Почему дети гибнут под колесами?

15:50, 23 Сентября 2014

Первые дни сентября – не только праздник для школьников. Эти дни обозначились трагическими цифрами – 12 детей оказались в больнице в результате ДТП только в Бишкеке. Для многих малышей эти аварии означают потерю возможности учиться, бегать, играть на долгие месяцы, а то и годы. Статистика страшная. Впору развешивать по городу социальные плакаты с надписью «Сентябрь – дети на дорогах».

Удручающая статистика

Ситуация удручающая, признают в ДПС. И хотя проделывается немалая работа, например, дважды в год автопробег «Внимание – дети!» привлекает внимание общественности, пострадавшие дети – обыденная реальность для дпс-ников и медиков. Сотрудники ДПС во время автопробегов и прочих профилактических занятий пытаются в игровой форме привить детям навыки техники безопасности на дороге, однако охватить весь контингент не могут при всем желании. Хотя небольшое снижение числа аварий с участием детей есть.

 «В 2013 году зарегистрировано 296 таких ДТП, а в 2014-м - 266. Всего за первое полугодие погибли 4 ребенка, 294 получили травмы и ранения. В прошлом году погибли 8 детей, пострадали 310. Самый высокий процент ДТП в Бишкеке приходится на Ленинский район», - сообщают в ДПС.

Служба ДПС проанализировала случаи с участием несовершеннолетних участников дорожного движения с начала года. Как показывает анализ, дети-пассажиры транспортных средств гибнут в ДТП чаще, а дети-пешеходы чаще становятся пациентами клиник после аварий, приобретая отнюдь не детский опыт.

Главный врач бишкекской детской клинической больницы скорой медицинской помощи Талант Омурбеков неоднократно выступал в прессе с целью обратить внимание общественности на проблему. «Причина большинство травм – неосторожность детей. А откуда она берется? Их никто не учит правильно вести себя на дороге», - говорит он.

Кто виноват?

Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Эксперты говорят: «Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств».

Наверное, самое главное упущение – наше, родительское. Мы забываем прививать детям привычку всерьез относиться к дорожному движению. Да и в школах – массово, так, как раньше – сегодня этому не обучают. А поток машин в том же Бишкеке сейчас вдвое превышает тот, который могла бы переварить столичная инфраструктура.

Простые правила

Надо брать защиту детей (зачастую, увы, от них же самих) в свои руки. Полностью от травм основы техники безопасности, конечно, не защитят, но эффект непременно будет. Из российского курса обучения правилам дорожного движения, который незаслуженно забыт в Кыргызстане:

«1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».

3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.

6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!

7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.

Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность».

Психологи, в свою очередь, напоминают: «Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!

Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.

Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!».

«Безопасный город»

А между тем и государству не стоит забывать о покалеченных малышах. Стоит активнее внедрять изучение ПДД в школах, принимать прочие меры. Кстати, о них: в стране снова планируется реализовать проект «Безопасный город».Вице-премьер-министр Абдырахман Маматалиеврассказал об этом журналистам в начале учебного года.

Это уже вторая попытка сделать движение и охрану правопорядка в Бишкеке эффективнее и безопаснее. В первый раз средств на внедрение новшеств не нашлось – по максимуму проект «сожрет» около 100 миллионов американских долларов, однако оно того стоит. Теперь объявлен тендер, в тендерную комиссию вошли представители профильных министерств, ведомств, депутаты парламента и заинтересованные специалисты. В правительстве надеются на государственно-частное партнерство.

«Безопасный город» предполагает внедрение видеофиксации на улицах и дорогах Бишкека и Оша, а затем и во всем Кыргызстане. По мнению сотрудников правоохранительных органов, такие технологии сделают водителей на дорогах в десятки раз осторожнее.

Будем надеяться, что средства на внедрение «Безопасного города» чиновники не прожрут и не распилят. Так как речь идет о самом дорогом – жизни и здоровье наших детей.

Подготовила Айгуль Токобаева

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям