожный вечер» Т.Усубалиева, «Утро Баткена» Омуркула уулу Базаркула). Эмоциональный заряд в таких работах несет в себе цветовое решение. Накаленно-конфликтная атмосфера ощущается в работах «Митинг. Апрель 2010 года» и «Столкновение. Апрель 2010 года» Т.Усубалиева. Пространство центральной площади Бишкека пронизано сполохами, оно колышется, взрывается, нагнетенное народным гневом, страданием, протестом.

На фото: "Заказали", автор Нургуяна Иннокентьева. Х, м. 2021 год. 

Следуя внутренней логике организаторов экспозиции, выставка завершается монументальным полотном «Ата - Бейит» Т.Усубалиева. Мрачный, чтобы не сказать траурный, колорит картины «работает» на создание единого послания ко всем зрителям: и гражданам, и государственным руководителям, и политикам: за годы независимости Кыргызстан утратил, растерял, покалечил, убил очень многое, что требовалось сохранить, сберечь, приумножить. И композицию «Ата - Бейит» следует понимать как поворотную точку, послание.

Фото: Алмжана Жоробаева. Картина "Ата-Бейит", Т. Усубалиева, х.м. 2021 г.

Организаторы и авторы выставки «Новый соцреализм-2», небольшой по количеству работ и посвященную 30-летию независимости Кыргызской Республики, в очередной раз показали, что искусство призвано будоражить наши души, рождать ассоциации и возбуждать воображение. Вопросы и размышления – вторичный процесс, приходящий на смену первому витку восприятия.

И в заключении. Что бы про нее ни говорили – мне эта выставка симпатична, она не заискивает и не угодничает перед властью, зрителями, не ставит своей задачей сорвать аплодисменты, она искренна и честна, не имеет ничего общего с унылой описательностью; художники здесь имеют мужество быть тем, кто они есть…. Авторы выставки «Новый соцреализм-2» нащупали живой нерв в изображении, нашли точную интонацию. В их работах совершенно нетерпимы всякая нота фальши, всякое искусственное преувеличение, всякая инсценировка. Работы пяти кыргызстанских художников никого не оставят равнодушными, они заставят думать и задавать вопросы.

Елена Воронина,

искусствовед

Фото автора

Выставка «Новый соцреализм-2» открыта в КНМИИ им.Г.Айтиева до 9 сентября 2021 года.

Выставка организована мастерской стипендиального проекта TOLON MUSEUM и общественным фондом «Билимкана».

 

© Новые лица, 2014–2021
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям