Азбука кино - П - "Песнь древа"

10:20, 28 Февраля

У древних тюрков дерево – это символ жизни, это тотем матери, прародительницы всех людей, племен и народов. Не случайно в фильме «Песнь древа» к старому большому дереву часто приходит Дарийка, мать двоих сыновей, которая как никто другой в этой местности ощущает сакральность святого места. Старое дерево с ленточками и кусочками ткани на ветвях, которые хранят тайны многих поколений, является центром вселенной людей, которые счастливо и беззаботно живут в юртах, поют жизнеутверждающие песни, женятся, рожают детей и не задумываются, что все в одночасье может измениться.

Первого марта 2018 года состоится национальная премьера историко-драматического мюзикла Айбека Дайырбекова «Песнь древа». Еще в конце июня прошлого года, представляя проект представителю Международного кинофестиваля в Торонто, режиссер подчеркнул: фильм не будет снят по канонам классических голливудских мюзиклов (например, «Вестсайдской истории» или «Кабаре»). По стилистике он будет напоминать такие музыкальные фильмы, как «Танцующая в темноте», «Стиляги», «Отверженные». Но при этом будет выдержана традиция восточного песенного фольклора с элементами истерна.

Для кыргызского кино киномюзикл – новый жанр, поэтому соотечественники не могут понять, каким образом философия кочевников может быть раскрыта в музыкальном фильме. Хотя режиссер точно сформулировал жанр своего детища – мюзикл кочевников.

Замысел этого дерзкого проекта у Айбека Дайырбекова возник давно. Уроженец Кочкорского района Нарынской области Кыргызстана, он с раннего детства впитал много драматических легенд своего родного края. Некоторые из них имеют прямое отношение к его роду. Стоит отметить, что проект «Песнь древа» зиждется на принципах нравственно-этических канонов кыргызского мироустройства. 

В основе сюжета фильма – реальные события, происходившие в восемнадцатом веке среди гор Тянь-Шаня. Люди в этих местах тогда жили согласно непоколебимым законам жизни, установленным предками в стародавние времена.

Либретто первого кыргызского киномюзикла развивается по всем законам большого вокально-драматического произведения. Автор обозначает четыре основные картины: «Райское время», «Рождение хаоса», «Борьба с хаосом», «Возрождение».

В первой картине люди наслаждаются жизнью, у них все хорошо, бай Базарбай выдает старшую дочь замуж за богатого жениха. У Базарбая есть и младшая дочь, Бегимай, которая дружит с Эсеном, младшим сыном вдовы Дарийки, уважаемой женщины в селении, которая, правда, не богата.

Хаос в райском месте возникает после пропажи статусной части конины – уча, которую варили для почетных гостей предстоящего тоя.

«Кочкор – суровый край, - рассказывает Дайырбеков, - там деревья сами по себе не растут, и найти дрова – большая проблема. Поэтому в ходу всегда была жива поговорка: «Если собрался жениться, запасись дровами»». 

После пропажи мяса нужно было начинать варить уча другого коня. Но дрова закончились. «А для устроителя тоя позор, если он гостей не угощает мясом. Когда Базарбаю доложили, что дров больше нет, то он настолько разозлился, что приказал срубить старое священное дерево – Мазар, которое было одно на всю округу», - рассказал Айбек Дайырбеков о сути конфликта, который порождает хаос среди мирно живущих людей.

В период хаоса люди ненавидят друг друга. Они убивают старшего сына Дарийки – Асана, Эсен вынужден покинуть родину, он разлучен с любимой девушкой. Но случайная встреча с одиноким охотником становится для него поворотной. С охотником молодой джигит проходит азы бойцовской подготовки. Суровый на первый взгляд отшельник становится гуру для молодого человека.

В период непрекращающегося хаоса бедствие терпят многие, но больше других страдают пришельцы, которым во все времена было трудно обустроиться на новом месте. Глава пришельцев Базарбай, несмотря на статусное положение бая, вынужден вместе с сородичами покинуть обжитое место. Но и в новом окружении ему трудно завоевать право на жизнь.

Айбек Дайырбеков рассказывает: «В основе фильма – история моей прабабушки. Несколько семей прибыло из Казахстана в Кыргызстан, им было очень трудно устроиться на новом месте. Во время одного из тоев случайно убили сына бая соседнего села. Тогда жители другого села потребовали, чтобы была выплачена дань, но не скотом, как обычно, а головой другого человека, ибо убитый был из статусной семьи. И один аксакал из пришлых казахов, которым было трудно прижиться на кыргызских землях, решил принести себя в жертву, только чтобы его сородичи смогли дальше мирно жить среди кыргызов».

В фильме этот аксакал стал прототипом трагического образа Базарбая, которого блестяще сыграл известный артист Темирлан Сманбеков. 

Дайырбеков с 2011 года разрабатывал сюжет своего фильма, и для него было важно понять, как действует на людей кара священного Мазара.

«Долго думал, как выразить это художественными образами и средствами. И вдруг понял, что это все легче передать через музыку и песни, нежели спецэффекты», - отметил Айбек Дайырбеков.

Работу режиссера в марте кыргызстанцы смогут увидеть во всех кинотеатрах.

Справка:

«Песнь древа» («Дарак ыры»), драматический киномюзикл, 193 минуты.

Совместное производство кыргызской компании «Централ Азия Фильм» и российской компании «Синетрейн».

Авторы сценария – Айбек Дайырбеков и Садык Шер-Нияз

Режиссер-постановщик – Айбек Дайырбеков

Оператор-постановщик – Акжол Бекболотов

Художник-постановщик – Максат Болотбеков

Художники по костюмам – Айдай и Нуржамал Асангуловы и Доолот Рысбаев

Художник по гриму – Чолпон Саитова

Композитор – Жолдошбек Апасов

Звукорежиссер – Бакыт Ниязалиев

Тексты песен – Бактыгуль Чотурова

Монтаж – Эльдияра Мадакима и Ольги Гриншпун

Продюсеры – Толкун Дайырбекова, Таня Петрик и Андрей Епифанов

В главных ролях: Темирлан Сманбеков (Базарбай), Омурбек Израилов (Эсен), Салтанат Бакаева (Бегимай).

Гульбара Толомушова, Бангалор, Индия

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям