Полчаса тишины весны на выставке «New жаз»

09:27, 29 Апреля

На фото: "В Армении", х., м. 50х60, 2018. Г.Тагенова 

Когда я смотрю картину «В Армении» казахстанской художницы Гульжамал Тагеновой, мне вспоминается работа "Под сенью девушек в цвету" другого художника. Это благородное спокойствие, эта светлая, не знающая греха тишина - если это не рай, то что же это? Может весна? New жаз!

В мире шумно и быстро. А ведь можно среди шума найти тишину. Свернуть с центрального проспекта Бишкека в сторону старейшего городского парка и зайти в галерею Союза художников Кыргызстана «Дубовый парк», очутиться на международной художественной выставке «New жаз - 2019» и побыть хотя бы полчаса среди тишины.

Правда, все зависит от представленных в залах галерее работ. Не всегда бывает и здесь тихо. Да и весна как время года ассоциируется больше с активностью, гулом, звуками, взрывами красок и ароматов. Вот и на новой выставке в «Дубовом парке» можно услышать, увидеть и почувствовать всю гамму композиционных, колористических и прочих исканий художников. В том числе можно услышать тишину.

9 авторов, 4 страны – Кыргызстан, Казахстан, Россия, Узбекистан. Уверенный и спокойный разговор о сотрудничестве художников и скульпторов, о новых материалах, методах и техниках в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Скромно, строго, профессионально, инновационно. Нет игривости и кокетства, зато есть весенние эманации творчества, дружбы, вдохновения. Нет архаичных пейзажей типа «горы/лошади», нет перегруженных терминологией экспликаций, отсутствует галерейный привкус прилавка. В экспозиции нет случайных работ. Работ вообще немного, и каждая несет ясную информацию об определенной идее или философский подтекст. Например, интересный новый портретный цикл «Шестидесятники» известного нашего живописца Адылбека Байтерекова передает информацию о визуальной стратегии человеческой памяти (воплощение тезиса «the medium is the message»). Заслуживает внимание и второй цикл произведений этого художника под названием «Дневник кочевника», выполненный в технике станковой абстрактной графики и войлока.

На фото: «Дневник кочевника», А.Байтереков

Обаяние молодости, удивительная искренность, гармония и цельность творчества переданы в работах живописцев Гульжамал Тагеновой (Казахстан), Эркина Аралова (Узбекистан), (Узбекистан), Валерия Бигдая (Россия), Розы Джангарачевой (Кыргызстан), Джылдызбека Молдахматова (Кыргызстан) и Алмаза Кудайбергенова (Кыргызстан).

Пейзаж «Дорожка к морю» Г.Тагеновой выявляет яркую лиричность мировосприятия художника. Мягкое свечение красок, полувлажная атмосфера, которая окутывает домики, дорожку, определяет поэтическое содержание образа. В других работах художницы основным «героем» композиций является архитектура, в частности, деревенские дома.  «Домики в Дэсехе» (2018) – это не просто фиксация деревенского ансамбля, но сложная философская структура взаимопроникновения прошлого и настоящего.

На фото: «Домики в Дэсехе», х., м. 2018. Г.Тагенова

Образы в полотнах другого художника Э.Аралова из Узбекистана («Сад желаний» (2019)), «Утро любви» (2019)) строятся на грани покоя и движения (как тут не вспомнить о весне, в которой есть и покой, и движение), на хрупком равновесии реального и идеального, физического и духовного.  В произведениях «Надежда» (2019), «Утро» (2019) художник подобно поэту передает свое ощущение родного края, раскрывает в камерном, интимном выражении характерные особенности его жизни и быта. И эти работы наполнены не столько подробностями этой жизни, сколько выражают ее общие, как бы изначальные для данной среды особенности, восточные особенности.

На фото: «Утро любви», х., м.2019. Э.Аралов

На выставке представлена серия рисунков обнаженной натуры. Их автор – известный кыргызстанский скульптор Д.Жолчуев. Рисовальщик Д.Жолчуев, судя по манере и технике набросков, воспроизводил натуру в «живом потоке» реальности.

Я бы хотела, чтобы выставки искусства в основном именно так и выглядели – как спокойная деловая встреча художников разных поколений с определенными задачами. Большое уважение куратору выставки Адылбеку Байтерекову за инициативность, точный отбор работ и выдержанную эстетику.

Загляните на выставку – на полчаса тишины.

На фото: «Композиция», х., акрил.2019. Дж.Молдахматов

На фото: «Купальщицы», 2019. Н. Шоабдурахимов

Елена Воронина

 
© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям