Евгения Строкова: «Я с гордостью несу звание учителя»

18:03, 15 Сентября 2015

Евгения Строкова имеет 30-летний педагогический стаж. В последнее время работала директором центра образования Октябрьского района столицы. На выборах в Жогорку Кенеш она под номером 12 от партии СДПК. О том, что учитель может полезного сделать, работая в парламенте, наша беседа.

- Как депутат может повлиять на систему образования?

- Жизнь быстро меняется и вносит свои коррективы, в результате и социум становится другим. Многие законы устаревают. Поэтому нужно вносить постоянные изменения в законодательство, внедрять что-то новое. Депутатами не должны быть люди, оторванные от низов. Я много лет проработала в сфере образования и знаю все плюсы и минусы этой системы.

- Если вы станете депутатом, что вы сами станете менять в первую очередь? Каковы на сегодня главные проблемы системы образования в Кыргызстане?

- Во-первых, нехватка детских садов и школ. Рождаемость у нас хорошая, а новых детских образовательных учреждений мы почти не строили все эти годы. Уплотненность некоторых детсадов и школ в два раза больше предусмотренной. Решение я вижу в том, чтобы возвращать незаконно приватизированные объекты и строить новые.

Во-вторых, поступление в детские сады и школы сегодня у нас часто сопряжено с коррупцией. Потому что есть престижные учебные заведения, и дети попадают туда по блату, а не по месту жительства. В результате многие школы переполнены, а за поступление туда родители вносят баснословные суммы. Поэтому необходимо вводить электронные очереди, то есть, регистрацию по интернету, все будет прозрачно и честно. В-третьих, я бы ввела профильную направленность школ – школы с углубленным изучением математики, физики, языков, и т.д. Это будет лучше для профессиональной подготовки детей со способностями.

- Есть ли какие-то изменения в отношении государства к образованию в последние годы?

- В последние пять лет можно сказать, что процесс пошел. До этого был настоящий застой: не строились ни школы, ни детсады, а только мечети и торговые центры. Благодаря политической воле нашего президента Атамбаева, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Идет строительство школ и в Бишкеке, и в регионах. В ноябре будет открываться новый детский сад в Кок-Жаре на 280 мест. Идет возврат незаконно приватизированных зданий детских садов. Только по Октябрьскому району возвращено 35 зданий. И есть еще 10 садов, которые можно вернуть. Это хороший показатель, признак того, что образование у нас выходит на первый план.

- Где найти столько учителей и педагогов для всех этих садов и школ?

- Когда образование будет иметь такой же высокий статус как в советские годы, то молодежь пойдет с удовольствием учиться на педагогов. У многих есть призвание и желание стать учителем. Для меня, например, называться учителем – это большая гордость, потому что у меня благодарные ученики. И многие дети хотят быть учителями, но их удерживает низкая зарплата и недолжное отношение общества к этой профессии. Почему-то все помнят, что должен учитель, но все забывают о его правах. Последние шаги властей говорят о положительной тенденции. Вторичное повышение заработной платы на 80 процентов значительно улучшит финансовое положение учителей. Президент Атамбаев сказал, что государство на этом не остановится. Конечно, можно сказать, что это мизер, но нужно входить в положение государства, у нас четверть бюджета тратится на образование. Это демонстрирует очень хорошее отношение государства к образованию. Проблема в том, что у нас просто бюджет не настолько большой. Но раз государство делает этот шаг, надо это ценить.

- Как можно изменить отношение общества к учителям?

- В СМИ часто идут необоснованные нападки на школу. Некоторые журналисты и представители НПО, не зная глубинных причин проблем, критикуют только по верхам. У меня складывается такое впечатление, что все, кто хочет выделиться, начинают бить нашу систему образования. Вот и получается: сформировано мнение, что школа у нас плохая, учителя непрофессиональные. И никто не задумывается, что коррупции в образовании не больше и не меньше, чем в любой другой сфере. Просто учителей критиковать безопасней, они же не такие влиятельные, как сотрудники прокуратуры или МВД. Нужно не замалчивать проблемы, но необходимо рассказывать и о том хорошем, что есть в школах. Много у нас учителей, для которых профессия педагога – это гордость.

- Но согласитесь, есть процент учителей, которые пошли в школу работать потому, что больше никуда не удалось устроиться.

- Да, и эта проблема существует. К сожалению, много учителей – люди-троечники, которые больше нигде не смогли себя проявить. В худшем случае они вымещают свою неудовлетворенность на детях, в лучшем случае просто просиживают свои часы. Я всегда удивляюсь, как можно проводить урок сидя? Для меня, педагога с 30-летним опытом, это нонсенс. А многие считают: «Какая-никакая зарплата идет, стаж идет». Такое тоже существует. Но такое отношение есть во всех сферах.

- Как привлечь талантливую молодежь, чтобы она, несмотря на тяготы, шла работать в школу?

- Создавать условия не только хорошей зарплатой. Мне понравилось, как Алмаз Шаршенович сказал на съезде учителей, что государство обязательно должно следить за отдыхом наших педагогов, предоставить санаторно-курортное лечение хотя бы раз в два года за счет государства или по минимальным ценам. Тогда у людей появится стимул работать. Надо материально-технические базы школ улучшать. Ипотечное строительство жилья для учителей развивать с льготными условиями.

- Многие считают, что уровень школьного образования в Кыргызстане невысок. Это так?

- Как бы мы не уничижали наше образование, наши ученики выглядят достойно на фоне других выпускников, поступающих в вузы России, Казахстана, Турции и США. Однозначно, они не считаются худшими. Они там достойно учатся, успешно оканчивают, и оказываются востребованными профессионалами за рубежом. У наших детей есть одна особенность: они очень быстро адаптируются в другой среде и добиваются там успеха. Это говорит о том, что у них очень высокий потенциал.

- А с чем связана такая удивительная способность к быстрой адаптации?

- Думаю, это обусловлено генетической особенностью кочевников. Плюс достаточно суровые условия выживания в нашей стране.

- Есть мнение, что для того, чтобы человек добился успеха, ему нужны трудности, большие нагрузки. Это так?

- Не всем. Есть дети, которым наоборот нужны тепличные условия, особенный подход. И эту индивидуальность должен увидеть педагог и давать разные нагрузки разным ученикам. Но такой подход возможен только тогда, когда педагог очень профессионален и в классе не так много учеников. А если учесть, что в наших классах до 48 учеников, то это усложняет задачу.

- Какой совет вы даете родителям учеников?

- Главное – дать правильную мотивацию на учебу. Когда ваш ребенок приходит из школы, что вы его первое спрашиваете?

- «Что ты получил?»

- Вы мотивируете ребенка на оценку, а не на знания. Надо спрашивать: «Что ты узнал нового?», «Что тебе было особенно интересно?». Есть дети, которые никогда не будут отличниками, в силу характера, темперамента, но это не умаляет их потенциал. Кто-то более прилежный, но у него мыслительная деятельность опережает его действия. Поэтому родителям я всегда советую внимательно наблюдать за своими детьми, и не забывать, что это прежде всего их дети. И не только детский сад и школа отвечают за образование и формирование личности их ребенка, мы в равной степени отвечаем за это.

Аида Тастанова

  

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям