Кыргызча

Место, где ислам дружит с православием

22:42, 17 Июня

 

Размышления после визита Патриаха

В Кыргызстане побывал с визитом Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Высокопоставленного священника ждали у нас давно, но трижды визит откладывался из-за различных причин, в основном из-за не самого хорошего самочувствия Владыки.

Российский патриарх Кирилл прилетел в Бишкек, чтобы освятить кафедральный собор, недавно открытый в Бишкеке. Патриарх также освятил закладной камень под строительство православной гимназии при соборе святого князя Владимира, отслужил литургию в соборе, побеседовал со студентами КРСУ. Глава Русской православной церкви встретился с президентом Алмазбеком Атамбаевым, премьером Сооронбаем Жээнбековым и главой Духовного управления мусульман Кыргызстана Максатбеком ажы Токтомушевым. Беседа с муфтием – особый, знаковый момент.

Уникальный в мировой истории пример долгого дружеского соседства христиан и мусульман – Центральная Азия. В мире нет аналогичного эффективного сотрудничества между этими двумя конфессиями. Это тот редкий случай, за который следует сказать искреннее «спасибо» политике российской династии Романовых.

Обратимся к истории. Британская разведка ХIХ века назвала российскую политику в этом регионе «странной, но эффективной». Вхождение Средней Азии в состав России началось в 1839 году. Имперские власти в этом краю не просто демонстрировали веротерпимость, но стремились покровительствовать мусульманам. Не на словах, надо заметить.

В инструкциях чиновникам, направлявшимся в Туркестан, было неукоснительное требование: «проявлять справедливость к нуждам и интересам мусульман». Имперская администрация полностью сохранила привилегии, доходы и владения («вакуфы») исламского духовенства. Преподаватели медресе и мектебов (туземных школ) стали получать государственное жалование. За счет российского бюджета было осуществлено массовое издание Корана. Одним из указов Александра III была восстановлена одна из святынь туркестанского ислама – ташкентская мечеть Джами.

Кади (главный шариатский судья) мусульман Ташкента тех времен Мухаммед Мухитдин-Ходжа, благодаря за это русского царя, сказал слова, вошедшие в историю: «Хвала Аллаху! Ничто не мешает нам следовать адату и шариату. Повсеместно у всех народов наиболее почитаются два предмета – религия и знание. И правитель, оказывающий покровительство этим двум предметам, большей милости оказать не может».

Вслед за имперской администрацией в Туркестан приходило православное духовенство. Они ехали сюда не для миссии среди мусульман. Священники были должны поддерживать здесь крестьян – переселенцев из России, а также чиновников из администрации.

В годы большевистских гонений на религию православие и ислам оказались в одной лодке. Богоборцы одинаково рушили как храмы, так и мечети. Один и тот же сотрудник ОГПУ арестовывал священников и мулл. Как вспоминали очевидцы, «одни и те же воинствующие безбожники врывались в дома православных, срывали со стен и рубили топорами иконы, а в дни поста Рамазан вламывались в дома мусульман и насильственно запихивали им в рот пищу, заставляя нарушить пост».

Туркестанский край в годы гонений называли «землей исповедников». Сюда ссылали неугодных большевикам священников. Многие архиереи после туркестанской ссылки были расстреляны… Представителей духовенства не только ссылали, но иногда они и сами бежали в этот край, где гонения на духовенство были не такими жестокими.

Преодолев и пережив развал Российской империи, а после и распад СССР, политика взаимного уважения между конфессиями сохранилась. Теперь уже православную церковь принимают и оберегают в независимом Кыргызстане.

«Присутствие православной церкви здесь формирует многонациональное, многоконфессиональное измерение всего кыргызского общества, - сказал Патриарх на встрече с Алмазбеком Атамбаевым. - По-разному складываются в мире отношения между религиями. Я имел возможность увидеться с муфтием мусульман Кыргызстана и пообщаться с нашим духовенством. Могу сказать, что здесь уникальная атмосфера в отношениях между национальностями, между религиями. Это формирует устойчивость общества. И хотел бы Вас поздравить с этим, потому что без прямого участия президента и власти сформировать такую уникальную конструкцию достаточно сложно».

Президент Атамбаев рассказал о политике, которую Кыргызстан проводит в области религий. «В Кыргызстане мы сделаем все возможное, чтобы не допустить межрелигиозной розни», - отметил глава государства.

Необходимость межрелигиозного диалога в современном мире кажется очевидной. Однако пути к продуктивному взаимодействию прокладываются порой драматически. Иногда контакты лидеров различных конфессий становятся вынужденной необходимостью, поскольку требуют преодоления складывавшихся веками преград. Мы в наследство получили уникальную, удивительную традицию мирного соседства, которую просто обязаны сохранить.

В сущности, диалог религий является одним из базовых элементов диалога цивилизаций. Он нацелен прежде всего на поиски общности в базовых ценностях. Причем диалог требует от его участников не только отстаивания собственной позиции, но и умения пусть не принять чужую точку зрения, но признать право на нее. Именно этот процесс может способствовать взаимопониманию в мире, сохранению самобытности и базовых ценностей каждой цивилизации.

Православные христиане не разделяют догматов ислама, мусульмане в вероучительных вопросах никогда не согласятся с христианами. И этот факт нужно понимать именно так. Но зато сотрудничество христиан с мусульманами в общественных, политических и социально-культурных ракурсах очень перспективно. И опыт прошлого ни в коем случае не должен забываться, а наоборот, его важно активно использовать как пример гармонии и терпимости двух крупных конфессий: ислама и православия.

В одном из своих выступлений Патриарх Кирилл очень прочувствованно отозвался о Кыргызстане: «Мы видим, что в Кыргызстане православные люди не чувствуют себя ущемленными. Мы видим, как бушуют межрелигиозные конфликты в других странах, разрушается национальное единство. Поэтому нужно дорожить и сохранить все то наследие, что есть в Кыргызстане. Такие же отношения мы пытаемся выстраивать в России, направляя свои усилия на сохранение и укрепление национального единства».

В целом визит самого высокопоставленного православного священника прошел в очень благожелательной обстановке. Кыргызстан ответил Патриарху Кириллу взаимностью – и особым, искренним гостеприимством.

Подготовила Светалана Бегунова

Фото Вячеслава Оселедко 

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям