Планирование семьи – харам (грех)?

08:43, 2 Июня

Самое сложное и болезненное в вопросах женского здоровья, планирования семьи и контрацепции у нас, в странах Азии, – это вовсе не наша безграмотность и низкий уровень жизни. Самый острый момент – это конфликт между традиционными (читай, религиозными) ценностями и самой идеей о том, что рождение детей и медицинское обслуживание семьи надо планировать.

Не срастается…

Любая инициатива на этот счет сразу вызывает протест у мусульман, христиан, представителей разных конфессий. Если в Бишкеке это как-то еще пока балансируется, уравновешивается мнением светской либо очень образованной и что-то еще контролирующей частью населения, то в регионах, особенно в отдаленных местах, очень часто у просвещения нет никакого шанса. Книжку про личную гигиену для школьников написали? Какой кошмар, растлевают наших детей, предать анафеме, проклясть, а книги сжечь. Предлагают бесплатные контрацептивы? Это убийцы наших детей. Разговор, по сути, выходит короткий, и стороны перебрасываются обвинениями, становясь по разные стороны баррикад. Вопрос мгновенно приобретает то политический, то межнациональный характер, и пошло-поехало. Мы все это много раз видели. Конфликт - чувствительный вопрос, чего уж там. Наверное, надо как-то иначе к нему подходить. Только вот как?

На первый взгляд, кажется, что совместить традиционный (религиозный) взгляд на семью и методы планирования семьи невозможно. Однако вступать по этому поводу в кровавую схватку и провоцировать конфликты ведь тоже не выход, так ведь? Потому надо искать какой-то грамотный и честный подход.

«А почему не оставить этот вопрос в покое, пусть природа и Бог решают, как рождаться-выживать детям, развиваться семьям?» - тут же вопрошают скептики из числа религиозных, но не особо думающих. Но нет, так ничего не выйдет. Потому что уже сейчас врачи хватаются за голову. В последний год я пять раз делала развернутые интервью с медиками, и все они повторяют одно и то же: женское, материнское, детское здоровье в стране – зона особого риска. Ведь идеология – религиозная в том числе – развивается и проявляется не так, как она должна бы, будь все люди честными, добрыми и ответственными. Она развивается так, как есть, в том обществе, которое есть, среди людей, которые есть, со всеми их слабостями, пороками, глупостями и ошибками.

Статистика – наука точная

Что же в результате? Молодые девушки в отдаленных регионах не принимают контрацептивов – ибо харам (грех). Или старшие осудят. Или не на что купить. Зато, забеременев пятым, когда и четверых-то кормить нечем, идут и в антисанитарных условиях травят плод у знахарок с непредсказуемым результатом, вплоть до летального. Или тайком делают медицинский аборт, увеличивая эту печальную статистику. Иногда на позднем сроке. Довольны ли этим люди? Нет, не довольны. Только понятия не имеют, что делать.

Впрочем, голословно о таких вещах рассуждать нехорошо, надо доказывать. У нас подобные исследования не проводились, потому приходится довольствоваться российскими и надеяться, что их результаты как-то сравнимы с нашими.

«Самый большой процент противников права на аборт и контрацепцию – среди тех групп населения, для которых проблема нежелательной беременности не очень актуальна (мужчин, женщин за пределами репродуктивного возраста, девушек без опыта семейной жизни), а также среди сельских жителей и людей с низким уровнем образования. То есть как раз те, перед кем проблема не стоит, пытаются определить поведение тех, кто расплачивается за всю эту демагогию непосредственно. Как показал опрос «Левада-Центра», даже среди верующих (или причисляющих себя к верующим) нет единого мнения в отношении таких вещей. 52% православных респондентов и 61% мусульман не согласились с тем, что планирование нельзя разрешать ни при каких условиях. Подавляющее большинство взрослого населения (77%), включая верующих, разделяют точку зрения, что рождение детей в семье нужно планировать. И только 14% опрошенных считают, что нужно родить и вырастить столько детей, сколько даст Бог. Другое дело, что именно среди них – самые агрессивные, крикливые и способные возбуждать к конфликтам свое окружение», - такую статистику приводит Виктория Сакевич, старший научный сотрудник Института демографии РАН.

Мужчины наши, к сожалению, поняли «возвращение к традиционным ценностям» по-своему. Мол, мужчине все можно, а женщина пусть молчит в тряпочку и рожает. А по врачам ходить – это от лукавого. В результате – недолеченные заболевания, передающиеся половым путем, едва ли не эпидемия бесплодия, поздняя постановка на учет беременных женщин, выявление патологий на поздних сроках, когда уже нельзя чем-то помочь матери и младенцу. Статистика (опять же!) удручает – каждая третья женщина имеет внушительные проблемы с женским здоровьем, и каждая вторая – в группе риска. Разрушение семей – тоже признак нынешнего времени «возвращения к традициям». Разводится две третей зарегистрировавших брак. Это только официально. Потому что бесплодие, и мужское, и женское, набирает обороты, да и ответственного отношения не появилось, скорее, наоборот. Так что никакой «святой жизни по нравственным традициям» явно не получается. Планирование семьи необходимо, вопрос в том, как и с кем о нем пришло время говорить.

Общими силами, иначе никак

Уже сегодня очевидно, что исправлять за нас наши глупости Бог не стал. Предоставил самим понять и исправить свои ошибки. Следовательно, надо что-то делать самим?

Навскидку появляются две идеи: осознать, что «просвещение» в таком виде, в каком оно есть, работает против себя самого, и найти какой-то компромисс и согласие с религиозными лидерами. Дело в том, что атмосфера и взгляды на жизнь в небольшом селе (а именно в регионах во весь голос о себе заявляет проблема) зависят в довольно значительной мере не от самой религиозной конфессии, а от того, как все это понимает местный мулла (или другой священник). Каков, как говорится, поп, таков и приход. А как, о чем конкретно, с какими аргументами с ним говорить, через кого к нему обращаться, чем мотивировать, в свою очередь, могут объяснить только грамотные, образованные теологи. Вот с ними для начала и стоит поработать.

Например, известнейший исламский богослов Кадыр Маликов не единожды высказывал вполне внятное мнение о том, как в исламе относятся к планированию семьи: «Грамотное планирование семьи путем использования контрацептивов разрешается в исламе, и это считается халал (разрешенное). Правда, при условии, что это делается опять же ради спасения жизни и здоровья женщины, «основа дороже ветви», либо во имя соблюдения прав детей. Под этим подразумевается осмысленное желание родителей (одобряемое исламом) не заводить детей до того момента, пока не появится возможность обеспечить их всем необходимым. А вот если родители не хотят обзаводиться потомством только потому, что дети, как они считают, будут мешать им развлекаться («жить для себя» - как часто говорят), то такое «планирование» исламом осуждается. В исламе вообще, чтобы дать оценку поступку человека, прежде всего смотрят на его цель».

Оказывается, в шариате даже есть нормы, которые позволяют прервать беременность: «Первая ситуация - когда беременность или роды угрожают здоровью женщины или могут даже привести к ее смерти, особенно без гарантий того, что ребенок выживет. В этом случае допускается прерывание беременности, ведь в исламе правило гласит: основа (в данном случае мать) важнее, чем ветвь (будущий ребенок). Вторая ситуация – незаконное зачатие в результате изнасилования. В этом случае забеременевшая женщина тоже вправе пойти на аборт. Третья ситуация – патология плода, выявленная на ранней стадии беременности, в результате которой ребенок может родиться, например, умственно отсталым или очень тяжело больным. И в этом случае – при обоснованной рекомендации врача – шариат разрешает прервать беременность».

Универсальных ответов не будет

Впрочем, даже поверхностное знакомство с богословскими спорами в исламе и христианских конфессиях позволяет сделать вывод, что этот вопрос спорный. Но в любом случае есть однозначный приоритет – здоровье женщины, матери семейства. Заботу об этом аспекте точно предписывает любой религиозный свод правил. Можно подходить с этого конца, все время учитывая прочие элементы конфликтности и болезненности этой темы.

Есть проблема и в том, что грамотные, знающие нормы шариата исламские священники на местах – не такое уж распространенное явление. А уж старейшины и лидеры общин и того чаще пользуются больше своим разумением и житейским опытом, чем знаниями таких норм. Потому с налету этот вопрос не решить. Но уж точно не стоит лезть в кыргызскую глубинку с буклетами и брошюрами о половом просвещении, написанными столичными авторами со светской психологией или вовсе переведенными с русского или английского. И, конечно, очень дифференцированно надо приходить с подобными темами в школу. Это забота и международных организаций, занимающихся вопросом, и наших профильных министерств – образования и здравоохранения. Тут явно нужно очень развернутое сотрудничество большого количества общественных институтов. И без этого – просто никак.

Подготовила Светлана Бегунова

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям