Кыргызстан предложил диалог об исламе в светском государстве

09:38, 18 Октября 2017

В Кыргызстане, как и у соседей по региону, в последнее время все оживленней идет дискуссия о роли религиозных институтов в светском государства. Совместимы ли демократические принципы построения власти с нормами шариата, насколько ислам восприимчив к правам человека?Как достичь национального согласия с учетом религиозного разнообразия? Об этом и многом другом говорили эксперты на международной конференции “Ислам в современном светском государстве”, организованной Аппаратом президента КР.

Открывая мероприятие, президент Кыргызстана Атамбаев предложил сделать его постоянной площадкой, где бы обсуждались важные вопросы, имеющие отношение к странам с преимущественно мусульманским населением. Все участники форума поддержали инициативу Кыргызстана, казахская делегация, поддержав, предложила создать постоянно действующий консультационный межгосударственный орган. В результате было решено создать международный консультационный совет представителей государственных органов стран-участниц, курирующих религиозную деятельность.

В международной конференции приняли участие ученые, эксперы, теологи, представители государственных структур, дипломатического корпуса и международных организаций из 19 стран мира.

Ислам и светские законы совместимы

По итогам конференции была принята декларация. Приведем наиболее важные моменты в этом документе, которые сегодня волнуют общественность и часто становятся предметом ожесточенных споров и разногласий в социальных сетях.

Участники форума признают, что мусульманские ценности в современных условиях дают возможность для гармоничного развития религии в светских государствах, не протипоставляя религиозные каноны светскому законадательству.

Также многие выступающие эксперты и участники форума осознают, что социальная несправедливость создает предпосылки для активизации лиц и организаций с радикальной идеологией, которые, прикрываясь исламом, осуществляют свои деструктивные действия.

Еще один ключевой момент: участники форума считают важным сохранять культурную самобытность мусульманских народов. Для кыргызского общества этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых и острых за последние годы, потому что под религиозными лозунгами стали активно насаждать традиции, одежду и обряды других народов, исповедующих ислам. Хотя ислам имеет многовековой опыт гармоничного сосуществования и впитывания традиций и обычаев народов Центральной Азии. Кочевники в свое время приняли ислам еще и потому, что он не противоречил местным обычаям и традициям, мировоззрению кочевников.

Ислам един как религиозная доктрина, но в то же время он многообразен. Мы видим, что более полутора миллиарда мусульман, проживающих сегодня в независимых национальных государствах, со своей историей, культурными особенностями, не могут быть одинаковыми. Исторически все религии развивались, адаптируясь к конкретной среде и культуре, впитывая в себя местные обычаи и традиции”, - отметил в своем докладе глава государства Алмазбек Атамбаев.

По итогам конференции его участники выступили с интересными инициативами, которые в случае своего успешного воплощения смогут сделать Кыргызстан центром диалога между исламскими и светскими позициями. В первую очередь единогласно было поддержано предложение об учреждении Научного центра исламских исследований в Бишкеке с международным попечительским советом, который дал бы толчок целой серии комплексных научных исследований в религизной сфере. Также было предложено учредить аналитический журнал “Ислам в светском государстве”, где бы публиковались актуальные исследования (в печатном и электронном формате).

И еще один из важных моменов в итоговой декларации – это призыв ко всем государствам препятствовать предоставлению любого рода убежища, информационного пространства и политической поддержки лицам или группам, придерживающимся идей радикального и экстремистского характера, а также призывающих к совершению террористических и насильственных действий.

Представитель Египта, поддерживая инициативу Кыргызстана, отметил важность и своевременность такого диалога о роли ислама в современном светском государстве. По его словам, сегодня страны, где большинство населения мусульмане сталкиваются с мощным внешним давлением, часто выраженном в исламофобском русле и внутренними проблемами, имеющие прямую связь с внешними факторами. По его словам, светское государство – это государство, где уважают права всех, независимо от их вероисповедания и где человека уважают и ценят за его профессиональные и личные качество.

Кадыр Маликов, директор аналитического центра “Религия, право и политика” в своем выступлении на пленарном заседании форума отметил, что одной из причин бурных обсуждений религиозных вопросов в кыргызском обществе является отсутствие четких и понятных ответов. По его словам, многие книги и хадисы на которые сегодня ссылаются религиозные деятели, написаны в 15 веке! Они не учитывают сегодняшние реалии, инновации, даже те же самые социальные сети. В них нет ответа на современные вопросы. Отсюда возникает жетская дискуссия в обществе.

Свет идет с Востока

В своем приветственной речи президент КР Атамбаев особое внимание уделил научной составляющей ислама, приведя слова Пророка Мухаммеда о том, что «час занятий наукой заменяет ночь молитв, а день занятий наукой лучше, чем трехмесячный пост». По его словам, сегодня как никогда важна роль образования, знания устройства вселенной, и конечно же, толерантность, терпимость к иному мнению.

Сложившаяся здесь исламская правовая школа – ханафитский мазхаб, суфийские учения, не противопоставляют доктринальный ислам местной традиции. Выходцы из этого региона Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Жусуп Баласагын, Махмуд Кашгари и другие, помимо развития науки и философии, заложили основы рациональной школы Ислама. Свободомыслие и расцвет науки в IX-XII веках создали основу «Восточного ренессанса», вернув в оборот знаменитое выражение «Свет идет с Востока» (лат.: «Ex oriente lux»). Показательно, что в Каирской библиотеке, существовавшей с Х века, было 100 тысяч наименований книг, а в Багдаде в середине XIII века существовали 36 общественных библиотек. Потому что по исламским канонам, каждый верующий должен стремиться к знаниям. В этот период в исламском мире и Центральной Азии развиваются города, строятся мечети, медресе и библиотеки. К сожалению, постепенное усиление догматической составляющей в Исламе не позволило сохранить достижения «Восточного ренессанса». Наглядным символом этого является история убийства догматиками от Ислама выдающегося государственного деятеля, ученого-энциклопедиста Улугбека и разрушение его обсерватории”, - заключил президент КР в своей речи.

Примечательно, что глава государства также отметил важность избегать соблазна идти путем запретов и подавления инакомыслия, который часто возникает и у государственных чиновников, и у религиозных деятелей”. К сожалению, надо признать, такой риторики у нас предостаточно, когда наряду с крайними религиозными взглядами можно столкнутся со светским экстремизмом.

Нынешняя волна экстремизма и терроризма, прикрывающаяся религиозными лозунгами, может быть преодолена только через укрепление национальных государств, сохранение ими собственной культуры, языка и самобытности.

Пришло время преодолеть догматическое отношение к исламу, чтобы показать всему миру и мусульманам истинный облик ислама, избегая крайностей.

Алмаз Исманов 


© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям