Кыргызча

Шаман титан, но не тиран Часть 4 (Заключительная)

09:30, 12 Июля

Кыргызы в силу ментальных, философских, культурологических, мировоззренческих и иных факторов никогда не были столь уж набожны. Какие еще табу для вольного, словно ветер, кочевника?!

В архаичных слоях нашего общества и ныне практикуются ритуалы, корни которых уходят в шаманизм, причем, что интересно, многие из них близки не только суфизму, но и традиционным практикам наших далеких сородичей – жителей Сибири. А это еще раз доказывает наличие прочных связей пращуров с Тянь-Шаня и берегов Енисея…

Мы с тобой одной крови…

Пожалуй, самое масштабное и аргументированное доказательство приводит исследователь А. А. Исаева из БГУ им. К. Карасаева в своем труде «Кыргызско-алтайский шаманизм: аспекты сравнительно-исторического анализа».

На фото: Связи кыргызских и сибирских шаманов имеют прочные исторические корни. 

Оказывается, о связях кыргызского шаманизма с алтайским писал еще легендарный этнограф Саул Абрамзон (1905 – 1977 гг.). А не менее именитый археолог Александр Бернштам (1910 – 1956 гг.), изучив петроглифы Саймалуу-Таш (в нынешней Джалал-Абадской области КР), отметил, что огромное количество рисунков поддается расшифровке, если их сопоставить с этнографическими материалами Алтая и Южной Сибири, особенно в дешифровках шаманских изображений.

Шаманы обоих наших народов одинаково сильно почитали чудесный камень жай (кырг.) или дьада (алт.) таш, обладающий магическим свойством изменять погоду, который находили во внутренностях животного при заклании.

По представлениям и кыргызов, и алтайцев, колючая арча (кырг.), или артыш (алт.), обладает магической силой. Дымом можжевельника и ныне отгоняют коварных духов, лечат болезни, проводят обряд очищения под названием алас.

Из других параллелей А. Исаева отмечает веру в существование духов-покровителей отдельных мест; почитание целебных источников; то, что кыргызские и алтайские уникумы использовали одни и те же атрибуты: камчу, посох и зеркало; почитание прародителей в виде животных; обоюдное верование в так называемый кут, «жизненный эмбрион», сакральное счастье, сверхъестественную сущность, сгусток энергии, даруемый Небом и богами.

Даже в самом названии прямая аналогия: по материалам истории Танской династии кыргызы своих шаманов называли гань (кам), и в алтайском шаманизме центральной фигурой является кам. 

Как подчеркивал известный этнограф и историк Леонид Потапов, родившийся в Барнауле (1905 – 2000 гг.), «древние этногенетические и этнокультурные связи кыргызов с историческими предками алтае-саянских народов наложили отпечаток на общность многих элементов шаманских верований и обрядов, что шаманизм современных тюркских народов Алтае-Саянской горной системы генетически связан с древнетюркским центральноазиатским шаманизмом». 

Акай, не пропадай!

В свое время весьма популярным в Кыргызстане стал так называемый духовный лидер Алтая по имени Акай Кине (в миру - Сергей Кыныев). 

На фото: Самый PR-раскрученный алтайский шаман - Акай Кине. 

Россиянин считает себя сильным шаманом и ратует за возрождение мистической Белой веры. Еще в 2005 году он приезжал в Бишкек, где вручил местным единомышленникам камень и кедровый саженец с горы Манас, которая находится на Алтае, с пожеланиями мира и процветания нашему народу. Увы, тогда случилась первая, мартовская революция, и миротворческая миссия Акай Кине не достигла цели.

Потом представитель рода оргончы-тоолос и соавтор телепередачи «Тенгрианство – религия Атиллы и Чигисхана», приехал снова, уже после апрельского восстания 2010 года, и снова с целью «высказать волю Неба». Тенгрианец призвал глав 40 кыргызских родов собраться на консолидирующий курултай, провести переговоры и примирить народ. Более того – предложил сорока витязям, словно в эпосе «Манас», пройти дорогой былинного баатыра с Алтая до пика Хан–Тенгри, чтобы своей акцией «подвигнуть народ Кыргызстана на духовные изменения».

Акай Кимович, возглавляющий фонд «Алтай Орда», составитель международной социально-культурной программы «Алтай – центр гармонизации народов Евразии», активно выступает с идеями «объединения тюркской нации по всему миру», одновременно почитая нашего Манаса Великодушного и правителя Восточно-тюркского каганата Эльтериша из раннего средневековья. Плюс хочет реанимировать полушаманское, квазирелигиозное течение Ak jang (Белую веру), зародившуюся в Сибири в начале ХХ века, именуемую еще как Бурханизм, по имени одного из божеств. В общем, гремучая смесь!

Алтайский вектор

Говоря о контактах с Алтаем, здесь впору вспомнить проведение в Бишкеке и Чуйской области в сентябре 2015 года Всемирного фестиваля эпосов народов мира. Мероприятие, организованное Минкультуры, информации и туризма при поддержке президента А. Атамбаева и по инициативе правительства КР, собрало не только сказителей саг, баллад и рун, виртуозов горлового пения и мастеров народных ремесел, но и конкретно исполнителей шаманских обрядов, а также танцевальных ритуалов суфийских дервишей.

По сути, это был международный шаманский саммит, в котором участвовали представители Туркменистана, Турции, Малайзии, других 12 стран, включая и делегацию из Республики Алтай, вместе с которыми выступили гости из Хакасии и Кемеровской области России. То есть из тех мест, где очень сильны традиции шаманизма. Свою технику сибирского камлания они смогли продемонстрировать в ходе театрализованного «Парада культурного разнообразия» и на гала-концерте в Нацфилармонии.

На фото: Алтайская делегация, кроме шаманских фокусов, продемонстрировала в Бишкеке и коллекцию этнокостюмов под названием «Мы кочевников племя, нам тысячи лет», заняв по итогам конкурса призовое II место. 

Впрочем, алтайские авторитеты среди шаманов и раньше приезжали в нашу страну. К примеру, потомственная носительница универсальных знаний из Горного Алтая Нина Антонова из рода теленгитов останавливалась здесь в 2008 году после психоделического тура в Индию. А в июне 2009 года вместе с кыргызскими и другими соратниками алтайские адепты шаманской метафизики участвовали в международном ритуале Большого огня возле священного родника «Мин булак» вблизи природного парка «Сейил» на южной окраине Бишкека. Проводили мистерию возле костра, чтобы очиститься и слиться с природой…

Милости просим в Бишкек! 

У наших медиумов и ведунов в целом широкие каналы коммуникаций с Сибирью. К примеру, в 2014 году в Республике Тыва (граничит с Алтаем, Хакасией, Бурятией и Монголией, а также Красноярским краем и Иркутской областью, то есть регионами активного язычества) состоялся первый в истории Международный фестиваль «Зов 13 шаманов». Среди интерконтинентальных участников свое мастерство общения с духами показали и бакшы из Кыргызстана.

По словам организаторов, глобальная цель этого шаманского слета - возрождение аутентичных традиций, предсказание будущего планеты, открытие белой дороги для мирной жизни всех народов и сохранение Матери Земли.

На фото: Бронзовый «Шаман». Одна из самых выразительных работ всемирного известного и почитаемого бурятского скульптора, графика и ювелира Даши Намдакова. 

Увы, но намеченный на это лето второй по счету «Зов 13 шаманов-2017» не состоится по ряду обстоятельств, сообщили недавно в соцсетях официальные модераторы фестиваля. Казалось бы, облом мирового масштаба. Но не расстраивайтесь, фанаты! Достойной заменой «Зову…» станет наш вариант - Международный форум «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи», который пройдет в столице Кыргызстана 20-22 июля. О дате его проведения сообщила советник президента Кыргызской Республики Мира Карыбаева.

Бишкекский форум станет новой площадкой для обсуждения научных, образовательных и гуманитарных проектов, направленных на укрепление связей народов, населяющих гигантские территории Евразии и имеющих общие этногенетические, языковые и культурно-исторические корни. Включая корни взаимопроникновения шаманских практик!

На фото: Свой среди своих. Шаман Акай Кине (на фото – в центре) представлял на Всемирных играх кочевников-2014 в Иссык-Кульской области свою, алтайскую команду по козлодранию, сборную джигитов, завоевавших в итоге престижную «бронзу». 

В Бишкек съедутся около 80 ученых-алтаистов, историков, археологов, этнографов, антропологов, лингвистов, исследователей фольклора, искусства и культурного наследия из ближнего и дальнего зарубежья. Среди них, конечно, и знатоки феномена шаманизма.

Добро пожаловать, хранители сокровенных знаний наших предков. Милости просим в гостеприимный Бишкек!

Азиз Карашев.

Фото WWW

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям