Кыргызча

Как не допустить религиозной вражды?

11:38, 26 Февраля 2015

Одна из карт, которую могут разыграть политтехнологи определенного толка в Средней Азии – межрелигиозная рознь. Наряду с ксенофобией, межнациональными и межрегиональными противоречиями эта карта – весомый козырь. И никто, кроме нас самих, не защитит нас от подобных сценариев.

«Бог или есть, или его нет…»

Люди, далекие от религиозного восприятия мира полагают, что противоречий между исламом и христианством не существует, а есть только страшные террористы, которые на поверку не мусульмане вовсе, а также зажравшиеся попы-взяточники. По их мнению, вот они и мешают жить прочим людям, которые на самом деле верят в одно и то же.

Панацеей от всех бед эти люди видят сближение, а лучше объединение, поиск общего в вероучительных вопросах. Чтобы не было войны между религиями. Но путь этот – ошибочный и невежественный. Двигаться по нему ни в коем случае нельзя, потому что именно он и может привести к взрыву и резкой радикализации ситуации в регионе.

Дело в том, что между вероучением, именуемым «Ислам» и вероучением, именуемым «Христианство» есть противоречия на базовом уровне. Приверженцы этих двух конфессий верят никак ни в одно и то же, более того, на вероучительном уровне примирить эти концепции невозможно. На этом уровне атеист, уверенный, что Бога нет и монотеист, уверенный, что Бог – основа всего, не договорятся, сколько бы компромиссов не попытался найти сторонний «миротворец». Варианта три. Либо конфликт. Либо кто-то один убедит другого в своей правоте. Либо каждый уважительно оставит в покое убеждения другого. Понятное дело, что конфликт нам не нужен, крестить всех мусульман или обращать в ислам насильно христиан – дичайший бред и абсурд, а вот взаимоуважение – это и есть цель, которой мы должны достичь в своем государстве.

В Конституции республики написано: «Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Религия и все культы отделены от государства». Но обязанность государства балансировать межконфессиональные отношения – это святая его обязанность, которую никто с него не снимал. Другое дело, что в одиночку власти не справляются, и это объективная сложность.

Кто такие православные христиане Кыргызстана?

Община довольно велика, более двух третей славянского населения страны причисляет себя к православным христианам. Приходов немало, интерес к религии растет вместе с ростом социальной напряженности, впрочем, так случается в любом государстве.

Собственно кыргызстанской православной церкви нет и никогда не было, приходы, действующие в стране, подчиняются Московской патриархии Российской Православной Церкви.

Что представляют собой христиане в Кыргызстане? В основной своей массе это люди, которые не вникают в суть учения и придерживаются лишь некоторой обрядовой традиции. Но количество людей, понимающих, что именно они исповедуют и ведущих глубоко религиозный образ жизни, с каждым годом растет. При том, что в основе учения лежат принципы помощи, поддержки ближних, христианство отнюдь не является всеприемлющей доктриной.

Известный православный священник Андрей Кураев на эту тему не раз говорил: «Самое занятное из нецерковных, светских предубеждений – это уверенность в том, что нам, христианам, ничего нельзя осуждать. Таков стандарт христианского поведения, придуманный для христиан нехристианами. Мол, раз вы христиане, то должны всегда подставлять вторую щеку, перед всем смиряться, всем кланяться, и вообще если вас ваше Евангелие учит любви, то вы должны с любовью признаваться, что всею душой, например, обожаете культ вуду и не имеете права сказать о нем что-то резкое.

А христианство просто сложнее: наш принцип – люби грешника и ненавидь грех. Это значит, что надо уметь отличать свое отношение к злому поступку (или ошибочному мнению) от отношения к человеку, совершившему этот поступок».

Христиане верят в то, что Бог един в троице, Отец, Сын, Святой Дух, неслитно и нераздельно. Если еще короче обозначить суть христианства, можно написать об этом так: Иисус Христос для христиан – Бог. Это тот постулат, защищая который, христианину полагается умирать (умирать, а не убивать, подчеркнем особо). И это действительно верующие воспринимают вполне всерьез. Поэтому, разумеется, никакого вероучительного согласия с теми же мусульманами, почитающими Иисуса Христа как пророка и называющими ересью идею о его божестве, не будет. Что никак не делает невозможным согласие социальное.

В силу существования иерархии в церкви, существуют и некоторые не вероучительные, а социальные документы, помогающие верующим ориентироваться в определенных вещах. Например, это Основы социальной концепции. Строго говоря, этот документ является для православных не законом, а ориентиром. И в нем весьма неоднозначно прописана установка на дружеские, взаимоуважительные отношения с представителями ислама. И даже сотрудничество – в рамках благотворительных акций и проектов.

И, конечно, никак нельзя социально объединять православных христиан и некоторые псевдохристианские секты («Свидетели Иеговы», к примеру) в одно социальное явление. Секты есть секты. Их позиции и действия – вещи, не имеющие к официально поддерживаемой в Кыргызстане РПЦ никакого отношения. Христиане «христианам» рознь, одним словом.

Где светское, а где советское

Что же в Кыргызстане происходит по части исламских традиций? Официальный ислам в Кыргызстане – суннитского толка. Исламское влияние, как известно, многократно сильнее на юге, в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. 70-80% верующего населения страны считают себя мусульманами.

Ислам с трудом приживался на нашей территории. Арабским миссионерам понадобилось около двухсот лет, чтобы «прорасти» здесь. Что тут только не исповедовали: синкретические культы, буддизм, зороастризм, манихейство, христианство, тенгрианство, шаманизм. И ни одно из мировоззрений не преобладало. Ислам тоже адаптировался, впустив в себя языческие взгляды.

Такая же картина фиксируется в конце 19 века. Как пишет Пржевальский: «Женщины лица не закрывают. Мужчины молятся и Аллаху, и горам, и зверью, и рекам». Мало что изменилось с приходом большевиков. Сейчас наряду с исламом традиционным усилилось влияние радикальных группировок.

На сегодняшний день в Кыргызстане 2128 мечетей. Местное население в основной массе остается веротерпимым. Можно сесть в такси в Бишкеке, увидеть россыпь коранических аятов, перекреститься — и заслужить одобрительный кивок водителя. Потому что «Бог один». Такова философия большинства кыргызстанцев, называющих себя мусульманами. Но это не отменяет политического интереса внешних сил, в том числе, действующих через радикальный ислам. Поэтому не надо обольщаться.

Сила – в дружбе!

Что на данный момент имеется в сфере межрилигиозных отношений, и чем мы можем защититься от негативных сценариев?

Есть в регионах неприятие протестантских прозелитских общин и сект, вплоть до драк всем аулом. А официальные конфессии сосуществуют мирно. На данном этапе это – заслуга духовных лидеров целиком и полностью.

Бывший глава Духовного управления мусульман (ДУМК) Рахматулла ажы Эгембердиев говорит: «Мы с христианами, которые исповедуют традиционные, признанные конфессии, всегда будем жить в мире и согласии».

Православный иеромонах Макарий (Маркиш) рассуждает так: «Ислам исповедует подавляющее большинство граждан в сопредельных с Россией странах Средней Азии. Несмотря на богословские и мировоззренческие различия между Православием и Исламом, нравственные принципы обеих религий весьма близки. На этой основе мы добиваемся укрепления сотрудничества между верующими разных конфессий во всех возможных сферах». Иными словами, диалог религий есть.

Да, это так, христиане и мусульмане исповедуют абсолютно несовместимые друг с другом базовые идеи. Отнесемся к этому, как к факту, без потуг обучать рыбу летать и ненужной демагогической риторики. Любая попытка смешать эти вероучения приведет к уничтожению одной из концепций. Естественно, часть ее последователей при этом останется верна своим идеям. Результат понятен, в красочные подробности можно не углубляться. А вот на социальном уровне, на уровне благотворительности, поддержки общества и государства сотрудничество возможно и необходимо. Государству же необходимо не выпускать из зоны внимания этот вопрос…

Светлана Бегунова

 Фото В. Оселедко

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям