«Тоска» Пуччини в Бишкеке: обратный отсчет

09:59, 30 Ноября

Итак, главное музыкальное событие ближайших месяцев в Кыргызстане приближается. Осталось уже совсем мало времени. Команда организаторов запустила обратный отсчет. Опера Пуччини «Тоска» прозвучит со сцены обновленного театра оперы и балета в столице 13 и 14 декабря.

Чтобы оценить масштаб постановки, глянем в афишу. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Валентин Урюпин, главный дирижер Российского академического симфонического оркестра, единственный российский музыкант-победитель самого престижного конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти. 

На фото: Валентин Урюпин.

Музыкальный консультант – греческая прима Медея Ясониди, кастинг-директор Пермского академического театра оперы и балета, у которой за плечами Карнеги Холл, Пражская опера, театр Элеоноры Дузе в Болонье, Афинская опера. Ассистент-дирижер – выпускник московской консерватории Орхан Гашимов из Азербайджана. Главные партии исполняют Лариса Келль, солистка Пермского академического театра оперы и балета, Рамиз Усманов, финалист проекта «Большая опера» на телеканале Культура, солист узбекского «Большого театра», Умут Косман, солист турецкой Ankara State Opera and Ballet. При этом участвуют наш Государственный академический симфонический оркестр под руководством Рахата Осмоналиева, Академического хор Кыргызского Национального театра оперы и балета с хормейстером Карагулом Тиленчиевым и детский хор ДШИ имени Ж.Шералиева. Из этих сухих строчек даже людям, от музыкальной «тусовки» бесконечно далеким, видно, что проект не только «звездный», но и межгосударственный. Феерический проект. Звезды оперной сцены со всего мира – в Бишкеке. Трудно поверить, но факт.

Главным организатором этого почти нереального действа стал фонд «Prima». Они же проводят у нас ежегодный фестиваль классической музыки «TENGRI Music». С идеологом и бессменным руководителем фонда Викторией Юртаевой наш читатель знаком давно. С ней мы и обсуждаем детали предстоящего музыкального события.

- Как в твою голову пришла такая сумасшедшая идея?

- Что значит, пришла? Они там живут, их много. А кроме шуток… Последний фестиваль – это наш очередной инструмент для эксперимента, который заключался в том, чтобы посмотреть, как работает сборный оркестр. Мы получили феноменальный результат, наши артисты потрясающе могут играть. Во многом проблема нашего, кыргызстанского музыкального мира – это отсутствие хорошей, доброй творческой коллаборации. Ее всем не хватает, это было очевидно. Идея именно в этой постановке собрать такую коллаборацию, не родилась, а выкристаллизовалась, я бы сказала. Изначально хотели ставить «Тоску» своими силами – как наш внутренний проект. А потом началось вот это, знаешь, песня перфекциониста: «А не пригласить ли нам на эту роль такого-то? Дай-ка я позвоню, прозондирую почву». Так в итоге мы пришли к тому, что у нас 6 зарубежных участников. Но идея сумасшедшая, не спорю, у меня душа замирает, я очень, очень переживаю, как все выйдет.

«Лирическое отступление» от редакции: Первую в истории постановку этой оперы зрители восприняли достаточно холодно. Одной из причин такой реакции назвали неоригинальные мелодии и... жестокость. В данном случае публике пришлась не по вкусу сцена пыток.

- Где взять либретто? Читателю же станет интересно, о чем эта трагическая и музыкальная история.

- На сайте ticket.kg.

- Легко договорились с участниками проекта?

- Сложно. Если честно – очень сложно. Сам проект – дорогостоящий. Понимаешь, не могут люди работать бесплатно или за три рубля, их труд должен быть оценен по достоинству, и в денежном эквиваленте тоже.

- Я сейчас что-то такое бестолковое ляпну, кажется. Скажи, почему приглашены больше мужчины, чем женщины?

- В этой опере только одна женская партия. Так что свои феминистические переживания адресуй Джаккомо Пуччини. И у нас есть Медея Ясониди, ты не представляешь, какого уровня это коуч. Она будет работать с нашими артистами, само по себе это – уже событие. Видишь ли, «Тоска» – это такой материал. Очень популярный, один из самых репертуарных спектаклей, но очень сложный. Нам повезло, что артисты согласились петь два дня подряд. Есть такие солисты, которые не поют «Тоску» два концерта подряд. Очень большой накал страстей, очень большая нагрузка на нервную систему и на связки.

На фото: Медея Ясониди.

«Лирическое отступление» от редакции: Тоска – опера с одной из самых необычных премьерных историй. Первый показ спектакля, состоявшийся больше ста лет назад, наделал много шума. Началось все с того, что театральный зал заполонила полиция. Кто-то сообщил о том, что в зале заложена бомба. После ее безуспешных поисков, спектакль все-таки начался. Едва грянули первые аккорды оркестрового вступления, как в зале послышались крики. Их причиной стала не угроза взрыва, а нарушение римской театральной традиции: в городе было принято начинать спектакли с опозданием. Публика собиралась как раз с этим расчетом, а на этот раз дирижер начал оперу вовремя. Только что пришедшие зрители возмутились и потребовали начать спектакль сначала. Дирижеру и солистам пришлось пойти на уступки.

- Почему вами была выбрана именно «Тоска»?

- Опера «Тоска» - одна из кульминаций в истории оперного искусства, сочинение редкой красоты и эмоциональной силы. Музыка оперы – чувственная, выразительная, глубокая – сглаживает избыточный пафос литературного первоисточника и обращается напрямую к сердцу слушателей, которые сопереживают главным героям, как если бы провели рядом с ними долгие годы. Жанр оперы – элита музыкального мира. У нас обязательный дресс-код, вечерняя форма одежды. Хотелось бы соблюсти все эти условности... Чтобы пришли красивые люди…

- «Тоску» же как-то ставили в консерватории, года три назад, так?

- Да, но она шла с купюрами. В урезанном виде. У нас будет полная версия. Но мы не можем себе позволить постановку с декорацией и сценографией, это было бы слишком непросто. По финансам – в первую очередь.

- А какова цена на билеты?

- Мы постарались сделать билеты максимально доступными. Есть за 1000 сомов, есть за 2800 сомов. Были предложения от партнеров сделать более дорогие билеты, но я просто продавила эти суммы. Это нормальная цена для нашей страны. Люди, работающие в сфере культуры, традиционно мало зарабатывают, и если сделать стоимость высокой, они просто не смогут туда попасть. Очень важно, чтобы туда попали люди, которые должны это услышать. Мы не имеем возможности делать скидки или бесплатные билеты, поэтому постарались учесть это в ценовой политике. Но есть голоса и о том, что билеты стоят все еще слишком дорого. На этот счет я уже как-то говорила и повторю еще раз. Только человек, который вложил, инвестировал какую-то более-менее приличную сумму в такой «культпоход», может сказать, нужно это или не нужно, оправдалась инвестиция или нет.

«Лирическое отступление» от редакции: Пуччини всеми возможными способами пытался передать в своем произведении атмосферу Рима начала XIX века. Специально для этого при помощи служителя храма дона Паникелли в своем оперном детище он воссоздал подлинное звучание колоколов собора Святого Петра.

- Вы почти не даете вирусную, массовую рекламу. Как так, почему? Такое событие – и академическая тишина в СМИ…

- Когда мы задумывали рекламную кампанию, сразу решили, что не будем заниматься популяризацией. Есть люди, которым это не нужно, а есть те, кто с нетерпением ждет этого события. Наш слушатель – человек мыслящий, образованный, который хочет открыть какие-то новые эмоциональные грани, - ему не нужно объяснять, как это важно и нужно, он придет. Двери для всех открыты, конечно, как и на Тенгри мьюзик фестивале.

- Какой проект тебе дался труднее?

- По внутренней работе этот сложнее, чем фестиваль. Во-первых, это мероприятие коммерческого формата, у нас есть партнеры, которые нас будут кормить, которые дадут крышу над головой нашим артистам. Но основная нагрузка о части гонораров и покрытия расходов ложится на продажу билетов. Во-вторых, масштаб… Сама понимаешь…

- Справится ли с этим масштабом наш театр?

- Я думаю, что наш Оперный театр достоин этой оперы. Потому что была проделана очень большая работа с ремонтом. Мы договорились с администрацией театра, они очень-очень хорошо пошли нам навстречу. Все срослось в итоге.

- Расскажи немного об участниках проекта, пожалуйста.

- Валентин Урюпин – безусловная звезда мирового уровня. Он сразу после двух спектаклей улетит в Баден-Баден, тоже дирижировать Тоску. Рамис Усманов – это тенор, солист оперы в Ташкенте. Он – финалист проекта «Большая опера» на телеканале «Культура».

На фото: Рамис Усманов.

Лариса Келль из Перми, она – самая настоящая Тоска, это ее конек. 

На фото: Лариса Кель.

Про Медею я уже говорила… Еще одна наша победа – Умут Косман, баритон. Его участие случилась благодаря тому, что наш партнер – турецкое посольство. Для Умута пение в «Тоске» будет впервые, здесь, в Бишкеке. Он поет Скарпиа, это отрицательный персонаж. Когда я сказала ему, не хочет ли он спеть этого героя, поработать с таким-то дирижером, он ответил: «Я просто мечтаю об этом, не говори мне больше ничего, я просто еду, меня запишите сразу». Это было очень приятно.

На фото: Умут Косман.

Ассистент-дирижер к нам приезжает из Азербайджана, это Орхан Гашимов. Прямо со второго числа он начинает пахать: сводить хор, детский хор, солистов… 

На фото: Орхан Гашимов.

Руководителю оркестра имени Джумахматова Рахату Осмоналиеву – большое спасибо, за то, что он согласился. Не побоялся взять на себя такой огромный объем работы.

На фото: Рахат Осмоналиев.

Лирическое отступление» от редакции: Монсеррат Кабалье попала в книгу рекордов Гиннеса, как единственная певица, которая исполняет четыре последние ноты молитвы Vissi d’Arte на одном дыхании.

- Традиционная провокация под занавес: зачем современному слушателю опера?

- Большие музыкальные полотна делают нас более эмоционально-сильными, эмоционально-богатыми, развивается наш эмоциональный интеллект. В современном мире человеку, живущему в смартфоне, некогда заглянуть в себя, понять, кто ты и чего ты хочешь, обратиться к себе с сокровенными вопросами. А опера может сделать его снова живым.

Вообще все эти разговоры о том, нужна ли классическая музыка, они утомительны. Все музыкальное искусство растет из нее. Нужна ли высшая математика, когда есть рынок, нужна ли литература, когда есть посты в социальных сетях, а? Я почему-то думаю, что любой человек в своем уме понимает, что нужна. Поэтому в Бишкеке звезды мировой оперной сцены скоро дадут «Тоску». Должен же быть у нас когда-то очень большой праздник.

Подготовила Светлана Бегунова

Билеты на сайте: https://ticket.kg/event/tosca
Информация по тел.: + 996 559 773083 / +996 770 787674
dress code: black tie

 

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям