Кыргызча

В чем причина исламофобии в Кыргызстане?

07:52, 20 Апреля 2016

Более 28% проявлений социальной агресии в Кыргызстане – это исламофобия. Такая статистика зафиксирована в прошлом году экспертами Школы миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии. Любопытно, но мусульмане стоят на втором месте среди тех, на кого направлены агрессивные речевые атаки в средствах массовой информации и социальных сетях. Все это довольно непривычно для страны, где согласно официальным данным более 80% населения исповедуют ислам суннитского толка.

Даже если учесть тот факт, что на практике считающих себя мусульманами окажется меньше, в любом случае это больше половины населения.Так в чем причина исламофобии в стране, где мусульман - большинство?

По мнению экспертов Школы миротворчества и медиатехнологий, рост антиисламской риторики во многом был связан с внешними факторами: волна беженцев из мусульманских стран в Европу; военные конфликты в Сирии, Ираке и Афганистане; активизация религиозного радикализма; ИГИЛ и вербовки граждан Кыргызстана для участия в военных действиях на территории других государств.

Директор Школы миротворчества и медиатехнологий Инга Сикорская считает, что одной из причин исламофобии является некорректное освещение различных тем, так или иначе связанных с исламом. “К сожалению, в Кыргызстане исламские атрибуты довольно часто отождествляются с деструктивными идеями. Необходимо избегать таких обобщений. В особенности визуального характера, когда религиозный экстремизм исключительно связывают с ношением хиджаба,бородой или же этнической принадлежностью. Из-за обилия таких негативных сообщений в обществе формируется негативное отношение к исламу и религии в целом”, - отмечает Инга Сикорская.

На региональной конференции “Религиозная радикализация в Центральной Азии: мифы и реальность”, комментируя дискуссию вокруг исламофобии, директор Школы миротворчества и медиатехнологий Сикорская призвала избегать маркировок экстремистских или террористических организаций, как исламских, даже если они называют таковыми.

Нужно избегать уничижительных высказываний об исламе, потому что это порождает агрессию и конфликты. Нужно помнить о влиянии, восприятии своих материалов аудиторией и о последствиях, которые они оказывают на сознание общества”, - отметила Сикорская.

По этому поводу на официальном сайте президентского фонда “Ыйман” приведен любопытный комментарий: “Мероприятия с участием представителей посольств и граждан из стран Ближнего Востока могут рассматриваться как «акция исламизации или вахаббизации». Многие проблемные ситуации рассматриваются достаточно предвзято и преподносятся с негативных позиций как «насильственное распространение ислама» или «исламизация Кыргызстана». Неподготовленной аудитории, очень сложно самой определить по таким комментариям журналистов, что же является характеристикой ислама, а что ему абсолютно не соответствует. Освещение проблем религиозной сферы Кыргызстана осуществляется не качественно”.

Глава научно-исследовательского института исламоведения КР Маметбек Мырзабаев придерживается такого же мнения, что на настроение общества сильное давление оказывают внешние события. “Кыргызстан является частью глобальной системы, поэтому ислафобия распространяется и у нас. Рост исламизации и религиозности сильно беспокоит светскую часть населения страны. Отсюда и страхи в обществе и предвзятое отношение к мусульманам в целом”, - сказал в интервью “НЛ” Мырзабаев.

На обывательском уровне отчасти негативный настрой к исламу формируется за счет реакции к деятельности членов движения “Таблиг джамаат”. В газетных статьях и социальных сетях часто можно прочитать отрицательные комментарии по поводу проповедников “Таблиги джамааты”, где критике подвергается не только их методы проповедей, но их и внешний вид. В большинстве случаях такое негативное отношение потом трансформируется на всю мусульманскую общину.

Но, по мнению экспертов, корни критического отношения к этому движения гораздо глубже обсуждения внешних признаков. “Главная критика включает то, что Таблиг джамаат ограничен в росте и не предлагает возможности для интеллектуального мусульманского развития, что сами даватчики не обладают достаточным знанием в сфере религии, в их среду могут войти представители других более радикальных течений, своим видом, одеждой они раздражают более светскую часть населения, а также вызывает вопрос внешний центр управления движением”, - говорится в исследовании кандидата политических наук Нургуль Эсенамановой, посвященном религиозной ситуации в Кыргызстане.

Кроме этого, по словам эксперта Эсенамановой существует мнение, что “Таблиг джамаат” кроме даваата ничего не может предложить, поэтому те, кто ищет ответы на другие вопросы, уходят в другие более радикальные организации и движения.

Один из известных экспертов в религиозной сфере Икбол Мирсаитов считает, что вся проблема в том,что в местном сообществе идет процесс подмены понятий.

Население, даже сами мусульмане, не довольны не самим исламом как религией, а поведением мусульман, которое идет в разрез канонам ислама. Исламофобия вызвана поведением, отношением тех людей, которые под прикрытием ислама осуществляют свои неисламские дела. Такая тенденция негативного отношения к мусульманам порождает процесс отчуждения, и осуждения их действий, что приводит к всеобщему негативу к исламу как к религии. На самом деле кризис не в исламе а в головах у людей и мусульман. Глобализация заставляет людей использовать исламские каноны в свою пользу. Мусульмане становятся инструментом давления, агрессии мировой политики. естественно те, кто считают себя мусульманами и идут на военные действия в зоне боевых действий считают, что они выполняют свой "долг мусульманина", но на самом деле они просто инструменты”, - сказал в интервью “НЛ” эксперт Мирсаитов.

По его словам, чтобы уменьшит негативное отношение к мусульманам, религии, поведению и мировоззрению верующих, необходимо работать с мусульманами, а не с религией ислам.

У нас в чистом виде нет исламофобии как таковой, у нас больше распространена мусульманофобия. Фобия вызвана внешним видом, поведением мусульман. Особенность ситуации в Кыргызстане является продуктом внешних мнений и отношений к мусульманскому миру (российскому, европейскому). В Кыргызстане наблюдается процесс столкновения светского (советского) мировоззрения и религиозного”, - отметил эксперт Икбол Мирсаитов.

Многие эксперты в вопросах религии считают, что предвзятое отношение к мусульманам и исламу в основном у старшего поколения, воспитанного в духе атеизма и резко критического отношения к религии в целом. Также такое же негативное отношение у определенной части населения, находящегося под информационным влиянием западных СМИ, где на мигрантской волне сформировалась исламофобия.

Представители новой формации мусульманского духовенства и теологи склонны считать,что одной из проблем возникновения исламофобии в Кыргызстане является отсутствие информации и необходимых знаний об исламе. Они сетуют на то, что в стране действительно нет институтов духовенства, пользующихся непререкаемым авторитетом, нет авторитетных улемов, чьим проповедям прислушивались бы.

Поэтому сегодня, по данным силовиков большую популярность набирают, так называемые “интернет-имамы”, которые “удачно” миксируют вопросы религии и политики.

В то время как настоящие имамы не могут даже пройти профессиональную аттестацию. В феврале 92% руководителей (!) религиозных учебных заведений не были допущены к аттестации из-за отсутствия светского образования согласно требованиям.

В прошлом году президентский фонд “Ыйман” начал большую кампанию по массовому просвещению имамов. В этом уникальном проекте участвуют свыше двух тысяч имамов, которые проходят обучение по самым разным направлениям, которые включают в себя и светские предметы, и религиозные курсы. Для поощрения имамов даже предусмотрена стипендия.

В общем, снижение уровня исламофобии в обществе зависит не только от внешних факторов, но и от религиозной грамотности имамов и самих верующих.

Алмаз Исманов

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям