Учитель математики, которая неподвластна законам физики

16:02, 16 Января

Знакомьтесь – Татьяна Васильевна Полстянова, чемпионка мира по пауэрлифтингу и мировая рекордсменка по становой тяге в возрастной категории 50+. При весе в 42 кг поднимает 145 кг железа. Российские СМИ окрестили ее “самой сильной учительницей математики в мире”. И это правда.

Кроме того, что Татьяна Васильевна – одна из сильнейших женщин в мире, она еще и сильнейший педагог и преподаватель математики в Образовательном комплексе “Келечек” Бишкека. Сказать, что ее ученикам безумно повезло, – ничего не сказать. Они буквально купаются в ее энергии и впитывают ее жизненную силу на каждом уроке.

Математика – царица наук

- Татьяна Васильевна, сколько лет преподаете математику в школе?

- 25 лет. Начинала работать в школе № 39, поработала в школе № 20. И последние 15 лет работаю в Образовательном комплексе «Келечек».

- Сколько выпускников Вы выпустили?

- Можно сказать, пять выпусков. Это пять поколений. Я помню своих первых учеников, они были всего на семь лет меня младше. Мы общаемся до сих пор. У нас есть традиция - встречаться с моим первым выпуском школы “Келечек” 31 декабря. Вот и в конце прошлого года ребята пришли, поделились своими новостями, историями, кто-то просил совета. Так получилось, что они даже ближе со мной общаются, чем со своими родителями. Я знаю все их секреты, мы как одна семья. Остальные выпуски приходят спонтанно, в первых числах января или на последний звонок. Но со всеми детьми я с удовольствием и радостью общаюсь до сих пор.

- Как учитель, можете сказать, чем является математика для детского развития?

- Есть такое выражение: “Математика – гимнастика для ума”. Перефразируя, можно сказать, что математика - это тренажер для того, чтобы интеллект был в постоянном тонусе. Обучение математике - это самое главное условие для формирования интеллекта ребенка. Во-первых, это тот предмет, который заставляет думать детей. Во-вторых, математика везде. Я стараюсь давать на своих уроках то, что пригодится им в жизни. Например, много устного счета. Дети не должны считать на калькуляторе, они должны уметь считать устно. Мои ученики умеют легко высчитывать проценты во время скидок в магазинах. Они обучаются высчитывать площадь стен комнаты, чтобы выяснить, сколько нужно обоев купить, чтобы оклеить комнату.

- Что самое главное в обучении математике?

- Умение видеть каждый шаг, анализировать по действиям. Точно так же по жизни: выпускник сможет рассчитывать каждый свой шаг и бизнесе, и в творчестве. Умение анализировать и строить верный алгоритм действия - вот что дает математика. Когда мы начинаем изучать в старших классах тригонометрические сложнейшие уравнения, дети часто задаются вопросом: “А зачем нам это?” Я отвечаю: “Они вам никогда не пригодятся, но решение даст умение строить алгоритм. Так и в жизни вы будете выстраивать свой алгоритм”. Я убеждена, что математика нужна вне зависимости, кем человек будет в жизни.

От бодибилдинга к пауэрлифтингу – как от арифметики к алгебре

- Расскажите, как Вам удалось при такой занятости на работе стать чемпионкой мира?

- Это произошло случайно. Спортом я занимаюсь с четырех лет. У меня отец горнолыжник. Я занималась горнолыжным спортом профессионально до 1993 года, выполнила кандидата в мастера спорта. А когда Союз развалился, заниматься стало негде, а потом замужество, маленький ребенок, работа в школе, и спорт отошел на второй план. Но если человек с детства занимался спортом, со временем он все равно вернется к нему. Мне нужно было реализовать себя, потратить куда-то свою неуемную энергию. Я по жизни очень энергичный человек, помимо того, что я, работая в школе, отдаю очень много энергии детям, она у меня остается в избытке. Кроме того, с годами появилось желание всегда быть в форме, выглядеть хорошо, поэтому я начала искать себя. К этому времени у меня дочь подросла и увлеклась бодибилдингом в тренажерном зале. Однажды я попросила, чтобы она взяла меня с собой. Так я начала качаться вместе с 17-летней дочерью.

- А подросткам разве можно заниматься бодибилдингом?

- Заниматься спортом можно и нужно в любом возрасте. Главное - давать адекватные нагрузки. Можно просто заниматься на турнике, делать зарядку, это очень полезно. Я объясняю родителям своих учеников, что тренажерный зал - это не обязательно поднятие тяжести. Это могут быть беговая дорожка или прыжки на батуте. И есть психологический момент: даже если у вас дома есть беговая дорожка, не факт, что вы будете полноценно на ней заниматься. Нужны совет и контроль тренера. Одним словом, мой первый опыт был пять лет назад, когда я пошла с дочерью в тренажерный зал “Гаухар”, что на Орто-Сайском рынке. Я занималась, как обычная женщина, выполняла общеукрепляющие упражнения. Потом перешла в другой зал и там встретила своего первого тренера. Он предложил выступать на соревнованиях по бодибилдингу в категории “Мисс бикини”. Признаюсь, что считаю свой первый опыт неудачным, но я нисколько не жалею, потому что именно там встретила своего нынешнего тренера. Он посмотрел на меня и сказал: “Приходите ко мне, я вам дам то, что вам надо”. И через три месяца после того, как я пришла к нему, я стала выступать на первых соревнованиях по пауэрлифтингу в республике.

Справочно: Пауэрлифтинг это силовой вид спорта, троеборье, включающее в себя приседания со штангой, жим лежа и становую тягу.

И нисколько не жалею. Когда выступаешь на соревнованиях, это огромный прилив энергии, ни с чем ни сравнимое чувство драйва, мощнейший выброс адреналина. Выигрывая на международных соревнованиях, я поняла, что человек даже сам не знает, на что он способен. Все в его власти. На меня смотрят и не верят, как я беру три с половиной своего собственного веса.

Учитель – это звучит гордо!

- Я знаю, у Вас есть Инстаграм-страничка. Еще 5-10 лет назад даже в смелых фантазиях невозможно было представить, чтобы дети общались с учителями через соцсети. Как меняется роль учителя в связи с техническим прогрессом?

- Чтобы быть учителем сегодня, надо стараться быть с детьми на одной волне. Нынешнее поколение детей пресыщено и информацией, и технологиями, поэтому большого труда стоит привлечь их внимание к школьному предмету. Быть просто учителем уже не интересно для детей. И большую роль играет тот факт, что я активно занимаюсь спортом. А если учитель добивается больших успехов в своем хобби или спорте и охотно делится с детьми своим увлечением, это еще больше притягивает ребенка и к предмету, и к учителю. У меня много тем для разговоров с детьми: спорт, правильное питание, международные соревнования, физические нагрузки, спортивная мода. Я призываю детей ставить высокие цели и добиваться их. Это может быть и в учебе. Я говорю ребенку: “Ты в этой четверти получил “четыре”, ты молодец! Но ты не должен останавливаться на достигнутом. Ты должен ставить планку выше, точно так же, как в спорте”. Я говорю ребенку, что если он в своей жизни не ставит высокие цели, то будет жить как серая мышка. Его жизнь и сам он становятся неинтересными. Поэтому я и сама придерживаюсь этого правила: “Чтобы быть интересной детям, надо быть интересной самой себе”.

- Кто Ваши подписчики в “Инстаграме”?

- Все мои ученики, их родители, и даже дети бывших учеников.

- Чем нынешние дети отличаются от тех, которые были лет 10-15 назад?

- Каждое поколение отличается. Я считаю, что с каждым новым поколением дети становятся умнее. И это здорово. Я своим ученикам всегда говорю, что они должны стараться превосходить своего учителя, иначе у нас развития не будет. Они даже примеры должны считать быстрее меня. Они языки прекрасно знают. И мы должны гордиться тем, что наши дети умнее нас.

- Можете дать совет родителям, как воспитывать ребенка, чтобы он добился успеха и в учебе, и в жизни?

- В первую очередь на ребенка не надо давить. Второе, надо ребенка любить и воспринимать таким, какой он есть. И третье, каждый родитель должен видеть отражение себя в ребенке. Часто родители требуют от сына или дочери высоких результатов, а я говорю: “Уважаемые родители! А ведь в ребенке ваши гены. Не чьи-то, а ваши. Вот и вспомните, какими вы были в его возрасте”.

- Ну, мы все хорошими были!

- Значит, и ребенок хорошим будет! А когда родители требуют одни “пятерки”, это неправильно. Не все дети могут так учиться. Бывает, у ребенка плохое настроение, бывают особенности характера, психики. Раньше никто эти факторы не учитывал, а сейчас необходимо на все обращать внимание. Потому что каждое поколение детей отличается друг от друга. Нынешние, они уже с младенчества с гаджетами, они и информацию воспринимают по-другому. Поэтому надо создать условия, мотивировать детей на учебу, чтобы они сами тянулись к знаниям, но без принуждения и давления. Иначе пользы не будет. Некоторые родители жалуются на лень своих деток. Потом поговоришь по душам, и родители сами признаются, что и они ленивые были. Так что же от ребенка требовать трудоголизма? Все, что в ребенке проявляется, это генетика. Как говорится, гены пальцем не размажешь.

- То есть если нет природного таланта к математике, то его и не будет?

- Все можно отработать. Даже если нет математического таланта, в ребенке можно развивать математические способности, при условии если он не лентяй. Он сможет на автомате показывать очень хорошие результаты. Математика отрабатывается как любое механическое действие, если решать постоянно. Но для этого нужно приложить много труда. Как в спорте. Таких детей очень много, которые усилием, трудолюбием на автомате решают. И они бывают успешнее тех, кому дается от рождения талант, но они от природы ленивы. Если ребенок не хочет сам развиваться, то талант уходит.

- Какие советы можете дать родителям, которые хотят, чтобы ребенок хорошо занимался по математике?

- Я думаю, все зависит от учителя. Даже при обычной наргузке творческий учитель будет стараться дать своим ученикам как можно больше, будет новые методики включать и всегда находить возможность позаниматься с детьми, чтобы у ребенка была возможность поступить в хороший вуз. Поэтому ищите хорошего учителя или репетитора.

- Как Вы ощущаете, статус учителя в Кыргызстане с годами повышается или пока на низком уровне?

- В государственных школах, к сожалению, статус учителя не повышается. И это не только зарплата, но и отношение государства, родителей, администрации школы и самих учеников к учителям. В этом плане частные школы стараются держать высоко статус учителя. Мне больше всего импонирует в нашей школе “Келечек” возможность выбора методики, учебников, программы. Например, в России долгое время было популярно преподавание математики по учебнику Петерсона. Но недавно они ее сняли, так как посчитали, что она сложная для школьников. А я продолжаю работать по учебникам Петерсона и считаю, что, хотя это и сложный учебник, он развивает способности ребенка, дает прекраснейшие плоды. Он задает высокие требования. В старших классах я добавляю учебники Алимова и Сканави. То есть расширяю возможности учеников, и мне администрация школы только аплодирует. В результате наши ученики по знаниям стоят на две ступеньки выше остальных выпускников и легко поступают и в АУЦА, и в российские и зарубежные вузы.

- В государственных школах идет тенденция к понижению нагрузки для учеников, урезают часы физики, астрономии. А Вы как считаете, нужно ли уменьшать нагрузку современных школьников?

- Ни в коем случае не нужно снижать нагрузку. Ни на один предмет, ни языки, ни математику, ни тем более физкультуру. Все предметы важны. Наоборот, надо детей еще больше нагружать и умственно, и физически. Чем больше дети будут заняты, тем меньше у них времени на ненужные какие-то занятия, на пустое сидение в Интернете или бесцельное гуляние по улицам.

- Что бы Вы посоветовали отечественному Министерству образования?

- Я бы посоветовала правительству Кыргызстана больше уделять внимания учителям и врачам, потому что на образовании и медицине держится все государство. Развалить проще простого, а создать крепкое государство с умными и здоровыми гражданами очень сложно, и для этого нужны крепкие умы во власти. К сожалению, в государственных школах все идет на убыль. О каком качестве знаний может идти речь, когда в классах по 50 учеников? У нас нет молодых учителей, в среднем отечественным педагогам 45 лет и выше. А учителя должны быть молодыми, энергичными, с горящими глазами. Почему молодежь не идет в школы? Низкая зарплата, нет жилья, нет перспектив. Но ведь учитель – это звучит гордо! Мы все проходили через учителей. И у депутатов, и у госчиновников были учителя. Если у нас будут достойно жить учителя и врачи, то и государство будет процветающим. Эти элементарные вещи я хотела бы донести до наших власть имущих.

Интервью вела Лейла Саралаева

Фото Вячеслава Оселедко 

 

© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям