Азамат Дикамбаев: “В стране катастрофическая проблема с преподавательским составом”.

11:29, 29 Января

Ровно пять месяцев назад в Бишкеке в торжественной обстановке была открыта школа “Газпром Кыргызстан”. На открытии присутствовали руководители страны и российского гиганта “Газпром”. Бассейн, футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, теннисные корты, танцевальный зал со стереозвуком, оснащенные лабораториями кабинеты физики и химии - о таком можно только мечтать. Самые продвинутые родители пожелали, чтобы их дети учились в школе, построенной по последнему слову науки и техники.

О том, как все это функционирует, как идет учебно-воспитательный процесс, какие проблемы возникли, наше интервью с директором школы “Газпром Кыргызстан” Азаматом Дикамбаевым.

О школе и школьных проблемах

- Азамат Шамильевич, школа “Газпром Кыргызстан” – довольно амбициозный проект, плюс такое величественное здание. Почему Вы согласились возглавить этот проект?

- Есть два ключевых момента. Первый – профессиональный мотив. Хотелось участвовать и руководить таким сложным интересным проектом, который важен для страны в целом. Второй момент личный – пришло время, внутреннее осознание того, что нужно отдавать. И образование - это как раз та сфера, где можно отдавать свой опыт, знания обществу.

- Огромное внимание приковано к вашей школе со стороны СМИ и общественности. Следят за каждым событием, и негативным, и позитивным. С чем это связано?

- Сам объект - необычный для страны, с точки зрения инфраструктурных решений. Много было дискуссий во время принятия решения о статусе этой школы. На мой взгляд, уникальность самого проекта и привела к общественному интересу к нашей школе.

- Это внимание помогает или мешает?

- Это сильно мотивирует. Когда находишься под особым вниманием, особым контролем и общественности, и государственных структур, и корпоративных структур, то происходит двойная мобилизация. Но есть моменты, когда для определенных вещей необходима какая-то тишина.

- Сейчас в школе 960 детей, это столько же семей, полсотни учителей. Удалось ли Вам создать комфортную атмосферу в ученическом и педагогическом коллективах?

- Прошло всего пять месяцев, как мы запустились. В чем-то мы смогли создать атмосферу свободы и креатива для детей, чтобы каждый ребенок имел возможность для самореализации. А мы продолжаем работать над формированием педагогического коллектива в целом, много внимания уделяем взаимоотношениям с родителями.

- Можете сказать, чем Вы больше всего гордитесь за 5 месяцев работы в школе “Газпром Кыргызстан”?

- Сложный вопрос. Прежде всего тем, что смогли запустить такой сложный проект за столь короткое время, поставили его на ноги. Мы ведь получили все разрешительные документы только в августе. За один месяц нам предстояло набрать качественный преподавательский состав, набрать учащихся. Что мы с успехом и сделали. Вот это и есть достижение. Что касается самого функционирования школы – мы смогли создать особую атмосферу, другие ощущения у самих детей. Если говорить о конкретных результатах, мы установили много партнерских отношений с российскими вузами и школами, провели много культурных мероприятий. Наши ребята даже стали чемпионами республики по робототехнике.

- К Вам в школу в основном пришли уже готовые школьники. Какая самая основная проблема бишкекских школ? Что бы Вы покритиковали?

- Это вопрос не критики, а пожелания. Мы столкнулись с тем, что в стране катастрофическая проблема с преподавательским составом. Сейчас самая приоритетная задача - формирование следующего поколения педагогических кадров. А ещё мы столкнулись с неравномерностью знаний у детей. Есть дети-звезды, есть дети, которые по тем или иным причинам недополучили какие-то знания в школе.

- Как вам удается их совмещать в одном классе?

- Стараемся применять индивидуальный подход в ходе учебного процесса.

На фото: На открытии присутствовал Президент КР Сооронбай Жээнбеков и зампредседателя правления "Газпрома" Виктор Маркелов.

О возможном увольнении

- Многие директора школ говорят, что основная сложность не с детьми, а с их родителями. Вы согласны с таким утверждением?

- Нет. Я бы выделил всех участников процесса - и родителей, и детей, и органы регулирования. Я бы рассматривал это как сложную систему. Необходимо сбалансированно подходить к этому процессу, чтобы интересы всех были соблюдены: интересы родителей, интересы преподавателей, интересы детей, интересы администрации, регулирующих структур. Тогда проект сам будет развиваться.

- Пару месяцев назад школу сотрясла новость о Вашем возможном увольнении. Прозвучала версия, что якобы это из-за жалоб родителей. Почему возникла такая ситуация?

- Это не совсем точная информация. Вопрос об изменении моего статуса был связан с моей личной просьбой. По личным обстоятельствам и по состоянию здоровья я попросил разгрузить меня, поскольку я выполняю функции и председателя правления, и параллельно функции директора. То есть операционная и стратегическая деятельность была возложена на меня. Осенью я попросил, чтобы эти две вещи функционально развели и на мне оставили только вопросы стратегического управления школой. А содержание школы и концептуальные вещи остались за мной. Но после всех событий было принято решение, что Наблюдательный совет принимает все инициативы школы и дополнительно выделил штатную единицу, как раз по операционным вопросам.

- Дети вышли на митинг с требованием, чтобы директором школы оставили Вас. Вам было приятно, что учащиеся оказали такое большое доверие?

- В первую очередь было беспокойство – зачем дети вовлекаются во все это? Безусловно, какие-то приятные вещи были, за короткий промежуток времени мы смогли что-то сделать для детей, из-за чего они и вышли на митинг.

- Нет ли такой опасности, что Вы работаете, вкладываете в проект много сил и энергии, поставили его на ноги, а потом – бац! - и отдали кому-то проект?

- На мой взгляд, нет такой опасности, потому что при обсуждении концепции и будущего школы на всех уровнях была выражена поддержка, что школа нужна, и она нужна в том формате, в котором она развивается. Нашей системе образования нужны примеры школы другого типа. Поэтому на всех уровнях решено этот проект поддерживать.

Об учителях и тренерах

- Расскажите об учителях, которые преподают в школе.

- Большинство учителей – граждане Кыргызской Республики. У нас работают порядка семи человек - граждан России и Казахстана. Естественно-технический блок ведут лучшие преподаватели республики. Учителя математики пришли из 61-й и 67-й школ.

- Есть ли единая концепция школ “Газпрома” на территории России и других странах СНГ?

- Жесткой концепции не было. Было большое пожелание, чтобы школа стала ресурсным центром для всей республики, как с точки зрения методических вещей, так и с точки зрения инфраструктуры. И мы к этому движемся. Совместно с Министерством образования провели несколько мероприятий, ряд из них инициировали сами. Этот тренд, чтобы школа стала общественно полезным и ресурсным центром, - стратегическая линия, и она будет сохранена.

- В школе много внимания уделяют спорту и физической культуре. Почему?

- Изначально школа имела статус как школа со спортивными сооружениями. У нас великолепный спортивный зал, бассейн, футбольное поле, скалодром. То есть для детей созданы максимально комфортные условия. Благодаря такой инфраструктуре мы можем себе позволить организовать в школе 24 точки, где проводим секционную и кружковую работу. У нас есть положительные результаты – футболисты и пловцы показывают хорошие результаты. Легкоатлеты вышли на городское первенство по легкой атлетике. Школа имеет все возможности, чтобы дети активно занимались спортом не просто на уровне увлечения, а именно профессионально. У нас великолепный преподавательско-тренерский состав. С детьми работают мастера спорта международного класса, участники олимпийских игр, заслуженные тренеры, судьи международной категории. То есть созданы идеальные условия как с точки зрения учебно-методического, так и инфраструктурного плана.

- В школьном бассейне тренируется сборная Кыргызстана по плаванию. Как это стало возможным?

- С федерацией по плаванию мы пришли к пониманию, что инфраструктуру такого уровня надо использовать в полной мере. Одновременно со сборной тренируются лучшие ученики по плаванию нашей школы. Надеемся, что и они в перспективе продемонстрируют отличные результаты.

- Какая главная проблема существует на сегодняшний день в школе “Газпром Кыргызстан”?

- Для меня основной проблемой является начальная школа. То есть необходимо повышение качества обучения в начальной школе. Это решаемая проблема. В настоящее время мы начали работу по повышению квалификации преподавателей начальной школы. Осенью совместно с Санкт-Петербургским институтом мы провели курсы повышения квалификации наших педагогов. На зимних каникулах провели курсы повышения квалификации. То есть школа постоянно вкладывает в наш преподавательский состав. Но работы ещё очень много.

- Сколько времени нужно, чтобы школа уже состоялась и можно было сказать, что работает она “на полную катушку”?

- На сегодняшний день она работает “на полную катушку”. Чтобы сказать, что проект запустился полностью, по моим оценкам, как и для любого стартапа, нужно года три.

Об учениках

- Говоря о разности школ, можете отметить, из каких школ наиболее подготовленные дети?

- К нам в школу пришли дети как из муниципальных, так и из частных, как из международных, так и из национальных школ. Уровень, конечно, разный. Но из того массива, который нам удалось протестировать, я бы отметил школу “Келечек”. Чувствуется фундаментальный уровень подготовки всех ребят, которые учились в школе “Келечек”.

- Возникали ли конфликтные ситуации, из-за того что дети из разных школ?

- До настоящего времени конфликтных ситуаций не было. Мы стараемся в коллективе, среди детей пропагандировать идеи толераностности. Если вы обратили внимание, у нас мультинациональная среда. Мы стараемся внедрять ключевые человеческие ценности и придерживаться их. Возникают локальные конфликты, но каких-то враждующих группировок у нас нет. Дети быстро подружились, перемешались, несмотря на то, что были из разных школ.

- Как направляете активность школьников в положительное русло?

- Сейчас мы активно обсуждаем и разрабатываем общественную жизнь школы. Это вопрос саморегулирования и самоорганизации школьников. Для этого обсуждаются идеи некоторых объединений школьников между собой, создание такой среды, чтобы школьники были максимально готовы после окончания школы к общественным процессам. В школе хотим создать условия, чтобы дети научились вступать в коммуникации, во взаимодействия с другими, не только по своей параллели, но и по вертикали, по всем направлениям.

- В этом году будет новый набор учеников. Что Вы порекомендуете родителям? Как следует готовить детей для школы “Газпром”?

- Дайте ребенку быть ребенком! Создайте ему условия, чтобы он мог раскрыться. Не надо его перегружать таблицей умножения или какими-то правилами. Ребенок до поступления в школу должен научиться быть социально активным. И второе – его кругозор должен быть достаточно подготовленным. А все остальное предоставьте школе.

О питании

- Расскажите о системе питания в школе.

- Учитывая, что дети у нас с 8.00 до 17.00, школа взяла обязательства по организации трехразового питания: завтрак, полноценный обед из салата, первого и второго блюд и полдник. То есть мы организовали полный цикл питания и обеспечиваем разнообразное меню.

- Школьное питание - это очень важный компонент в образовании? Есть народная пословица: “Сытое брюхо к учению глухо”. Как найти золотую середину в этом плане?

- Вы правы, надо найти золотую середину. С одной стороны, не должно быть чрезмерного, и в то же время не должно быть так, чтобы ребенок постоянно думал о еде из-за голода. В нашей школе созданы необходимые, достаточные условия для полноценного здорового питания. Мы не гонимся за вопросами объемов. В нашем случае важнее качество, должно быть вкусно и полезно для ребенка. Если учесть тот факт, что в школе обучаются 106 детей с ограниченными возможностями здоровья, а среди них большое количество с диагнозом диабет, то в меню мы эту специфику учитываем, чтобы дети чувствовали себя достаточно комфортно при организации питания.

О платном образовании

- В школе “Газпром Кыргызстан” довольно высокая плата за учебу. Как Вы думаете, образование должно быть платным?

- Должно быть разделение. Есть вещи, которые государство может на себя взять, есть вещи, за которые родители должны брать ответственность полностью на себя. На мой взгляд, образование в стране должно быть платным и бесплатным. Но чем дальше, стоимость образования становится выше и выше. Оно и сегодня по сути является платным. Но вопрос, кто за это платит?

- То есть родители всё-таки должны раскошеливаться? Должны более ответственно относиться к образованию своих детей?

- Здесь надо смотреть на весь спектр вопроса, что мы подразумеваем под образованием. Если передачу каких-то знаний и навыков - это одно, а если это воспитательный, развивающий процесс, то здесь должны быть инвестиции. Более того, я могу сказать, что есть хорошие слова, что уровень образования не может быть выше уровня преподавателя, который работает в этой школе. Так вот, если мы хотим поднять уровень образования в стране, мы должны поднять уровень образования преподавателей. А для этого нужны инвестиции. То же самое, что в частном, что в государственном проекте, мы должны вкладываться в учителей. Для этого, безусловно, нужны ресурсы.

- В советское время считалось, что школа должна не только учить, но и воспитывать. В годы независимости речь шла о том, что школа только учит, а воспитывать должны семья. А как, на Ваш взгляд, должно быть? Какова функция современной школы?

- Я сторонник того, что образование включает и воспитательные процессы, и непосредственно передачу знаний и навыков подрастающему поколению. Мы уже сейчас начали внедрять в школу воспитательный элемент в образовательный процесс. Допустим, в четверг у нас по всей школе день элегантности. Мы сейчас работаем над кодексом ученика нашей школы, который описывает стандарты и нормы поведения наших учеников.

- Чему самому главному Вы хотели бы научить Ваших школьников?

- Первое – самостоятельности, второе – способности ориентироваться при любых обстоятельствах и третье – умению организовывать пространство вокруг себя.

- И последний вопрос. О вашей обсерватории наслышаны все в Бишкеке. Когда запустите?

- Это большой вопрос. Скоро! Там возникли проблемы на уровне микроэлектроники. Сейчас специалисты дорабатывают. День и ночь мы над этим работаем. Надеемся, в январе-феврале этого года запустим.

Беседу вела Лейла Саралаева

Фото Абылая Саралаева

Видеоинтервью смотрите тут О том, как работает самая амбициозная школа республики, в интервью с Азаматом Дикамбаевым

    
© Новые лица, 2014–2020
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям