"Азбука кино" Н - «Ночная авария»: история внезапной любви

14:02, 24 Ноября

Мировая премьера фильма «Ночная авария» состоится 26 ноября 2017 года в главном конкурсе Международного кинофестиваля класса «А» - «Темные ночи» в Таллинне. Двадцать первый МКФ «Темные ночи» пройдет в столице Эстонии с 17 ноября по 3 декабря 2017 года. 

Этот наш, отечественный фильм уже вызвал интерес киноманов, поэтому мы считаем своим долгом рассказать о нем подробнее. Режиссер-постановщик – Темирбек Бирназаров. Авторы сценария – Нурифа Умуралиева и Темирбек Бирназаров. Картина запускалась под рабочим названием «Гнездо кукушки» по одноименной повести Талипа Ибраимова, хотя в процессе создания фильма сюжет трансформировался. При этом режиссеру средствами кино удалось передать литературную особенность ибраимовского сборника, которая была отмечена многими российскими критиками: его истории погружены в быт, в мелочи жизни, но всегда происходит неожиданный поворот, и главные герои оказываются не теми, за кого их принимали.

В центре «Ночной аварии» - неизменный, вечный, особенный, одинокий ибраимовский Старик и странная молчаливая Девушка: раненую, он подобрал ее ночью на проселочной дороге. Старик, выхаживая девушку, постепенно влюбляется в нее.

В роли Старика народный артист КР Акылбек Абдыкалыков, в роли девушки – Дина Джейкоб, модель, автор и ведущая видеоблога «На шпильках» (канал tv1.kg). Эта лента – минималистский, но поэтичный рассказ о старике, который вновь обретает смысл жизни.

Директор фестиваля Тиина Локк написала в официальном приглашении режиссеру фильма Темиру Бирназарову: «Кинофестиваль «Темные ночи» призван представить лучшее мировое кино во всем его многообразии для эстонских, балтийских и североевропейских зрителей. С 2014 года кинофестиваль «Темные ночи» аккредитован FIAPF – Международной ассоциациацией кинопродюсеров – для организации международного конкурса новых полнометражных фильмов наряду с пятнадцатью фестивалями по всему миру, которые входят в категорию «А».

Режиссер Темир Бирназаров о концепции фильма «Ночная авария» рассказал так: «Чувство приходит внезапно и может застать врасплох каждого. Многие режиссеры мира говорили об этом в своих картинах. Влюбленность – это огромное потрясение. Сначала тревога и сомнения нарушают внутренний покой, угрожают размеренному течению жизни. Но любовь нужна в нашей монотонной жизни. Мы нуждаемся в ней, так же как и в воздухе. Любовь нас меняет, и мы не понимаем, как это происходит. В своей картине я хочу сказать, что любовь не имеет ограничений по возрасту, не оценивает характер, не делит по признакам – хороший это или плохой человек. Любовь пришла и изменила девушку-киллера, глаза которой говорят зрителю: «Я могу убить любого». Меняет любовь и старика-алкоголика, который доживал свою собачью жизнь (как сказал однажды его родной сын) в одиночестве. В жизни, когда человек сильно любит и вдруг теряет любовь, то начинает дорожить чувствами, желая сохранить их внутри себя. Мой старик, потеряв свою девушку, не хочет возвращаться в прежнюю одинокую жизнь и уплывает навстречу мечте, унося свои чувства».

Невысокий, некрасивый герой, который зарабатывает себе на жизнь копаньем отхожих мест, обладает внутренней красотой, он, бесспорно, благороден и имеет большую мечту. В начале картины мы застаем его в яме, которая очень скоро станет туалетом. То есть иерархически этот человек занимает самое низкое социальное положение. И сильные мира сего любят подъезжать к его «рабочему месту» и выяснять с ним отношения, возвышаясь над ним и унижая его.

Каждый раз Старика это очень сильно задевает, он начинает нервничать, раздражаться, кричать и метаться, желая убить обидчика. Каждый раз его что-то останавливает от рокового выстрела (ружье в его доме всегда заряжено!).

Вот и на этот раз в ярости он мчится на своем стареньком мотоцикле с коляской за джипом экс-депутата, который когда-то увел его жену, а только что при людях унизил. По пути он обнаруживает раненую девушку. Он больше не думает о погоне за обидчиком, он везет девушку в дом, чтобы оказать ей медицинскую помощь. И позже он признается: «Если б не ты... Я ведь хотел застрелить человека, который разрушил мою семью. Значит, ты спасла жизнь одного человека».

Девушка все время молчит, хотя чувствуется, что внутренне она очень не спокойна, всегда готова дать отпор любому, кто попытается покуситься на ее свободу. Выясняется, что героиня умеет обращаться с оружием. К тому же в отсутствии Старика смогла себя защитить от посягательств собутыльников спасителя.

Старик влюблен, окрылен и готов преподнести на ладонях своей гостье весь мир. У него в голове не возникает и мысли о неблагонадежности девушки. Он буквально носит ее на руках и пылинки сдувает.

До просмотра этого фильма я не знала Дину Джейкоб. Ее работа изумила меня. Внешне ее героиня кажется индифферентной. Но внутри ее терзают различные фобии, она словно ждет расправы, поэтому все время предельно собрана и сконцентрирована. Дина Джейкоб играет героиню с двойным дном, до поры до времени таким людям везет.

Как оказалось, Дина не дебютантка в кино. В 2013 году она снялась в фильме «Тайна наследства» Адилета Акматова. Дина сыграла младшую дочь мультимиллионера, которая и разгадывает его странную загадку. Ныне Дина – блондинка, а в дебютной картине была шатенкой. Весь фильм она присутствовала в кадре на втором плане, но когда по роли она оказалась в центре кадра, то моментально приковала к себе внимание зрителей! Чем именно? Отвечаю: яркой необычной внешностью полукровки, уверенным характерным голосом, в котором узнавались интонации отца-олигарха, плюс убедительным ведением роли среди знаменитых партнеров – звезд отечественного театра и кино. Все это вкупе поразило меня настолько сильно, что небольшая роль Дины Джейкоб в «Тайне наследства» отложилась в памяти и потому легко вспомнилась в деталях, хотя прошло четыре года после единственного просмотра фильма.

Когда я спросила Бирназарова, как ему пришла интересная идея создать уникальный актерский дуэт - Акылбек Абдыкалыков и Дина Джейкоб, то получила следующий ответ: «Вы помните героев моего предыдущего фильма «Кумар» («Страсть») – это тоже были старик и девушка (Артыкпай Суюндуков и Калипа Усенова), красивые, «гламурные» люди, состоявшие в порочной связи друг с другом. Здесь я решил подобрать актеров, которые были бы не стандартной внешности, чтобы сыграть на контрасте с «Кумаром».

С другой стороны, поначалу кажется, что образ Старика в «Ночной аварии» - трагический. Он – неудачник по жизни, на таких обычно все «ездят», его постоянно дурила бывшая жена, забрав детей, она в конце концов ушла к тому самому депутату. Казалось бы, наш герой – беспробудный пьяница, который в трезвом виде копает туалеты, чтобы заработать на выпивку. Но нет, он благороден, он готов прийти на помощь первому встречному, но самое главное - у этого человека есть большая мечта: «Всю жизнь мечтал переплыть наше озеро».

Таким образом, Бирназаров говорит, что не все столь мрачно и беспросветно в нашем социуме. Если отношения порочной пары из «Страсти» приводили в тупиковую ситуацию в финале (героиня беременела от своего пожилого спонсора, который оказался ее отцом), то ныне в финале «Ночной аварии» появляется надежда. Хотя бы одна половинка странной пары возносится над бытием. На мой взгляд, патриархальные взгляды режиссера не дали шанс героине – ее забирают милиционеры, так как она оказывается киллером и недавно убила какого-то влиятельного криминального авторитета.

Зато бирназаровский старик в великолепном исполнении Акылбека Абдыкалыкова – человек, не сломленный полосой неудач, сохранивший достоинство. Никакая грязь к нему не липнет, хотя он зарабатывает, копая отхожие места. Старик преодолевает все обстоятельства жизни, потому что живет с мечтой, которую, наконец, решает осуществить. Фильм завершается в момент заплыва, и хочется верить, что герой обязательно доплывет до другого берега!

После просмотра фильма понадобилось еще раз перечитать сборник из пяти повестей Талипа Ибраимова «Старик и ангел», в 2006 году отмеченный престижной «Русской премией», которую вручают в Москве русскоязычным писателям стран СНГ и Балтии (исключая Россию).

На фото: Талип Ибраимов

Темир Бирназаров, видимо, тоже неоднократно перечитывал эту книгу, ибо в его фильме деликатнейшим образом препарирована суть авторского замысла писателя, которую точно выразила Майя Кучерская в газете «Ведомости»: «Все повести как одна – про любовь. Жуткую, кровавую, чаще возрастную, когда влюбляются создания отнюдь не юные, а люди, прошагавшие большую часть своего земного пути». Режиссер трансформировал формальную структуру взрывного стиля писателя. В отношениях старика (Акылбек Абдыкалыков) и девушки (Дина Джейкоб) царят сдержанность и зажатость, они скорее подавляют свои чувства, боясь страстей и бурных эмоций. Волею судеб разновозрастные герои фильма оказались в одном пространстве, они не сразу обнаруживают человеческий интерес друг к другу. Лишь некоторое время спустя пожилой мужчина и девушка начинают тянуться друг к другу, но делают это тонко, деликатно, не нарушая границ личного пространства. Характер их чувств – бережный. Именно об этом режиссер говорит в своей концепции. Очевидно, что литературным фундаментом фильма стали три повести сборника Талипа Ибраимова: «Ангел», «Гнездо кукушки» и «Старик».

Напомню, что повествование «Ангела» ведется от лица главной героини Бермет – юной оторвы из «Лондона», одного из злачных районов города. Девушка мечтает любой ценой вырваться из этого ада – пристанища пьяни, наркоты и жулья.

В «Гнезде кукушки» рассказывается история поздней любви пожилого мужчины и глухой сорокалетней женщины. Мужчина по имени Асан, по мнению его бывшей жены и троих детей, неправильно прожил свою жизнь, не накопил, не уехал в город, не встретил достойную пожилую женщину для жизни. Героиню, как и в повести «Ангел», зовут Бермет. В детстве ее напугала собака, вот почему она не слышит. Впервые вышла замуж в сорок лет за Асана, который на самом деле оказывается очень добропорядочным гражданином со своим кодексом чести. Правда у него есть один недостаток – в минуту эмоционального стресса начинает безудержно пить. Бермет понимает: нужно переждать запой мужа.

В повести «Гнездо кукушки» Бирназаров отметил и затем перенес на экран образы героев второго плана, их характеры, поведенческую мотивацию, эмоции. Это и бывшая «подружайка» Асана, с которой он коротал время не только за столом, но и в постели. Ныне она уязвлена самим фактом его женитьбы. Видимо, ей казалось, что он будет всегда при ней. Это и парочка забулдыг, для которой Асан всегда был третьим «не лишним» в шабашках и питейных делах. Однажды, пока пьяный Асан находился в отключке, им пришла шальная мысль овладеть Бермет. Защищаясь, женщина срывает со стены декоративную камчу и сильно стегает несостоявшихся насильников. В фильме девушка берет незадачливых приятелей старика на мушку ружья и начинает издеваться над ними, заставляя беспрерывно приседать.

В одной из сцен мы узнаем, что Асан тонко чувствует музыку, любит оперу, не прочь подпевать певцам во время телевизионных трансляций. Герой фильма Бирназарова частенько уединяется, чтобы поиграть на аккордеоне. Любит он в вечернее время посидеть на скамейке у озера, наигрывая грустную мелодию.

Действие повести Ибраимова разворачивается на берегу Иссык-Куля, где расположен дом Асана. Иногда в моменты невыносимых душевных терзаний, кажущейся безысходности жизни он спасается от депрессии, просто уединяется на берегу озера, долго сидит на валунах, думая о чем-то своем и смотря вдаль.

Наконец, третья повесть «Старик» является сюжетообразующей для фильма «Ночная авария», хотя Бирназаров также трансформировал историю, сделал ее вроде бы совсем иной, но в то же время им был сохранен камертон – высшая точка опоры, которая держит образ главного героя не только повести «Старик», но и «Гнезда кукушки», «Женщины у стремени». Эта точка опоры есть жизненная позиция, которой сквозной ибраимовский персонаж остается верен на протяжении всей жизни.

Все эти аллюзии делают интерес к новой ленте осмысленным и очень высоким. Скоро картина попадет и в наш прокат. Зритель ждет с нетерпением…

Гульбара Толомушова 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям