Живи по чайному!

09:03, 19 Мая 2016

В России готовится к переизданию раритет «Зачем мусульманину чай?», в котором целая глава посвящена традициям кыргызского чаепития.

 

Начни все с чайного листа

 

Автор этой книги, популярный прозаик из Липецка Валентин Баюканский, собрал мнения более 50 известных деятелей из 14 стран мира, исповедующих ислам. И пусть они не знакомы меж собой, их всех объединила настоящая любовь к древнему, ароматному и полезному напитку. Чай – настоящий магнит для сближения этносов, фактор дружбы и уважения.

НА ФОТО: Валентин Баюканский – самый известный эксперт по чаю в СНГ. И знаток кыргызских традиций. 

В книге объемом в 400 страниц, содержащей множество иллюстраций и уникальных секретов ориентального гостеприимства с Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Азии и других регионов нашлось достойное место и для описания чайных церемоний Кыргызстана. В этом автору с берегов Воронежа помогли наши местные любители почаевничать.

В.Баюканский признается, что с детства его героем был Манас Великодушный, повествование о котором он прочитал еще в 10 лет. Он пишет: «В моих руках оказалась удивительная книга… Несокрушимый Манас олицетворяет вековую идею объединения и государственности народа, который на протяжении столетий защищал свою свободу и независимость».

Баюканский собрал богатейшую палитру кыргызских рецептов, включая способы древних пращуров: чай с обжаренной мукой и бараньим жиром, солью и сливками, талканом и черным перцем, даже с сюзьме и курутом! В разных районах Кыргызстана поныне смакуют чай с медом и наватом, курагой и изюмом, шиповником и облепихой, мятой и яблоками, лимоном и малиной, бальзамами и пряными травами, и т.д.

А прошлой осенью на 28-й Московской международной книжной выставке-ярмарке новую книгу В.Баюканского «Чай - дело тонкое» признали бестселлером. Над своим международным проектом автор работал свыше 7 лет, и в нем тоже нашлось место для нюансов кыргызского чаепития. Пожалуй, сегодня Валентин Анатольевич является самым признанным мастером в чайном деле на просторах Содружества!

Эликсир для горцев и степняков

Кыргызский народ с течением веков впитал в себя кровь многих соседей. От них привносились также культура, философия, обычаи. В том числе традиции чаепития.

 Здесь надо пояснить, что основным видом натурального хозяйства у кочевых племен было отгонное скотоводство. Преобладали овечки да лошади, КРС появился в конце XVII века. Чем больше скота – тем круче. Отсюда традиционное преобладание мясо-молочных продуктов и блюд из них: шорпо, кумыса, айрана, а также напитков из пророщенных злаков и крупяного толокна: жарма, максым, различные каши-затирухи и просяные похлебки. Этот достаточно однообразный, по сути, рацион здорово разбавил всесезонный чай, став очень популярным в первую очередь у богатых феодалов, так как прессованные плитки экзотического напитка, завозившегося из соседней Поднебесной империи, стоили недешево.

Отмечу, что жирная мясная еда ослабляет тонус пищеварительного тракта, и горячий чай здесь просто незаменим, он ускоряет пищеварение и помогает при кишечных расстройствах, столь частых в Азии, абсорбирует и выводит из организма вредные вещества. То есть предки уже в древности поняли, что чай – лучшая «химчистка» для желудка, почек и печени!

Чай, как утверждал в свое время академик Арстанбек Алтымышев, пьют на Тянь-Шане и Тибете с 620 года нашей эры. Известный ученый-фармаколог посвятил этой теме немало исследований. Изучал благотворное влияние чая на организм человека, современные способы его обработки; классифицировал наиболее популярные у различных народов способы приготовления; представил лекарственную рецептуру (чаи желудочные, возбуждающие аппетит, противопростудные, желче - и мочегонные, тонизирующие, успокоительные) и напитки на основе чайных листов…

Чай из Чжунго древние кыргызы обычно крошили, смешивали с молоком, солью и обжаренной на масле мукой. Питательное варево получило название куурма-чай. В отдаленных селах, особенно в заснеженной и стылой высокогорной зоне КР его пьют и по сию пору, ведь он заряжает энергией. Так же как и актын-чай. Это крепко заваренный черный чай, вскипяченный с молоком, а так же с добавлением топленого масла, соли, сметаны. Нечто схожее, кстати, есть у монголов, тибетцев, калмыков, бурятов и других этносов, культурологически и ментально близких кыргызам.

Расчаевничались…

По наблюдениям известного кыргызстанского эксперта, кандидата исторических наук Александра Камышева, в коллекциях бишкекских антикваров можно встретить необычные медные кувшины-кумганы, внутрь которых вставлена металлическая труба. Эти своеобразные кыргызские самовары датируются концом XIX века. Хотя встречаются и более древние экземпляры. Кумганы, иногда украшенные резьбой, к сожалению, не имеют клейма с датами или именами мастеров. Но это подлинные произведения прикладного искусства и заслуживающие лучшей участи, чем отправка в скупку цветного металла…

– Первые переселенцы из России и Украины обязательно везли в Киргизию вместе с домашней утварью свои самовары. Они пришлись по душе в Средней Азии. В кочевых условиях это устройство быстрого приготовления кипятка стало самым необходимым и широко используется по сей день, - заявил Александр Михайлович.

Несмотря на высокую стоимость, российские самовары широко использовались в рабочих и крестьянских семьях Туркестана. В основном это была продукция тульской фирмы братьев Баташевых, существовавшей с 1825 года и имевшей право ставить клеймо «Поставщик Двора Его Величества». Крупными конкурентами Баташевых вскоре стали фирма братьев Шемариных и Торговый дом Тейле.

Как известно, в чае один из главных компонентов – вода. Чистейшая влага из ледников Тянь-Шаня и Памиро-Алая, многочисленных артезианских источников, альпийских родников и лесных ключей придавали особую прелесть чаю. А зачерпнутая из ручьев рядом с мазарами – святыми местами поклонения, - придавала напитку едва ли не магические свойства!

 Несколько лет назад в Кыргызстане побывала уникальная экспедиция, готовившая серию фильмов «Исследование чая» для популярнейшего телеканала National Geografic. Начав путешествие на моторикшах в Индии, центре мирового производства чая, съемочная группа закончила его в Англии, где больше всех на свете популярен сей бодрящий напиток. На пути в 15 тысяч километров между Востоком и Западом продюсером Максом Ловелл-Хором и его супругой, автором сценария Софи Айбботсон, был собран уникальный материал, в том числе об экзотике Нарынского края, где очень любят настой из чайных листьев.

Рахим Каримов, поэт, писатель и переводчик из Оша, автор свыше 20 книг на узбекском, русском и кыргызском языках в своих стихах часто воспевает чай. Вот его строки…

Люблю мечтать, как соберусь домой,

Как мать с отцом у дома повстречаю,

Согрею руки теплой пиалой,

Согрею сердце золотистым чаем…

Мамины глаза красивыми были,

Словно на меня глядели из рая!

Может, дорогу назад позабыли,

Где ж вы сейчас, глаза цвета чая?

Любишь чай? Тогда внимательно читай!

 

У кыргызского народа сохранились многие ритуалы своеобразной чайной церемонии. К примеру, умение красиво подавать чай может стать важным, если не решающим моментом, когда джигит выбирает себе невесту. Родственники жениха, кроме прочего, оценивают достоинства претендентки и по способности аккуратно разливать напиток по пиалам. Передавать чашку гостю полагается скромно, потупив взор, правой рукой держа пиалу, а левой придерживая локоток в знак почтительности.

Бывает, что семейные скандалы возникают от того, то муж оказался недоволен тем, как его благоверная обслужила дорогих гостей. В качестве ругательства можно услышать: «Даже чай не умеешь подать как следует!» Дело даже не в качестве сорта, не в густоте настоя, а в… температуре.


– Почему чай холодный?! – может накинуться муж на жену, хотя чайник с кипятком был снят с плиты всего пару минут назад. Может быть, как раз по этой причине во многих сельских домах Кыргызстана в почете большие китайские термосы…

Средний житель Кыргызстана потребляет порядка 1,5 кг чая в год. Сегодня на местном рынке представлены чаи около 30 компаний. Только три из них выпускают его в Кыргызстане, фасуя сырье. Остальные бренды завозятся из Казахстана, России, Китая, Индии, Турции, Ирана, других стран. Лотки изобилуют разными чаями: здесь и зеленый с жасмином, и черный с бергамотом, а также с гвоздикой, корицей, имбирем, ягодами, прочими добавками.

В сельской местности КР, чьи жители составляют более 65 процентов населения, предпочитают, как правило, листовой чай, реже – гранулированный, еще меньше поклонников пакетированного напитка.

Все застолья у кыргызов до сих пор начинаются и заканчиваются чаепитием. Вначале подаются сладости, выпечка, сухофрукты, орешки, фрукты, плюс овощи, салаты. Затем идут закуски, а потом основное ударное блюдо, бешбармак, например, или плов, и после чай - как финальный аккорд.

«Гость — благодать дома», говорят кыргызы. Ведь неугомонные дети суровой природы вечно перемещались. Сегодня ты в чьей-то юрте заночевал, завтра у себя путника принял. Страннику — почетную пиалку чая. Откажешься — расстроишь хозяев.

…Желаю всем испить за свою жизнь несколько миллионов чайников крепкого чая – с друзьями, близкими, детьми, внуками и правнуками. Будьте здоровы, поднимая пиалу с благодатным напитком!

Азиз Карашев

 

  

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям