Кыргызча

Владимир Образцов и кыргызская школа изобразительного искусства

16:19, 10 Ноября 2014

Нынешний год для Союза художников Кыргызстана – юбилейный. Творческому объединению художников исполняется 80 лет. И сегодня важно вспомнить о человеке, который стоял у истоков создания Союза и был первым профессиональным художников республики.

Если следовать архивным записям, то начало истории Союза было заложено еще в 1930 году. Именно тогда впервые было создано «Киргизское объединение художников» (КОХ), которое позже было переименовано в «Объединение революционных художников Киргизии» (ОРХК). Но официальной датой Союза считается 16 ноября 1934 года, когда на собрании деятелей изобразительного искусства республики было принято решение о создании Союза Советских художников Киргизии, и где председателем был избран С.А.Чуйков, а его заместителем – художник А.И.Игнатьев.

И как в прошлые годы, так и сегодня большинство из нас при обращении к истории создания Союза художников чаще упоминают имена С.Чуйкова, А.Игнатьева и Г.Айтиева, чьи заслуги перед кыргызским изобразительным искусством несомненны. И совершенно редко, а иногда только вскользь упоминается имя другого художника, педагога, а именно Владимира Витальевича Образцова (1891 – 1934). А ведь именно Образцов был инициатором создания Союза художников в далеком 1930 году. И когда в 1933 году был создан Оргкомитет Союза, и председателем стал С.Чуйков, то его заместителем был избран В.Образцов. Также художник участвовал в Первой Республиканской художественной выставке 1934 года.

Да и первым профессиональным художником Кыргызстана, на наш взгляд, необходимо считать именно Образцова. Когда С.Чуйков в 1921 году поехал учиться в Москву, В.Образцов уже приезжает в Киргизию после обучения. Но в новейших изданиях, например, в таком солидном труде как «Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана» (первый том вышел в 2010 году), имя Образцова даже не упоминается.

Мы решили исправить ситуацию и на страницах газеты рассказать об основателе Союза художников республики, первом профессиональном художнике, преподавателе, общественном деятеле, который оказал большое влияние на становление и развитие кыргызского изобразительного искусства.

К сожалению, о нем сохранилось мало информации. Да и в отечественном искусствознании живопись и графика этого замечательного мастера изучены слабо. Тем не менее, есть ряд исследований – отечественных искусствоведов: В.Чикичева, Д.Уметалиевой, Б.Будайчиева, а также кое-какие материалы в государственном архиве республики.

Владимир Витальевич Образцов, родившийся в старинном русском городе Вологде, прожил в республике недолго, с 1921 года и до своей смерти в 1934 году. Но за это время успел сделать многое. Названный период – это время упоения жизнестроительством, цветения и надежд, время, в котором так хорошо совпало строительство собственной личности и формирование нового мира. Образцов сотрудничал с первыми кыргызскими газетами и журналами, создал в Пишпеке 1927 году первую художественную студию, которая просуществовала три года. Эту студию посещал в числе прочей талантливой молодежи и первый кыргызский художник Гапар Айтиев.

Но прежде чем в 1921 году приехать в нашу республику, Образцов с 1919 по 1921 год учился в Ташкентской народной художественной школе. Его педагогами были А.В. Исупов и А.Н.Волков. А еще раньше, во время Первой мировой войны, судьба художника забросила в Полторацк (Ашхабад), где Образцов вел занятия по рисунку в начальных классах городского училища.

Несмотря на то, что Образцов проучился у А.Волкова и А.Исупова всего два года, этого оказалось достаточно, чтобы на сложение образно-живописной манеры Образцова повлияло творчество именно этих художников. Судя по произведениям художников, хранящимся в собрании Государственного музея искусств Каракалпакии имени И.В.Савицкого в Нукусе, Образцов в 1920-е годы находился в активном экспериментальном поиске, когда его привлекали приемы примитивизма и кубофутуризма. Покинул Ташкент в 1921 году, Образцов приехал в Пишпек, чтобы встать у истоков другой национальной художественной школы в Средней Азии – кыргызской.

В отделе живописи КНМИИ им. Г.Айтиева сохранилась живопись Образцова периода 1930-1934 годов. Вероятно, работ было больше, ведь, занимаясь организационными делами и преподаванием, художник писал картины, делал рисунки, но произведения 1920-х годов, к сожалению, не сохранились.

Сохранившиеся живописные работы Образцова можно разделить на две группы. В первую входят картины, в которых ощутимы принципы изобразительности кубофутуризма, во вторую – произведения, в которых присутствуют образные и формальные приемы, характерные для произведений художников группы ОСТ (Общество станковистов, Москва ,1927-1932). В первую группу входят такие работы Образцова, как «Возвращение из Красной Армии» (1930), «Повстанец» (1934), «На пути в Китай» (1932), «Партизаны» (1932). Ко второй группе можно отнести работы «У глобуса» (1930), «Автопортрет» (1933), «Слушают радио» (1930).

Творчество Образцова ценно еще и тем, что в нем ощутим дух свободного поиска и искры новаторских открытий русского авангарда. Но тема влияния русского авангарда на творчество первого профессионального художника Кыргызстана В.Образцова до сих пор никем не изучена.

Владимир Витальевич Образцов ушел из жизни в мае 1934 года. Его творчество, как показало время, стало уникальным явлением в истории кыргызского искусства. Его ученики, увы, став зрелыми художниками, не продолжили новаторский путь учителя.

Эпоха соцреализма вернула в строй иллюзорность живописных приемов и «социальный накал» времен передвижников. Если бы В.Образцов прожил более долгую жизнь и смог углубить поиски, вероятнее всего, его изобразительные принципы подверглись бы жесткой критике. Во второй половине 1930-х годов, и особенно в 1940-е годы активно велась борьба с формализмом в изобразительном искусстве. Все наследие русского авангарда, эксперименты художественных группировок 1920-х годов, как чуждые соцреализму, на долгое время были изгнаны из теории и практики советского искусства.

Елена ВОРОНИНА  

  

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям