Кыргызча

В Кыргызстане появились безалкогольные села

09:33, 4 Октября 2016

Все чаще в ошских селах запрещают продажу спиртных напитков.“В нашем ауле уже не найдешь водки.Старики все запретили. Говорят, что их просто достали еженедельные драки пьяной молодежи на улицах. Они собрали сельский сход и сказали: “Все, хватит!”. Знаешь, никто не выступил против. Все поддержали их решение. В нашем селе и в соседних уже не продают водку. Если кому-то сильно хочется, едут в райцентр. Не знаю, может быть, кто-то тайком дома выпивает, кто его знает. За всеми не уследишь, вот депутаты не могут разобраться между собой, а что говорить про нас? Лично я понимаю наших аксакалов и поддерживаю их решение”, - рассказывает таксист Шухрат, пока добираемся на местных “автобусах” – японских “степвэгонах” из Бишкека в Ош.

По словам Шухрата,одной из причин введения такого запрета стал тотальный алкоголизм среди местных жителей. Раньше чуть ли не на каждом перекрестке были точки, где всегда можно было найти заветные “стограмм”.

В таких наспех оборудованных лавках, где на стенах вперемешку с китайскими календарями висят фотографии индийских кинозвезд, есть толстая тетрадь, куда продавец записывает, кто сколько должен. В селе мало у кого водится свободная наличность, поэтому многое (включая продукты питания) в местных магазинчиках отдается под роспись. Когда сумма долга переваливает за двухзначную цифру, продавец напоминает должнику об этом, если тот дает гарантии уплаты, кредитная линия не закрывается.

В селах, расположенных по трассе Ош-Иркештам, помимо местной алкогольной продукции давно и успешно потребляют спиртные напитки китайского производства. Ведь рядом проходит стратегическая трасса Ош - Кашгар, по которой день и ночь возят грузы из Кыргызстана в Китай и обратно.

Сегодня один за другим продажу алкоголя запрещают во многих селах Ошской области. Везде свои причины. В одних случаях это продиктовано религиозными запретами, в других – страхом перед стихийными бедствиями, а в третьих – элементарным желанием спастись от тотального алкоголизма.

Согласно данным Национального статистического комитета КР, потребление алкогольных напитков на душу населения составляет 4,23 литра. Объемы продажи спиртных напитков занимают 13% среди продовольственных товаров.

Всемирная организация здравоохранения считает, что 7% кыргызстанцев страдает алкоголизмом, и, по их данным, в год мы потребляем намного больше, чем утверждает Нацстаткомитет, а именно 11 литров алкоголя. Эксперты Национального статкомитета утверждают, что кыргызстанцы больше предпочитают употреблять пиво, коньяк и водку.

Для такой маленькой страны, как наша, разнообразие ассортимента алкогольной продукции бьет все рекорды. Каких только бутылок крепких спиртных напитков у нас не найдешь! На любой вкус, цвет и цену! Водка у нас дешевле пива!

“Сейчас водку или коньяк можно купить только в районном центре Дараот-Коргон, в селах ничего не найдешь. В селе Сары-Могол (высокогорное село в горах Памира на границе с Таджикистаном), я слышал, местная молодежь вообще создала дружины типа “кырк-чоро”, которые чуть ли не по домам ходят и проверяют, порядок ли в селе. Мои знакомые из этого села рассказывали мне, что они – “кырк чоро” –  знают все “проблемные” дома в селе. Держат их под контролем, чтобы спиртное не покупали, не нарушали общественный порядок, и за местными девушками приглядывают, которые ведут легкомысленный образ жизни”, - рассказывает Шухрат.

Если в селах Чон-Алая причиной запрета на продажу спиртных напитков было пьянство, то в горных районах Кара-Суу стал страх перед землетрясением. Сельчане посчитали, что разгульным бытием накликали беду.

В Кызыл-Суйском айыльном округе Кара-Суйского района после разрушительного землетрясения почти единогласно жители сел Чайчы, Алп-Ордо, Кара-Таш и Кызыл-Суу выступили против продажи спиртных напитков в их селах. Старейшины говорят, что не стоит дважды испытывать судьбу, и призвали запретить продажу и употребление спиртных напитков в их селах.

Такую инициативу не могли не поддержать мусульманские священнослужители. Местные имамы при поддержке аксакалов провели соответствующие обряды, прочитали молитвы и призвали местное население воздержаться не только от покупки и продажи спиртных напитков, но и от их употребления.

По словам жительницы села Кызыл-Суу Алтынай-эже, не все будут соблюдать этот запрет. “С одной стороны, я рада, что запретили, потому что в селе нет работы, вот и спиваются люди. Дети их в России тяжелым трудом зарабатывают эти деньги, а их родственники спускают все на праздники и спиртное. Что ни день, у нас праздник, а какой праздник сейчас без спиртного? У вас в городах есть какой-то выбор, люди могут в кино сходить или еще куда-то. А что у нас в селе? Центр притяжения – ближайший магазин. Это у нас и кинотеатр, и парк ,и кафе”, - говорит Алтынай-эже.

Запрет действует формально, никто никакого приказа не издавал. Все делается путем убеждения, кто-то соглашается, а кто-то нет. Ведь реализация спиртных напитков приносит неплохой доход. Поэтому мало кто из торговцев готов полностью отказаться от такого навара, тем более, законных оснований для такого запрета нет.

“Поэтому я не верю, что никто не будет продавать. Скорей всего, начнут, как в советское время, из-под полы. Будут знать только свои, чтобы не афишировать”, - сказал житель села Кара-Тай Муса-аке.

По данным Национального статистического комитета КР, сегодня в целом по стране свыше 41 тысячи человек, страдающих алкоголизмом. Больше всего спиртные напитки потребляют в Бишкеке и его окрестностях. В прошлом году в результате отравления алкоголем умерли 233 человека по стране.

Кстати. Инициатива с запретом на продажу спиртных напитков стала популярной не только на юге страны, но и в других регионах. Например, в прошлом году в некоторых селах Ат-Башинского района Нарынской области местная молодежь (!) вышла с предложением запретить продажу спиртных напитков на территории их сел. Инициативу сразу же поддержали аксакалы и местные имамы. К ним даже приезжали представители областного казыята, чтобы провести некоторые обряды и закрепить это правило.

В Акталинском районе этой же Нарынской области говорят, что местные власти вообще издали соответствующее распоряжение, запрещающее продажу спиртных напитков в пятницу! В селе Беш-Корук Аламединского района на сельском сходе приняли решение запретить продажу алкогольных напитков в их населенном пункте.

Чего больше на самом деле в этих инициативах: поощрения религиозного запрета или желания как-то приостановить распространение алкоголизма, пока сложно сказать. Но, безусловно, ясно одно: доступность и широкий выбор крепких спиртных напитков в наших магазинах влияют на рост потребления алкоголя.

В прошлом году во время обсуждения этой проблемы представители правительства выступили против ограничений на оборот и продажу алкогольных напитков. Депутаты предлагали запретить продажу алкоголя с 22:00 часов вечера до 08:00 утра. Но инициатива не получила поддержки.

Противники запрета считают, что проблему алкоголизма надо решать другими методами, а не запретами, которые в свою очередь ограничивают предпринимательскую деятельность. Владельцы торговых точек, где действует такой запрет, отказались открыто говорить, некоторые из них признавались на условиях анонимности, что такие ограничения сильно ударили по их доходам. Но у них не было иного выхода, как согласиться с мнением большинства.

Алмаз Исманов 

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям