ВЗГЛЯД НОВОГО ВЕКА НА СОЦРЕАЛИЗМ

14:30, 3 Сентября

На фото: Ю. Пименов "Скептики"

Национальный музей изобразительного искусства имени Гапара Айтиева в последние месяцы неисчерпаем на новые темы для выставок. В преддверии Дня независимости Кыргызстана музей решил показать советское изобразительное искусство через произведения художников из пятнадцати бывших союзных республик. Сто пятьдесят работ, выполненных в разных техниках и жанрах, представляют соцреализм периода его расцвета.

Честно сказать, я ожидала увидеть очередь у входа в музей. Но, увы. Посетителей выставки соцреализма под названием «В мире и согласии. Искусство СССР» и в будничный, и в выходной день встретишь немного. Хотя во всем мире советское изобразительное искусство продолжает вызывать интерес у публики. Организовываются выставки и показы, проводятся аукционы, коллекционеры и галеристы находятся в постоянном поиске произведений художников соцреализма. Пик популярности соцреализма пришелся на начало 90-х годов прошлого столетия. Один из первых показов после падения железного занавеса случился в Нью-Йорке. В 1993 году выставку «Советский социалистический реализм 1932–1956» организовали в нью-йоркской галерее P.S.1.

В коллекции нашего отечественного музея изобразительного искусства имени Гапара Айтиева находятся произведения изобразительного искусства художников из всех бывших союзных республик. Это стало возможным благодаря закупкам, которые в советский период осуществлялись Министерством культуры и союзными объединениями художников. До 1991 года эти организации отбирали и покупали работы у художников на всесоюзных и республиканских выставках. Так пополнялись музейные фонды, коллекции. Сегодня закупок нет. Пополнение коллекции идет за счет даров художников.

На фото: А. Дейнека "Парашютист над морем"

Выставка «В мире и согласии. Искусство СССР», на мой взгляд, очень интересна не только жанровым разнообразием и демонстрацией одного из главных художественных стилей большой советской эпохи. Она интересна своими свидетельствами, деталями, ощущениями, настроением, в которых жили наши родители, поколение наших бабушек и дедушек. Что-то является нашим личным опытом, данным нам в ощущениях, опытом страны и ее представлениями о ценностях и нравах. Можно говорить и вспоминать, как было в СССР, а можно прочитать эту жизнь на полотнах, графических листах художников – авторов выставки. Здесь все подлинное в своей и искренности, и фальши. И нынешнюю выставку по праву можно назвать своевременной и организованной в нужное время. Ведь та общественная риторика, которую сегодня часто мы слышим, полна нетолерантности, неискренности, нелюбви к ближнему, стране. А риторика выставки, наоборот, полна внимания к нравам, ценностям и ресурсам их воспитания. Едва ли не каждая из выставочных работ проникнута желанием мира и согласия, дружбы и любви – ведь с этим связаны жизнь, судьба народа, страны, судьба культуры. Поэтому так важно показать эту выставку детям и молодому поколению кыргызстанцев. И ошибочно считать, что отдельные представленные работы на выставке имеют пропагандистскую направленность. Выставка выразительная, экспрессивная и идеологически невинная, она ни за что не агитирует. Выставка показывает художников различных поколений, разных жанров и почерков, техник, что делает ее еще интереснее и информативнее. 

На фото: Г. Неледва "Спокойное небо"

У каждой бывшей союзной республики на выставке есть свое экспозиционное место. В количественном представлении кого-то меньше, кого-то больше. Например, Молдову представляет один автор – Е. П. Бонтя («Весенний букет». Холст, масло. 1988). А украинских художников на выставке чуть больше. В разделе прибалтийских республик добрую половину экспозиции занимает графика. Интересно смотреть на живописные работы прибалтийских художников, на эстонцев Л. Я. Микко («Натюрморт». Холст, масло. 1960), А. А. Пихельга («Зимний пейзаж». Холст, масло. 1951), на латышей Р. Х. Валнере («Поющая молодость». Холст, масло. 1965), А. В. Артумса («Март». Холст, масло. 1960), литовца А. Ю. Савицкаса («Улица Грибо осенью». Холст, масло. 1960). Когда всматриваешься в работы прибалтийских художников, первое, что привлекает к себе внимание, - это соединение как будто исключающих друг друга черт: обыденности и необычайности. Чем же они обыденны? Изображенными объектами и незамысловатостью действия. Взять, например, работу «Лодка» латвийского живописца К. Я. Мелбардзиса (1902-1970). Типичный фрагмент местного пейзажа. Тем не менее, ты чувствуешь, что повседневный объект – рыбацкая лодка – является отнюдь не повседневным. Что автор на самом деле как будто и вовсе не писал никакого объекта привычного мира, что он только опирался на их форму и структуру, создавая метафору, иносказание. Кстати, метафоричность, знаковость, просвечивающая сквозь, придает тот характер работам прибалтийских живописцев, который никоим образом не разрешает отнести этих авторов к представителям бытового жанра в живописи.

На фото: В. Артыков "Вода Сибири придет в Каракумы"

Изобразительное искусство Туркменистана представлено не только живописцами, но и скульптором Дж. Джумадурды (1937-1999). Особенность живописи художников из Туркменистана проявляется в том, что этническая выраженность не является творческой программой для художника. Потому в представленных на выставке работах мы не увидим показушной этники. Зато цвет остается основным элементом построения образа, доминирующим (С. Г. Бабиков. «Стихи и персики». Холст, масло. 1969; В. А. Артыков, «Вода Сибири придет в Каракумы». Холст, масло. 1980).

На фото: С. Бабиков "Стихи и персики"

Показать в полной мере живопись столь одаренного пластически армянского народа – задача трудновыполнимая, и, естественно, размеры музейного пространства не позволили это сделать. Тем не менее, в экспозиции выставки мы можем увидеть семь полотен армянских художников. Яркий цвет для армянской школы живописи, как для туркменской школы, стал непременным «знаком», обязательно солнечным и обязательно экспрессивным. Это, пожалуй, самое широкое «сарьяновское» влияние на тех художников, чьи работы представлены на выставке. Вторая отличительная черта армянской живописной школы – это подчеркнутый аскетизм. Скудный каменистый горный пейзаж, персонажи портрета без аксессуаров. Все это мы видим в работах А. А. Ананикяна «Низкорослый Аво», М. М. Абегяна «На острове Севан», Ю. С. Григоряна «Путники», М. О. Грдяна «Ереван», Д. А. Налбандяна «Возвращение с гор» и В. Г. Габазяна «Проводы брата на фронт». Иногда серый камень оживает, движется – это овцы. И их породили камни, и едят они, наверное, каменную крошку и пьют каменную пыль; кругом одна лишь каменная плоская предгорная степь. И, несмотря на то, что армянские художники используют скудные, строго отобранные художественно-выразительные средства, им удается достичь максимальной выразительности образов.

На фото: Н. Нестерова "Пир в Гелати"

Много открытий преподнесла новая выставка. Так, мы узнали, что в музейной коллекции есть работы Натальи Нестеровой – одного из известных и сегодня современных российских и мировых художников. Нестерова - тот самый художник, для которого примитивизм играет важную роль в творчестве. Отметим, что примитивизм отнюдь не тождествен примитиву. Язык работ Нестеровой сдержан, скорее подробен, чем ярок. Но за видимой банальностью мотива («Пир в Гелати». Холст, масло. 1979) мы явственно ощущаем драматическое напряжение сюжета.

Еще одна особенность выставки «В мире и согласии. Искусство СССР» в том, что можно увидеть работы таких известных советских художников, основоположников соцреализма, как Ю. И. Пименов («Скептики», 1968), А. А. Дейнека («Парашютист над морем», 1934), М. И. Малютин («Отдых. Портрет Кедриной», 1961), А. М. Герасимов («Портет А. Е. Бадаева»), А. А. Лабас («Портрет П. Маркиша», 1978). А скульптурные произведения выставки представлены именитыми советскими мастерами камня и бронзы М. К. Аникушиным («Академик П. А. Куприянов», 1948) и Е. Ф. Белашовой («Зоя Космодемьянская»).

На фото: Ю. Щербатенко "Свежий номер газеты"

Нынешняя выставка по праву может считаться событием в культурной жизни и столицы, и страны. У нее есть много плюсов. Один из них заключается в осмыслении главного стиля в изобразительном искусстве советской эпохи. Вся экспозиция выставки вызывает «ох» и «ах». И человек, мало-мальски интересующийся искусством, вряд ли будет отрицать художественные достоинства работ художников Пименова, Дейнеки, Герасимова, Аникушина, Лабаса и других. Жаль, что в постоянной экспозиции этих художников нет. Так что идем и смотрим выставку, пока дают. Выставка будет действовать до 29 сентября.

Елена ВОРОНИНА,

арт-журналист

Фото автора.

 

© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям