Кыргызча

Настоящий шаман – это страстей ураган! Часть 3

08:06, 30 Июня

В прошлой подборке, говоря о шаманизме, мы рассказывали о знахарской практике местных эскулапов, которые врачевали людей колдовскими пассами. Но что происходило, если лечение не давало результатов?

Опасаясь привидений…

Когда в древнем сообществе приключались беды, то люди просили покровительства арбаков (духов предков), совершали жертвоприношения и вообще окружали их память ореолом святости. Естественно, любое оскорбление памяти, а тем паче осквернение могил считалось тягчайшим преступлением и каралось смертью.

Зная это, супостаты старались ударить по самому больному, нередко выкапывая трупы и затем глумясь над ними. Такой факт, например, зафиксирован во время войны 1847 года, когда соседний феодал приказал вырыть из земли и обезглавить трупы Каная и Эшкожо, вождей одного их кыргызских племен.

То же касается и прославленного Манаса Великодушного. Некоторые кыргызские исследователи полагают, что Манас был не легендарной, а вполне реальной исторической личностью. Так вот, место захоронения великого полководца его соратники старательно замаскировали именно с целью уберечь от разграбления и нарушения его покоя. Где нашел последнее пристанище Манас, неизвестно до сих пор. В знаменитом же гумбезе Манаса в Таласе во время раскопок, проведенных еще в 40–х годах прошлого века, вместо героя эпоса в верхнем слое были обнаружены останки женщины, а уже под ним, в нижнем ярусе, двухметровый мужской скелет в одеянии… китайского воина. Кем они были? Доподлинно неясно.

В далекие времена кыргызы верили и в потустороннее существование души, которая улетает во время сна. Поэтому человека нельзя было резко будить - вдруг упорхнувшая сущность не успеет вернуться в тело спящего? Сама душа представлялась в виде голубого дымка - кек тютюн. Окончательно из тела она улетучивалась с последним вздохом...

Пращуры полагали, что неудовлетворенная душа умершего может в отдельных случаях принести несчастье живущим, а также опасались трупа злого и алчного человека. Поэтому, чтобы обезопасить себя от появления возможного привидения, в могилы таких людей на юге Кыргызстана раньше клали завернутую в тряпье палку в рост покойного либо, как на севере, железный замок, ключ от которого отдавали близким усопшего. В этом случае душа была как бы заперта, ну а палку же помещали для обмана: дескать, умерший будет доволен тем, что с ним лежит еще один покойник, и поэтому не станет досаждать живым людям.

Умершего близнеца, например, хоронили вместе с домашним животным, чтобы он не «забрал» с собой близнеца живого. Вот какова была вера в силу неуспокоенной души!

Широко практиковалось раньше изготовление изображений умерших, особенно мужчин, - тул. Иногда это была мини-скульптура из дерева или глины, иногда - обычная кукла в человеческий рост, одетая в халат покойного. Вместе с человеком в могилу помещали часть одежды, утвари, боевого снаряжения и немного пищи.

На фото: Кости домашних и диких животных играли важную роль в ритуалах камлающих бакшы. 

Посыпая голову пеплом…

Чувствуя приближение смерти обреченного, его родственники заранее собирались на отпевание. Если больной был главой семьи, то он оставлял завещание - керээз, делил имущество и давал наставления.

Для похорон ставили юрту, а если бедняга был небогат, то кибитку поминальную собирали сообща, вскладчину. Этот обычай сохранился до сих пор, причем не только в айылах, но и в Бишкеке.

На похоронах обязательно присутствовал молдо (мулла), который читал молитвы. Неотпетый считался неверным, поэтому не мог достойно предстать перед Всевышним. Ну, за исключением гибели в несчастных случаях или на поле брани...

Долгая мучительная смерть являлась божьим наказанием, а поэтому окружающие совершали обряды, призванные ускорить приближение освобождающей от страданий смерти: поворачивали голову умирающего к выходу, вешали его одежду воротником вниз, бросали конский потник через верх юрты изнаночной стороной вверх. В общем, старались изменить прижизненное положение дел и тела.

После наступления смерти начиналось первичное обмывание усопшего - сууга алуу, и затем уже родственники надевали траурные одежды, которые, кстати, различались по регионам и племенам. Использовались черные цвета, синие, даже белые. Их носили как до 40 дней, так и до годовщины.

Видное место в погребальном культе занимало оплакивание. Профессиональные плакальщицы - кошокчу - причитали в повествовательной форме, хваля непогрешимость почившего в бозе и жалуясь на безвременную утрату. Часть родичей и вдовы царапали себе лица и посыпали голову пеплом и землей. Предполагалось, что чем громче скорбь, тем легче душе ушедшего на тот свет…

На фото: Древние тюрки, населявшие земли нынешнего Кыргызстана в доисламский период, в VI-X веках, водружали на могилах знати и военной аристократии вот таких балбалов. Средневековые камнерезы оставили нам в наследство подлинные шедевры изобразительного искусства, над которыми не властно время… В Чуйской долине самую большую коллекцию балбалов можно видеть возле башни Бурана. 

Гость на погосте

Важный элемент - саван. Для женщины уходило метров 15-18, и состоял он из пяти кусков белой материи. Как правило, женщины при жизни запахивают верхнюю одежду справа налево, но саван запахивается наоборот - слева направо. У мужчин тоже не так, как при жизни: погребальный наряд запахивается справа налево. После этого покойника оборачивали еще и в белую кошму или покрывало, а затем, уложив на специальные носилки - табыт - несли на кладбище, куда во время похорон женщин не пускают. Так и поныне поступают.

На кладбище умершего закапывали в катакомбное помещение - казанак - и закладывали вход камнями или кирпичами, а уж затем верхнюю часть могилы - кара - засыпали землей.

На могильных курганах раньше ставили шесты с траурным флагом - желек, боевые пики, возвышения из камня и глины - моло, ограды - коргон. Для знатных и именитых возводили целые склепы и мавзолеи.

До сих пор, особенно в дни поминок, широко распространена родовая взаимопомощь. Тут основное бремя непосильных затрат ложится на многочисленных единокровников. Поминальные мероприятия проводятся еще и в дни мусульманских праздников - Орозо айт и Курман айт.

Каждый род имел свое кладбище, располагавшееся возле дороги и обязательно на возвышенности. Близких полагалось хоронить только на нем, независимо от места кончины. Ну а если, допустим, горный перевал был закрыт снегами и не было возможности вовремя вывезти покойника, то труп заворачивали в саван, зашивали в кожу и подвешивали на дерево до тех пор, пока не представится возможность свезти его вниз на клановый погост.

На фото: Иногда шаманы предстают и в комическом образе. Вот как здесь, например, где запечатлен талантливый член популярной команды «Азия MIX» Бахтияр Касымалиев. 

Сенсация вокруг «царицы»

Смерть всегда связана с мистикой и суевериями. И людьми, которые берутся судить об этом.

Помнится, 1 июля 2015 года известный деятель Мелис Арыпбек, выступая на пресс-конференции в Бишкеке, потребовал от властей срочно перезахоронить мумию женщины из Национального музея истории. А иначе, пригрозил он, «Кыргызстану грозят катаклизмы!»

Речь идет об известной мумии, обнаруженной во время раскопок археологов под руководством Юрия Баруздина еще в 1954 году. Найдено тело было возле села Кара-Булак Баткенской области, после чего останки передали в исторический музей столицы.

Еще больше удивила на том брифинге доморощенная экстрасенс Таалайгуль Норсек кызы из Иссык-Кульской области, которая якобы выходит на связь с… духом усопшей. «Это мумия баткенской царицы Анфисы. Она являлась третьей супругой фараона Аменхотепа. Ей было 27 лет, когда ее отравили другие жены фараона. Вместе с ней в могильник положили ценные вещи. Дух мумии в течение 60 лет умоляет нас вернуть ее на прежнее место, на вечное пребывание. В течение всех этих лет мы ее удерживали от различных злодеяний, но сейчас она рвется наружу», – заявила кёз ачык.

По ее предсказаниям, на Кыргызстан обрушатся страшные бедствия, если не выполнить желание усопшей.

Конечно, у многих эти «откровения» ничего кроме смеха не вызвали. Ну, вот как египетский фараон Аменхотеп, живший за несколько десятков столетий до рождения своей жены, вдруг решил похоронить возлюбленную аж на юге Киргизии, а? Почему вдруг останки женщины из Кара-Булакского могильника, которую ученые даже не смогли идентифицировать, уже уверенно назвали «царицей», к тому же с греческим именем Анфиса? И можно ли верить тому, что ясновидящая Таалайгуль является перерождением дочери самого Адама и Евы, как она утверждала?

В чем причина кончины?

Казалось бы, вопрос исчерпан. Чушь, да и все… Однако даже скептики вынуждены признать, что мумии порой действительно непостижимым образом влияют на судьбы живых людей!

Дело в том, что первооткрыватель Кара-Булакского захоронения Юрий Баруздин, раскопавший в 1954 году мумию «принцессы», погиб в июне 1963 года вместе с родным сыном, перевернувшись в грузовике, когда ехал с группой коллег на очередные раскопки. А ведь старожилы Баткенского края строго предупреждали поисковиков - не троньте склеп девы, иначе быть беде!

На фото: Археолог Юрий Баруздин, нашедший женскую мумию в Баткене, окончил Ленинградский университет, прежде чем стал работать в Институте истории Академии наук Киргизии, где стал признанным экспертом. Если бы не трагическая смерть, он бы наверняка удивил мир своими новыми открытиями!   

Еще один важный момент. Предки кыргызов не владели техникой мумифицирования. Женщина из Кара-Булака мумифицировалась естественным образом благодаря смоле из арчовых досок, из которых был сделан ее гроб, а также сухому климату. В подтверждение этого говорит тот факт, что еще одна мумия, найденная Юрием Баруздиным в 50-х годах, сохранилась гораздо хуже, фактически это был просто скелет. А все из-за того, что тело было погребено в окружении обычных саманных кирпичей, вот ткани и разложились. В итоге этот костяк был снова захоронен, так как не представлял интереса.

К слову, древние жители Баткенского массива были довольно высокоразвитыми. Это подтверждают найденные в курганах Кара-Булака бронзовые зеркала из Индостана, шелковые ткани с узорами из Поднебесной империи, оригинальные керамические сосуды и многочисленные статуэтки. 

Сколько лет «Анфисе» было в момент смерти – доподлинно неизвестно. Наши ученые так и не смогли провести анализ ее тканей и узнать, чем и как она питалась при жизни, чем болела, причину ее кончины и многое, многое другое. В зарубежье подобного рода научные экспертизы проводятся давно и успешно, преподнося настоящие сенсации в области изучения мира древних людей! Увы, кыргызским исследователям в силу отсутствия денег остается лишь мечтать о радиоуглеродном, спектральном и иных видах анализов.

Останется ли «Анфиса» в Музее истории в Бишкеке после окончания нынешней реконструкции и обновления экспозиций – неясно.

...Традиции, уходящие корнями в эпоху патриархальных отношений, ныне претерпели значительные изменения. Однако отдельные элементы сохраняются среди народа до сих пор. Оставим ли мы после себя что–то такое, что захотят сохранить и продолжить наши потомки? Как знать...

 

Азиз КАРАШЕВ

Фото WWW

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям