Население и милиция Кыргызстана: перезагрузка партнерства

21:23, 27 Ноября 2015

Успех любой госструктуры, в том числе органов внутренних дел, зависит от реформ и прозрачности деятельности. Сохраняя все лучшее из богатого опыта, накопленного в ходе более чем 90-летней истории милиции Кыргызстана, сегодня необходимо перестраиваться с учетом новых требований интеграции, безопасности и повышения уровня доверия населения к милиции, стремясь к налаживанию эффективного социального партнерства между органами правопорядка и гражданами страны.

Говоря о назревших преобразованиях в работе милиции и укреплении сотрудничества между населением и ОВД, общественные активисты Кыргызстана высказывают много задумок, часть из них уже обсуждалась в СМИ, на круглых столах или в соцсетях. Поэтому редакция «Новых лиц» решила предложить несколько своих ноу-хау.

Категории качества

 

Хорошо бы разделить личный состав ОВД на три категории: административный (аналитическо-штабной), оперативно-следственный и информационно-технический. Это позволит разработать для каждой категории, соответственно их статусу, профессиональные критерии и оценки работы, систему служебного продвижения, достойный размер оплаты труда, методику подбора кадров.

Вертикали и горизонтали доверия

 

Саму милицию надо поделить на криминальную – с вертикальным подчинением напрямую МВД, и муниципальную – с горизонтальным подчинением местным органам власти. Суть реорганизации в том, что вертикаль оградит криморганы от внешнего вмешательства в оперативно-служебную деятельность, создаст лучшие условия для борьбы с оргпреступностью и коррупцией. А горизонталь позволит местным властям грамотно координировать действия той же патрульно-постовой службы или участковых инспекторов, чтобы они были ближе к населению. То есть обеспечивать порядок именно на вверенной им территории. Причем муниципальщиков в погонах надо сформировать на контрактной основе, как сугубо гражданское учреждение, где служебный рост будет определяться уровнем образования, показателями по службе, выслугой лет и т.д. Конечно, эти новации надо вводить не сразу, а апробировать в виде пилотных проектов в одном–двух райотделах милиции. Пойдет дело – тогда везде внедрять.

Робокопы, алга!

Надо повсеместно вооружить милицию современными спецсредствами, автотранспортом, криминалистической техникой, компьютерами, создать общенациональный информационный банк данных, модернизировать научно-исследовательские лаборатории, обеспечить сотрудников современной оперативной связью, особенно в регионах и вообще переоснастить все и вся, чтобы милиция работала более продуктивно и стала предметом гордости у общества.

Дружина на страже гражданина

 

Хорошо бы воссоздать по всему Кыргызстану общественные формирования по охране спокойствия. Да, в некоторых регионах они уже есть, появлялись волонтеры с нарукавным повязками и после событий в апреле 2010 года в Бишкеке, помогая ОВД очищать улицы от мародеров и грабителей, охраняли торговые точки. Но этот процесс нужно усовершенствовать! Не копировать слепо устаревшие схемы, а перенять самое рациональное. Ведь почему ДНД почили в бозе? Народные патрули раньше формировались в основном по производственному принципу. Дружинников отбирали из числа членов коллективов. А когда начался развал Союза, то и промсектор накрылся вместе с ДНД. Оставшиеся же коллективы вряд ли будут готовы делегировать своих членов для таких рисковых миссий. Поэтому отряды новых добровольцев руководству МВД стоит заинтересовывать не только морально, но и материально, возможно, с привлечением коммерческих субъектов, спонсоров, меценатов, международных доноров. Здесь весьма полезно будет изучить опыт других стран, где успешно действуют подобные гражданские ополченцы.

Под контролем общественности

 

Во-первых, набор нового пополнения в органы следует осуществлять коллегиально: с участием работников прокуратуры, суда, Минюста, депутатов, членов НПО, института омбудсмена, уполномоченных общественных советов и других заинтересованных сторон.

Во-вторых, наблюдение и всестороннее изучение кандидата (с применением новейших тестов на профпригодность, включая физические нормативы) проводить на протяжении от 1 до 3 лет в зависимости от должности.

В-третьих, всех кандидатов, даже для работы в низовых звеньях милиции, надо обязательно экзаменовать на знание юридических и специальных дисциплин. Тестирование будет уместно и при переводе сотрудника на вышестоящую ступень, либо получении нового звания.

Милиция должна быть мультиэтнической

 

Учитывая многонациональный состав Кыргызстана, ради поддержания согласия и пресечения родоплеменного и иного негативного влияния на кадровую политику, ее надо осуществлять на основе особых квот. Это позволит адекватно отразить этническую палитру населения. Особенно в регионах, где перекосы в кадровой политике привели, в частности, в Ошской и Джалал-Абадской областях, к взрыву негодования и как следствие - массовым беспорядкам. Милиция не должна быть мононациональной, следует шире представлять в ее рядах представителей всех народностей Кыргызстана, желающих служить в органах правопорядка!

Новобранцы словно спартанцы

 

Неплохо было бы в целевом порядке набирать рекрутов среди воспитанников детдомов. Ведь они при выполнении служебных задач будут свободны от клановых и земляческих обязательств. Это также позволит обеспечить их социальную защиту, найти себя в общественной жизни, реализоваться как полноценным гражданам. Пока что многие из них, увы, остаются на задворках социума, хотя потенциал интернатских питомцев очень широк…

За чистоту мундиров

 

Кадровой службе МВД предлагается открыто публиковать в СМИ список лиц, желающих поступить туда на службу. Зачем? Чтобы граждане, владеющие компроматом на кандидатов, могли сообщить об этом в органы. И тогда в ряды милиции не просочатся оборотни, запятнавшие себя мздоимцы, подручные ОПГ.

Для искоренения коррупции в милиции и других злоупотреблений хорошо бы установить солидарную ответственность сотрудников подразделения. Упор на то, чтобы шефы головой отвечали за действия подчиненных. Это заставит их строже следить за чистотой мундиров.

По секрету всему свету

 

Иногда достаточно сложно получить сведения о гражданах, совершивших когда-либо правонарушения. Поэтому функции по учету преступлений можно передать Генпрокуратуре, Минюсту или Госкомстату, сформировав единый Центр регистрации нарушений закона на территории всей республики на протяжении всей ее новейшей истории.

 

Мы – партнеры!

 

Отрадно, что конкретную помощь нашей республике оказывают международные структуры. К примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Специалисты Центра ОБСЕ в Бишкеке оказывают содействие властям в реформировании органов правопорядка, в частности, путем внедрения принципов полицейской работы с местными сообществами. Преобразование правоохранительных органов из силовых структур в структуры, которые находятся на службе у населения, формирование толерантности – это цели, над которыми работает Центр, оказывая как техническую, так и методологическую поддержку. Был создан проект «Инициатива общественной безопасности», его мандат - способствовать уважению прав человека органами правопорядка и налаживание отношения с местными сообществами.

Например, 22 апреля 2015 года МВД при поддержке Центра ОБСЕ организовало в Нацфилармонии масштабный форум «Взаимодействие ОВД с госорганами и общественностью по профилактике правонарушений».

«Одной из приоритетных задач милиции является установление основ социального партнерства», - сказал министр внутренних дел Мелис Турганбаев. «Будет выработана резолюция с обозначением конкретных задач и механизмов взаимодействия милиции по вопросам обеспечения общественной безопасности со всеми заинтересованными сторонами», - заявил он.

Также, при содействии Центра ОБСЕ, мониторинговым агентством «Эл-Пикир» в июле 2015 года проведен соцопрос на тему, как население Кыргызстана воспринимает работу милиции. Было охвачено 3410 граждан, 328 активистов и представителей МСУ, а также женских и молодежных советов. Основными критериями изучения были удовлетворенность работой стражей порядка, оценка изменений в работе ОВД, готовность оказать им содействие. Самый высокий индекс доверия населения к милиции складывается в городе Бишкек, а также в Джалал-Абадской и Ошской областях.

Виктор Соцки из Центра ОБСЕ в Бишкеке сказал: «Результаты исследования будут служить в качестве основы для улучшения обеспечения общественного порядка и вовлечения местных сообществ в такого рода мероприятия, которые проводятся совместно с милицией на основе принципов партнерства».

Надо продолжить эти полезные начинания, причем при самом активном участии сознательного населения КР.

…В целом предложений много. Важно их рассмотреть экспертам, общественным активистам, профильным специалистам и начать апробацию наиболее продуктивных идей. Здесь просто надо проявить политическую волю как руководству МВД, так и в целом высшим эшелонам власти, чтобы добиться реального и полноценного сотрудничества граждан и блюстителей законности.

Азиз Карашев 

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям