Депутат Жогорку Кенеша Самат Ибраев: «Залог развития – бизнес-партнерство государства и общества»

12:06, 19 Августа 2015

- Господин Ибраев, все мы хотим жить в процветающем государстве. Но как собираемся добиться процветания, если промышленность не развивается, да и состоянием сельского хозяйства похвастаться не можем?

- Экономическое развитие зависит от того, насколько государство умеет организовать производство, трудовые ресурсы и трудовые отношения. Государство должно быть партнером бизнес-среды, фермеров и частных лиц. А у нас государство никак не может воспользоваться своими правами, о своей же ответственности забыло начисто. Скажем так, сейчас мы расхлебываем последствия разбазаривания государственной земли, дележки ее на мелкие участки и всеобщей раздачи населению. Из-за неправильных представлений об экономике, непонимания рынка крестьяне Араванского района в нынешнем году распродавали выращенную ими картошку по 7-8 сомов за килограмм. А свою капусту, как выясняется, они продают уже по сому за кило. Если, работая от зари до зари, не разгибая спины, вырастив неимоверным трудом картошку ли, капусту ли, крестьянин не может окупить не то что свой труд, но хотя бы другие затраты, кто же может быть еще большим банкротом?! А вот если бы государство и крестьянин смогли подняться до партнерских отношений, крестьянин бы не обанкротился, а труд его в целом окупался.

Вот когда я был в Китае, увидел, что там землевладелец и государство дошли до состояния партнерства. В Китае государство и свои права знает, и ответственность осознает. Иначе говоря, если в Китае цена на сельскохозяйственную продукцию окажется на рынке ниже произведенной крестьянином стоимости, государство закупает ее у производителя по более высокой цене. Видите, у наших соседей крестьяне не боятся, что их продукция не найдет сбыт и сгниет прямо в поле или окажется ниже себестоимости. Кроме того, аграрная сфера регулируется государством. Поэтому у нашего великого соседа сельское хозяйство бурно развивается, поэтому Китай продает соседнему Казахстану варенье тоннами, и хорошего качества, и по низкой цене. А мы, находясь под боком у Казахстана, не можем продать туда даже молоко. Государство не может выполнить свою функцию менеджера, а вернее, даже не в состоянии понять, что у него есть такая обязанность.

- Из-за того, что в былые времена государство разогнало колхозы и совхозы, подчистую раздавая государственную землю по принципу «как хотите, так и живите», - из-за политики избегания ответственности мы и дошли, как видно, до такого тяжелого положения...

- Для тех, кто знает толк в деле, крестьянский труд – большое искусство. Земельные наделы в Кыргызстане были розданы тысячам людей, однако государство упустило из виду, что не все эти тысячи землевладельцев смогут стать толковыми земледельцами. И в силу такой безголовой политики 49% всего населения страны занято в сельском хозяйстве. В США же на селе работает всего 1% населения, а во Франции – только 2%. При этом фермеры США и Франции кормят своей сельхозпродукцией не только свою страну, но и население всего земного шара. Причем и сами совсем не бедствуют, а процветают. И поскольку в обеих этих странах на селе работает мало людей, а обрабатываются большие посевные площади, сельское хозяйство там рентабельное. Поэтому прибыль они, что называется, гребут лопатой. У нас же все наоборот. В некоторых регионах есть села, где людям раздали наделы по 10-20 соток. Что же за доход они смогут получить?! Пастбищные угодья тоже узкие. В некоторых селах горной глубинки невозможно содержать больше 5-10 голов овец. Приведу лишь один пример: благодатный-изобильный Кыргызстан ежегодно закупает за рубежом мяса на 6 миллиардов сомов, или 95 миллионов долларов США! Это показывает, насколько у нас мясное производство не окупает себя, а сельское хозяйство не развито. Следовательно, нужно пойти на серезные перемены в сельскохозяйственной отрасли, и государство должно взять инициативу в свои руки. Если мы сможем круто повернуть сознание населения и добиться того, чтобы ради снижения себестоимости продукции передавать в обработку 100 гектаров земли не сотне сельчан, а всего двоим, вот тогда у нас сельское хозяйство станет развитым. Почему же в Кыргызстане нельзя внедрить такую же систему кооперативных хозяйств, как в Японии?!

- Вы с такой болью говорите о сельском хозяйстве, а сами имеете отношение к фермерству?

- А как же за это не болеть? 70% населения Кыргызстана проживает на селе. Однако села у нас отсталые, ни одно из наших фермерских хозяйств не является рентабельным. Сельское хозяйства – отрасль больших рисков. Отдачи почти нет. Оказывается, в отдельных селах у фермеров по три кредита. Если они вырастили картошку, капусту, а те сильно упали в цене, то крестьяне, будучи не в состоянии выплатить предыдущий кредит, берут в других банках новые ссуды. В прошлом году, когда в Таласе сильно упала цена на фасоль, сколько крестьян не смогли вернуть кредиты! Вот почему, если мы и впрямь намерены поднять сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безопасность страны, тогда правительство должно принять специальную программу развития сельского хозяйства. Тогда и сельчане перестали бы бояться, смело вступая в партнерство с государством, и все силы направляли на обеспечение продовольственной безопасности.

- Окупает ли себя капельное орошение?

- Эта система появилась 30 лет назад в Израиле. Так что мы не открываем Америку. Капельное орошение – это культура земледелия. При таком методе полива повышается урожайность, существенно снижается себестоимость сельскохозяйственной продуции.

- Наверное, у вас как у человека, который пришел в политику из деловой сферы, есть собственный взгляд на экономическое развитие страны?

- Прежде всего государству лучше будет опираться на свои силы, внутренние ресурсы. А для этого бюджетные средства, предусмотренные для развития экономики, следует использовать с хорошим расчетом, целевым образом и с отдачей в виде доходов. А у нас, насколько я знаю, никак не получается использовать бюджетные средства рачительно, экономно. Во-вторых, если мы сумеем целесообразно использовать трудовые ресурсы, правильно организовать трудовой процесс, во многом выиграем от этого. Вот, скажем, Кыргызстан богат недрами, да и гидроэнергетика у нас развита хорошо. Следовательно, государство должно уделять именно этой сфере особое внимание, развивать ее первоочередным образом. Почему же мы сами не можем разрабатывать собственные месторождения, а отдаем их иностранцам? В горнопромышленной сфере у нас вполне достаточно отлично знающих свое дело специалистов, и если мы начнем разрабатывать свои недра собственными силами, в будущем появятся в этой отрасли и новые кадры, молодая смена. Самое главное, если мы начнем разработку своих недр собственными силами, то сами собой исчезнут и нынешнее противостояние населения, и обеспокоенность состоянием экологии.

Да, на разработку полезных ископаемых нужны деньги. Если государство окажет поддержку нашим предпринимателям и им будут предоставлены государственные гарантии, тогда миллионные инвестиции найдутся и у нас в стране. Это подтверждает бурное развитие в последние годы строительной отрасли. Трудовые мигранты кыргызстанцы, которые живут и работают за рубежом, каждый год присылают на родину 2 миллиарда долларов США. И ведь при этом они присылают домой то, что осталось у них после удовлетворения своих основных потребностей, верно? Значит, мы можем делать ставку не на внешние инвестиции, а опираться на собственные, внутренние ресурсы. Стоит только создать необходимые условия нашим предпринимателям, и они инвестировали бы миллионы в национальную экономику без всяких процентных ставок. Конечно, не стоит отказываться и от внешних инвестиций. Я считаю, что внешним и внутренним инвестициям на государственном уровне должно уделяться равное внимание и обеспечиваться соответствующие гарантии. Не годится создавать внешним инвесторам все условия, а к своим поворачиваться спиной. Вот узловые моменты развития кыргызской экономики.

- Какие у вас соображения по развитию горного кластера?

- В Кыргызстане туризм составляет всего 4,8% внутреннего валового продукта. Этого очень мало. Мы живем в райском краю, а туризм у нас не развит; это печальная картина. В некоторых странах туризм составляет 90% ВВП, а должен составлять не менее 15%. В Турции доля туризма в ВВП страны – 51%. Мы в Кыргызстане все время говорим, что развиваем туризм, но уровень обслуживания у нас невысокий. Есть надежда, что, с божьей помощью, проект «Горный кластер» откроет дорогу развитию туризма в Кыргызстане. То, что недавно побывавший у нас с официальным визитом президент Туркменистана, восхищаясь красотой нашего края, выразил намерение построить на берегу Иссык-Куля пятизвездочную гостиницу, показывает, насколько туризм у нас перспективен.

  Бахтияр Шаматов

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям