Удастся ли Кыргызстану выйти из авиационного “черного списка” ЕС?

12:36, 27 Июня

В 2006 году по результатам проверки группой экспертов Европейского Союза состояния безопасности гражданской авиации Кыргызской Республики почти все местные авиакомпании, независимо от форм собственности и типов грузов, были внесены в так называемый “черный список” ЕС. Им были запрещены любые полеты в воздушном пространстве Европейского союза. В этом году европейские чиновники обновили этот список, включив в него 13 кыргызских авиаперевозчиков. В общей сложности Кыргызстану были даны 195 предписаний, которые мы должны были устранить.

К сожалению, до сегодняшнего дня кыргызские авиаперевозчики не смогли выполнить ни одно из этих требований. Подавлящее большинство этих рекомендаций касаются безопасности полетов. С тех пор прошло больше десяти лет и ситуация никак не менялась все эти годы. Только в 2017 году появилась надежда. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) пообещал содействовать в урегулировании наиболее проблемных моментов в местной гражданской авиации, что в конечном результате может поспособствовать выходу из черного списка ЕС. Тем более почти все законодательные акты, имеющие отношение к этой индустрии, приведены в порядок в соответствии с международными стандартами.

Десятилетний запрет на полеты в страны Европейского союза однозначно негативно сказался на развитии гражданской авиации в Кыргызстане. Даже широко разрекламированная политика “открытого неба” не смогла вывести отечественную авиацию из тупика. Наиболее известные мировые авиакомпании, включая бюджетные, предпочитающие менее затратные полеты, все еще игнорируя международный аэропорт “Манас”. К нам не летают многие авиакомпании, поэтому, например,чтобы вылетить в Сеул, пассажиры вынуждены ездить либо в Алматы, либо в Ташкент. Хотя с каждым годом популярность рейсов в Южную Корею растет из-за роста трудовой миграции и популярности корейских вузов. Аналогичная ситуация произойдет, если вы решили отдохнуть в Индии или в других странах Южной Азии. Опять-таки вам придется лететь через Ташкент.

Даже слетать в хадж по маршруту Бишкек-Джидда-Бишкек гораздо дешевле через стамбульский аэропорт, чем через “Манас”. Чтобы убедится в этом, достаточно зайти на официальный сайт саудовской бюджетной авиакомпании, ответственной за перевозку кыргызских паломников.

Согласно данным Государственного управления гражданской авиации, в Кыргызстане пассажирскими перевозками занимаются Эйр Кыргызстан, Эйр Манас, Авиатрафик, Тез жет и Эйр КГ; грузовыми перевозками – Скай вэйр эйр, а спецработами – Централ Азия авиасервис, Хели скай, Манас эйрвэйс, Скай кг эйрлэйнс.

У нас 5 международных аэропортов: в Бишкеке, Оше, Баткене, Тамчы и Караколе. Еще несколько внутренних аэропортов есть в Таласе, Казармане, Кербене, Джалал-Абаде, Нарыне и Исфане.

Де-факто аэропорты в Тамчы и Караколе работают в сезон летнего отдыха на Иссык-Куле и частично зимой, когда открывается горнолыжный сезон. Остальные аэропорты фактически существуют в законсервированном состоянии, и с натяжкой тянут на международный статус.

Из внутренних направлений у нас постоянно действуют перелеты только по маршруту Бишкек-Ош-Бишкек. Все остальные маршруты больше существуют на бумаге. Прямые рейсы из Бишкека в Баткен или Джалал-Абад – большая редкость, уже не говоря о рейсах в Казарман или Нарын. О них помнят только старожилы. К примеру, по данным Национального статистического комитета КР, за первое полугодие 2017 года только 510 тысяч человек воспользовались услугами авиаперевозок, то время как наземный транспорт, в том числе железнодорожный, осуществил более 20 млн. перевозок!

По данным же самих авиаперевозчиков, они за три месяца 2017 года перевезли 280 тысяч пассажиров, а по итогам прошлого 2016 года их услугами воспользовались больше 1 миллиона человек в Кыргызстане. Можно предположить, что речь идет о чартерных рейсах в другие страны. В частности, в Россию, местные авиакомпании и региональные российские авиаперевозчики за последнее время открыли несколько рейсов в наиболее популярные среди трудовых мигрантов российские регионы.

У местных авиакомпаний внутренние рейсы не в большом почете, потому что они практически не окупаются, несмотря на то, что и так достаточно дороги для кыргызстанцев. Поэтому с каждым годом растет число перевозок наземных, несмотря на дальность маршрута и плохие дороги в регионах.

Премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков на одном из последних заседаний правительства подчеркнул, что необходимо наравне с международным авиасообшением активно развивать внунтренние авиаперевозки.

Сегодня кыргызские авиаперевочики больше предпочитают другие направления.Они по максимимуму используют свои ресурсы для чартерных рейсов в Россию, Китай, Арабские Эмираты и другие страны в азиатском направлении. Куда им еще не запрещено летать.

Но так долго продолжатся не может. Надо что-то делать. Иначе международный аэропорт “Манас” так и останется периферийным на фоне аэропортов в Алматы, Урумчи и Ташкенте.

По словам вице-президента Европейского представительства ИАТА Рафаэля Шварцмана, почти все рейсы из Кыргызстана осуществляются через аэропорты Стамбула, Москвы и Урумчи, которые играют роль транспортных хабов. В меньшей степени Урумчи. Хотя ситуация может кардинально поменяться в случае приобретения Южно-Китайскими авиалиниями кыргызской авиакомпании “Эйр Кыргызстан”.

В своем выступлении на международном форуме “Значение воздушного пространства для экономики Кыргызской Республики”, прошедшем в Бишкеке, Шварцман особо отметил важность развития авиационной отрасли в развитии туристического рынка.

Согласно данным ИАТА до 54% туристов пребывают в страну назначения самолетом, поэтому, по словам высокопоставленного чиновника ИАТА, Кыргызстану крайне важно развивать авиационный рынок, учитывая географическое положение страны, отсутствие прямых выходов к морю и ограниченность железнодорожного сообщения.

Любопытно,что в международном рейтинге Кыргызстан опережает такие страны как Россия и Таджикистан в ценовой политике, то есть, летать кыргызскими авиакомпаниями дешевле. Но в рейтинге развития отрасли мы занимаем 123 место.

В этом важном вопросе вице-президент Европейского представительства ИАТА заметил, что основное бремя оплаты различных расходов в этой отрасли ложится на потребителей этих услуг. Эксперт отметил, что сбор денег с пассажиров должен производится прозрачно, в этом плане Кыргызстану ничем похвастаться.

Но у нас еще есть шанс перехватить инициативу. Для этого нужно вывести кыргызские авиакомпании из черного списка ЕС и привлечь инвестиции для развития местной гражданской авиации.

“Наблюдая за всей этой ситуацией создается ощушение, что мы застряли в периоде трансформации. Нам нужен определенный рывок в гражданской авиации, мы должы сделать позитивные шаги в этом направлении. Кыргызстан – горная страна, более 90 процентов территории нашей страны составляют горы, что сильно затрудняет развитие автомобильного и железнодорожного сообщения. Поэтому однозначно нам нужно развивать гражданскую авиацию. Реальные шаги в этом направлении позволят нам выйти на перспективные рынки Европы и Азии”, - отметил в своем выступлении на форуме руководитель Аппарата президента КР Сапар Исаков.

Во время встречи с президентом ИКАО Олумуива Бенард Алиу глава правительства КР Сооронбай Жээнбеков сообщил, что министерством транспорта и дорог разработана дорожная карта по улучшению и совершенствованию системы гражданской авиации Кыргызстана.

Руководитель Аппарата президента КР Сапар Исаков также во время встречи с руководством ИКАО и ИАТА отметил, что кыргызские власти предпринимают определенные шаги в развитии гражданской авиации. Полным ходом идет реконструкция нескольких аэропортов, имеющих особое значение в экономике страны.

По словам Исакова, особое значение в дорожной карте развития гражданской авиации следует уделить вопросам безопасности и создании равных условия для всех участников рынка. Кроме этого руководитель Аппарата президента КР отметил важность внедрения электронных виз, которые также могут оказать свое положительное влияние на развитие гражданской авиации и туристической отрасли.

Президент ИКАО Олумуива Бенард Алиу во время своих рабочих встреч с официальными лицами в Бишкеке и на форуме неоднократно подчеркивал, что ИКАО поможет кыргызским авиаперевозчикам выйти из международного “черного списка”, но при условии, что кыргызская сторона выполнит ряд своих обязательств. “Мы придаем особое значение сотрудничеству с Кыргызстаном. Мы тоже заинтересованы в развитии гражданской авиации Кыргызской Республики”, - сказал президент ИКАО на брифинге для журналистов на полях форума.

Одним из краеугольных моментов для кыргызской стороны является финансовая сторона “черного списка”. Об этом же журналистам рассказал президент ИКАО. В Кыргызстане остро не хватает профессиональных инспекторов, которые могли бы квалифицированно проверять самолеты. Их зарплата составляет всего 7 тысяч сомов, что по международным нормам ничтожно мало. Не говоря уже о проблемах с повышением профессиональной квалификации инспекторов и пилотов. Даже проверка со стороны ИКАО и ИАТА стоит немало. Никто не знает, откуда взять деньги. Также эксперты отрасли не исключают, что некоторые нововведения могут сказаться на стоимости авиаперевозок для клиентов.

Алмаз Исманов 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям