Как сохранить межрелигиозное согласие и общегражданский мир?

15:33, 14 Января

Кыргызстан – полиэтническое, поликонфессиональное общество. 28 лет независимости не омрачились какими-либо крупными столкновениями или затяжными конфликтами на религиозной почве. Возникают временами споры и несогласия, но в целом удается сохранить дружелюбную атмосферу.

В чем секрет?

Закир Чотаев, замдиректора Госкомиссии по делам религий Кыргызской Республики, объясняет эту ситуацию активной работой госорганов для развития межконфессионального диалога.

- Приведу статистику: в Кыргызстане официально зарегистрировано 3 294 религиозных организаций. Из них 2884 исламского и 396 христианского направлений, а также иудаистская, буддистская общины и бахаи. Развивать межконфессиональный диалог мы начали с 2017 года. Было проведено много обсуждений с религиозными организациями, гражданским обществом. На региональном уровне проведено 7 форумов по межконфессиональному диалогу. В конце 2018 года был создан межконфессиональный совет. Подготовлен устав этого совета. Периодически представители различных организаций садятся за один стол, обсуждают вопросы, которые их интересуют.

В Кыргызстане согласно Статье 32 Конституции каждому гражданину гарантирована свобода совести и вероисповедания.

В декабре прошлого года прошел красочный фестиваль “Прислушайся к тому, кто рядом” в рамках межконфессионального совета Кыргызстана. Представители разных религий говорили о самых животрепещущих проблемах: воспитании детей и образовании общества, о гражданственности и правах девушек, о толерантности и милосердии. На фестивале была возможность научиться собирать юрту, разукрашивать пряники и даже рисовать хной на ладони. Через игру и изучение новых традиций посетители фестиваля знакомились с другой культурой, другой религией. Эти простые на первый взгляд мероприятия решали сложнейшую задачу – укрепляли межконфессиональный диалог и доверие.

На фото: Акимжан Эргешов.

Акимжан Эргешов, представитель Духовного управления мусульман, считает: “Религиозная политика, которая ведется нашей властью, - самая примерная. По сравнению с соседними странами у нас намного больше свободы, больше восприятия взглядов, толерантности. Мы поддерживаем эту политику, и если религия будет контролироваться государственными нормами и законами, то любая религия будет приносить пользу всему человечеству”.

Олег Сергеевич Цой, глава буддистского общества, считает, что благодаря мероприятиям, которые организует Государственная комиссия по делам религий, представители различных конфессий часто встречаются, общаются.

“Принципиальных противоречий у нас нет и не должно быть. Потому что это вопрос духовности, и чувствуется грамотная рука нашего государства, нашего правительства в лице Государственного комитета религий”, - говорит Олег Цой.

На фото: В буддистском храме в селе Горная Маевка.

Он также считает: “В буддистской практике, чтобы мирно сожительствовать с другими конфессиями и гражданским населением и обществом, нужно делать только своё дело. Не надо вмешиваться в другие дела. В буддизме это называется свечением луны. Она светит каждую ночь, и все знают, где она находится и в какой фазе”.

Дружеское отношение должно быть между представителями разных конфессий, считает клирик Алексей Сыромятников, служитель Собора Великого князя Владимира.

“С имамом соседней мечети наш настоятель знаком лично, они поздравляют друг друга с праздниками. Проводили товарищеский футбольный матч. Есть идеи еще провести. Это и есть пример дружеского отношения, - говорит клирик. – Все это обусловлено тем, что больше полутора века местные жители видят в христианах не оппонентов, не врагов, а прекрасных соседей, мы продолжаем эту преемственность. Могу даже такой пример привести: в начале 90-х, когда появилась редчайшая возможность построить церковь, кто-то удивляется, очень часто, кто помогал финансово, были настоятели соседней мечети – имамы. Это дружеское отношение должно сохраниться”.

На фото: Вид на церковь с высоты птичьего полета в микрорайоне "Асанбай".

Вызовы и угрозы

Многообразие конфессий в Кыргызстане появилось с обретением независимости в начале 90-х, когда была либеральная политика в сфере религии. С тех пор был принят ряд законопроектов, которые отрегулировали эту сферу.

- Для того чтобы проводить религиозную деятельность на территории Кыргызской Республики, необходимо пройти учетную регистрацию в Госкомиссии по делам религий, куда предоставляется пакет документов технического характера. Госкомиссия изучает, к какому виду относится данная религиозная организация, конфессия, религия, ее содержание. И вопрос стоит так - не противоречит ли данная религия действующему законодательству. Делаем запросы в соответствующие органы, если есть какие-либо подозрения. После прохождения этих процедур даются учетная регистрация и свидетельство на проведение религиозной деятельности, - объясняет глава Госкомрелигии Чотаев.

На фото: Лютеранская церковь получила регистрацию в 2001 году.

Бывает, что религиозные деятели или организации нарушают законодательство, тогда начинают свою работу МВД и ГКНБ.

- Наибольшую опасность представляют вопросы, которые касаются экстремистской, террористической деятельности. С другой стороны, у нас есть закон о свободе вероисповедания и религиозных организаций, который регулирует деятельность религиозных организаций, - говорит Закир Чотаев. - На сегодня у нас 20 запрещенных религиозных организаций экстремистского, террористического толка. Одна из последних была запрещена в 2017 году.

Законодательство в сфере религии регулярно совершенствуется. Последние изменения обсуждаются в Жогорку Кенеше. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который содержит ряд поправок, но основное изменение касается нормы о запрете обхода квартир и домов с целью распространения религиозных взглядов.

Таким образом, миссионерам могут запретить стучаться в дома и агитировать граждан посещать религиозные учреждения, а также останавливать на улице, раздавать свою литературу, и тем более, пытаться обратить их в свою религию. В законе четко прописано, что агитация должна проводиться только в религиозных учреждениях.

Данные поправки уже пару лет обсуждаются среди религиозных организаций и особого сопротивления не вызвали.

В последние годы появилась ещё одна угроза – религиозная агитация через социальные сети. По мнению религиозных деятелей, социальные сети стали очень удобным и комфортным местом для вербовки и распространения религиозных экстремистских идей и взглядов. Эксперты уверены, что сегодня назрела необходимость в законодательном регулировании интернет-пространства, чтобы создать условия для информационной безопасности.

Столкновение светскости и религиозности

Существует еще один момент, который необходимо отрегулировать, – бесконфликтное существование светской и религиозной частей общества. Борода у мужчин или хиджаб у женщин – это уже не триггеры для большинства нерелигиозных кыргызстанцев. Но все помнят недовольство мусульман, когда бишкекчане вышли танцевать бачату – латиноамериканский танец. То есть вопрос о том, как мирно сосуществовать двум обществам в пределах одной нации, пока не изучен, но достаточно актуален.

“К сожалению, из-за незнания многие до сих пор представляют светскость по-советски, как полное отделение религии от общества и государства, что физически невозможно. Это вопрос уже будущего государства и его внутренней стабильности. Наличие стереотипов, нехватка объективной информации, терпения - все это может подтолкнуть к взаимным обвинениям. Проблема есть. Но ее надо решать путем просвещения, а не противостояния. Чтобы не допустить раскола граждан одной страны, мы должны искать ответы. При этом нужно стараться обсуждать не совсем удобные вопросы, чтобы найти ответ и баланс прав и ответственности в дискуссионной форме, не выходя за рамки. Принести хаос или потерять страну очень легко (примеров много вокруг нас), а вот сохранить Кыргызстан и объединить гражданское общество - задача посложней”, - считает теолог Кадыр Маликов.

И в этом плане вновь становится актуальной концепция “кыргыз жараны” (кыргызстанского гражданина), которая при грамотном внедрении могла бы в реальности объединить общество, не разрушая нашей этнической, религиозной и социальной разности.

Осознание себя как гражданина Кыргызстана в первую очередь, а потом уже представителя той или иной этнической группы, религии или уроженца какого-то региона способно сплотить кыргызстанцев и уменьшить риски возникновения любых конфликтов. Именно в этом плане необходимо работать отечественным идеологам и тем, кто думает о развитии Кыргызстана.

Аида Тастанова

Фото Абылая Саралаева

 
© Новые лица, 2014–2020
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям