Выпускники “Сапата” покоряют мир

13:01, 4 Апреля

Радик Сражидинов – выпускник Кызыл-Кийского кыргызско-турецкого лицея “Сапат” имени Исхака Раззакова, преподает в Гонконгском университете науки и технологий и одновременно является студентом PhD. Сегодня Радик отец двух маленьких детей и очень благодарен своим родителям, которые много лет назад, узнав, что в кыргызстанских лицеях “Сапат” дают качественное образование, перевели его в это учебное заведение из российской школы. Молодой преподаватель из Гонконга решил поделиться своими воспоминаниями об учебе в “Сапате”. 

- Сегодня звучит много критики в отношении лицеев “Сапат”, якобы там жестоко наказывали учеников. Это правда? Как Вы думаете, кто распространяет такие слухи и с какой целью?

- Критика в отношении этих лицеев всегда была и будет. Даже в 2005 году, когда я поступал в лицей, некоторые люди уговаривали моих родителей не отдавать меня туда. Было сказано много глупостей и неправды. В лицее, как и в любой другой школе Кыргызстана, соблюдают дисциплину и приучают к порядку. Например, могут заставить сделать уборку в классе за то, что подрался. Могут выгнать из класса, если разговариваешь во время урока. Я помню, однажды был наказан за то, что случайно выматерился при учителе. Но эти наказания лично для меня нормальное явление. Хоть я и родился в России, но вырос в кыргызской семье. Меня никто в жизни не наказывал более строго, чем моя мама. Думаю, многие выпускники согласятся со мной насчет того, что наказание в лицее на уровне начальной школы. Кто и почему распространяет слухи про жестокие наказания, сложно сказать. Но, думаю все понимают, что это больше политические игры, нежели правда. Мне это напоминает ситуацию, когда свекровь ищет грязь в чистом доме невестки. И хоть сколько времени, и как тщательно невестка не убиралась бы, но пылинку свекровь все равно найдет. В Кыргызстане 16 лицеев, наверно, там работают больше 1000 человек, учатся больше 10 000 студентов. Вы думаете, среди них все идеальные люди? Все равно найдется один человек, который ошибется или, как говорит молодежь, “накосячит”. А некоторые наши уважаемые политики сразу это филигранно используют.

- Какие воспоминания у Вас вызывает “Сапат”? Многие признаются, что годы, проведенные в “Сапате”, это лучшие годы в их жизни. А что можете сказать Вы?

- Лично для меня лучшие годы жизни - 2016 и 2017-й, когда родились мои дочки. (Улыбается. – ред.) Но 5 лет в лицее сразу идут следом. Мне повезло с друзьями, мы умели совмещать учебу с отдыхом. На каникулах мы оставались в лицее и неделю с утра до вечера учились. А когда все надоедало, мы могли до утра играть в компьютерные игры или смотреть фильмы.

На фото: Супруга и дочь Радика Сражидинова

- Что является лучшим в системе образования “Сапата”?

- Некоторые родители, отдавая детей в лицей, верят в миф, что там они внезапно станут хорошо учиться и поступят в лучшие университеты мира. В лицее нет никакой магии, которая сделает вашего ребенка умнее. Но там есть все условия для этого. Попытаюсь вам это объяснить. В других школах тоже очень много талантливых детей. Вот, скажем, один из них увлекся химией и в восьмом классе уже знает программу даже десятого класса. Он, конечно, считается гением в своей школе, но, чтобы участвовать в олимпиаде даже на республиканском уровне, этого мало. Нужен хороший учитель, нужны правильные книги и, конечно, современная лаборатория. К сожалению, из-за низкой зарплаты в государственных школах очень мало высококвалифицированных учителей, которые углубленно знают свой предмет. А насчет книг и лабораторий я вообще молчу. В лицее же учителя ранее занимали первые места в республиканских и международных олимпиадах. В библиотеке можно найти почти все нужные книги, и лаборатории оснащены новыми приборами. Нужно только желание самого ученика, чтобы стать успешным.

В данный момент лицей в процессе новых реформ. Думаю, опыт, накопленный международным образовательным учреждением “Сапат” за многие годы, позволил учителям понять, что надо концентрироваться не только на олимпиаде, но и на поступлении в зарубежные университеты. Уровень английского резко возрос, понимание требований поступления в топ 100 университетов мира четко сформировалось. Я очень рад видеть, что с каждым годом число поступающих в эти университеты кыргызов растет. Это все фундамент Кыргызстана, и он, на мой взгляд, строится достойно. 

- Вы сами участвовали в международных олимпиадах и как можете охарактеризовать этот опыт?

- Да, я участвовал в республиканских и международных олимпиадах по математике. Не скажу, что достиг всего, чего хотелось, но я был одним из успешных студентов. Я считаю, что каждый ученик должен учить один предмет углубленно. Не ради олимпиады и медалей, а ради себя.

- Как Вам удалось поступить в Гонконгский университет науки и технологий?

- Этот университет входит в топ 30 лучших университетов в мире. Требования, соответственно, самые высокие. Мне помогли опыт участия в олимпиаде и понимание того, чего от меня хочет университет. На данный момент я единственный кыргыз в университете. Прошлым летом мы с моим профессором навестили лицеи “Сапат” и университеты “Ала-Тоо”, “Манас” и АУЦА. Надеюсь скоро увидеть кыргызов в нашем университете. В Гонконге с каждым годом растет число кыргызов, и уже подписаны договоренности с некоторыми университетами о том, что каждый год они будут принимать выпускников “Сапата”.

- Ваши знания и Ваш уровень были конкурентны на международном уровне?

- Когда поступаешь в Гонконгский университет науки и технологии, ты конкурируешь со студентами со всего мира, включая очень сильных студентов из Китая. Это связано не только с уровнем образования, но и с хорошей финансовой помощью, которую наш университет оказывает своим студентам. На официальном сайте университета можно увидеть, что минимальная месячная зарплата PhD-студентов составляет $2200. Из-за того, что у меня есть дети, я дополнительно получаю $6000 в год. А также имеются разные конкурсы и стипендии с неплохими денежными призами. При поездке на конференцию в любую страну все оплачивается. Значит, мои знания нужны университету, если они так на меня тратятся.

- Ваш факультет - Электронная и компьютерная инженерия. Расскажите немного, что это за наука, для чего она, куда ее применять?

- Мы работаем над новыми технологиями. Все телефоны, телевизоры и компьютеры, которые вы используете, - это многолетняя работа электронных и компьютерных инженеров.

-Чем мечтаете заниматься в перспективе?

- Мне еще осталось пару лет, чтобы стать доктором наук. Я собираюсь работать в академической сфере, преподавать в университете и заниматься научной деятельностью. А самая заветная мечта - это построить свою школу в Кыргызстане. Как говорил один французский писатель: "Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы."

- Иногда звучит критика, что лицеи “Сапат” надо закрыть. Что бы Вы возразили таким людям? Почему надо оставить лицеи “Сапат”?

- Чем им мешает лицей? Чего они добьются? Тем более в Кыргызстане, где почти нет конкуренции лицеям. Даже если вы противник лицеев, вы должны понимать, что закрывать лицеи нелогично. Посмотрите на Казахстан. Там есть действительно сильные государственные школы, которые даже опережают лицеи. Пусть наши депутаты также откроют качественные школы по всему Кыргызстану, чтобы никто не захотел учиться в лицеях. Пусть на своем примере покажут, какой должна быть правильная школа. Тот, кто занят своим делом, не будет отвлекаться на дела других, а тот, кому заняться нечем, сует свой нос, куда не надо. Поэтому надо очень трезво подходить к этому вопросу и внимательно изучать успехи лицеев “Сапат” и их учеников.

Подготовила Аида Тастанова

Фото с личной страницы “Фуйсбука” Радика Сражидинова

Из поста на личной страничке Радика Сражидинова Facebooke:

  ...Образование! Думаю, это единственных выход. Ур­овень образования пр­ямо пропорционален уровню благосостояние страны. Ни политика, ни прир­одные богатства, ни религия не способны изм­енить мир к лучшему без образования. Кыр­гызы просто зациклены на этих трех пробл­емах, но никто не ду­мает об образовании.
Все новости про депу­татов, президента, какого-то имама, Кумт­ор. Все эти вещи отв­лекают нас от настоя­щих проблем.  Кто-нибудь навещал школы своего города или соседних регионов пр­осто для интереса? Состояние ужасное. Хороших учителей очень мало. Школа стала местом для обсуждения ненужных вещей, свиданий и дискотек. Вечно виновато прави­тельство. Кыргызы, нам надо принять, что правительство у нас - говно, мы все это зн­аем! Надежды нет, по­ймите это и хватит греть надежду! И прос­то молитвами Кыргызстан не изменишь. Молитесь, конечно, надо молится, но перед этим надо постараться самим себе помочь. Мы все просим у Аллаха хорош­ую жизнь, но сами при этом не соблюдаем правил, не работаем до седьмого пота. А что нам надо сдела­ть, чтобы помочь себ­е и своим детям? Кажд­ый должен быть профе­ссионалом своего дела, должны быть принцип­ы. А главное, мы долж­ны учить этому не то­лько своих детей, но и других детей тоже. Стр­ану нельзя изменить одним человеком, нуж­но учить все поколен­ие. Думаю, в ближайшие 20 лет немногое изменится в Кыргызстане. Жаль, что я не смогу увидеть в родной стране Олимпийские игры, свободу слова, качественную медицину и т.д. Но я хочу, чтобы наши дети это увидели, если не они, то наши вну­ки. В каждой развитой стране было поколе­ние, которое изменило ход истории, поколе­ние, которое пожертво­вало собой ради хоро­шего будущего. Я счи­таю мы и есть то сам­ое поколение, которое может изменить Кыргызстан. Давайте забудем о деньгах, забудем о вл­асти и изменим нашу страну!..
 

 
© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям