Жамал Фронтбек кызы: Каждый четвертый член радикальных религиозных организаций – женщина!

16:08, 16 Декабря 2015

По данным 10 Главного управления МВД КР, в 2015 году доля женщин, вовлеченных в экстремистскую деятельность, выросла до 25%. Еще десять лет назад эта цифра едва достигала 1 процента! Только за последние девять месяцев правоохранительными органами были выявлены более 10 фактов вовлечения женщин. С активизацией роли женщин в запрещенных радикальных организациях, по словам экспертов, появились такие явления как “семейный экстремизм” и “секс-джихад” (фактически узаконенная проституция среди боевиков под религиозными лозунгами).

По мнению лидера одной из самых известных в стране женских мусульманских организаций “Мутакалим” Жамал Фронтбек кызы, государственные органы и официальные духовные институты не уделяют должного внимания этому вопросу, потому что в поле зрения силовиков и духовенства в основном только мужчины.

На сегодня каждый четвертый член радикальных религиозных организаций – женщина! И их число, к сожалению, с каждым годом только растет. А почему¸ спросите, вы? Посмотрите кто говорит о борьбе с религиозным экстремизмом и кому уделяют повышенное внимание? Даже недавно созданный фонд “Ыйман” работает исключительно с мужчинами-имамами, мужчинами-теологами, мужчинами-верующими. Духовное управление мусульман Кыргызстан за всю историю своего существования еще ни разу не работал комплексно с женщинами! Вся официальная религиозная деятельность ведется исключительно с мужчинами. Вот и попадаются женщины в сети запрещенных в стране религиозных организаций и движений”, - заявила Жамал Фронтбек кызы на круглом столе “Радикализация ислама: вызовы и ответы”, организованном представительством Британского института по освещению войны и мира в Кыргызстане.

Региональный директор Института по освещению войны и мира по Центральной Азии Абахон Султонназаров в своем выступлении особо отметил, что проблема радикализации ислама стала общей для всех стран региона, и в ней прослеживаются четкие тенденции, в частности, это касается вовлечения женщин в ряды экстремистских религиозных организаций.

Женщины наряду с мужчинами активно осуществляют пропаганду радикальных идей, создают так называемые “женские” группы в радикальных движениях, которые активно ведут свою деятельность в региооне”, - сказал Абахон Султонназаров.

Больше всех в этом направлении преуспела запрещенная в Кыргызстане религиозная организация “Хизб-ут Тахрир”, которая с 2005 года изменила свою тактику. По словам директора Центра “Религия, право и политика” Кадыра Маликова, с этого периода “Хизб-ут Тахрир” внесла определенные коррективы в свою идеологическую стратегию, переключившись на женщин и молодежь. При этом она серьезно расширила границы своей работы, постепенно активизируясь и в северных регионах.

Сегодня женщины наравне с мужчинами фигурируют в милицейских сводках про “Хизб-ут Тахрир”. В январе в Узгене сотрудники силовых структур задержали трех женщин, активных членов “Хизб-ут Тахрир”. Во время обыска у них были изъяты большое количество DVD-дисков, книг, листовок экстремистского содержания.

В марте сотрудники Чуйского УВД задержали женщину в Ысык-Атинском районе, которая занималась пропагандой идей запрещенных религиозных организаций и движений.

В этот же период в Бишкеке силовики задержали лидеров женского крыла “Хизб-ут Тахрир”. Согласно оперативной сводке, они смогли создать конспиративную сеть, активно занимаясь вербовкой среди женщин в Чуйской области.

В августе в южной столице сотрудники УВД Ошской области задержали жительницу Оша, активного члена “Хизб-ут Тахрир”, которая занималась незаконным религиозным обучением малолетних девочек на дому. Во время обыска у нее дома была изъята экстремисткая литература.

В сентябре в Бишкеке в ходе спецоперации были задержаны две женщины, которые активно занимались вербовкой среди молодежи.

28 октября на северной окраине Оша (!) сотрудники милиции задержали 38-летнюю жительницу южной столицы. Во время санкционированного судом обыска дома у нее были изъяты несколько электронных книг экстремистского содержания, многочисленные DVD-диски, листовки, книги, брошюры запрещенной в Кыргызстане радикального движения “Хизб-ут Тахрир”.

Гражданская война в Сирии и военные действия в Ираке, несмотря на их географическую отдаленность, активно используется вербовщиками для рекрута новых наемников. За текущие полгода в ходе спецопераций силовых структур были выявлены 152 факта вербовки граждан Кыргызстана для участия в боевых действиях на территории Сирии и Ирака. Из них 91% - женщины!

Вместе с женщинами выезжают и дети, а в некоторых случаях и целые семьи. Вспомним последний случай с жителем Тонского района, который вывез почти всю родню в Сирию в несколько этапов. Часть несовершеннолетних в этосм аспекте на сегодня составляет 14%. Возраст женщин, вовлеченных в незаконную деятельность, самый разный: от 20 до 50 лет. По мнению экспертов, в группе риска девушки и женщины до 30 лет.

Женщин вербуют для разных целей: от оказания сексуальных услуг до медицинского обслуживания. Одно из самых популярных направлений – завуалированное “замужество”, которое эксперты и силовики чаще называют просто “секс-джихад”.

Соглано Википедии, впервые социальный феномен “джихад ан-никах” (в мировой прессе он упоминается под громким названием “секс-джихад”) был упомянут в 2013 году. Когда стало известно о том, что в ряде мусульманских странах женщины либо добровольно или же под давлением отправлялись на территории, контролируемые джихадистами, для оказания сексуальных услуг. После появились первые сообщения о женщинах из западных стран, принявших ислам и добровольно поехавших в Сирию и Ирак.

В основе “джихада ан-никах” лежит норма о временном браке, очень распространенном среди шиитов, когда мужчине и женщине позволяется быть в браке на один день. В мусульманских странах, придерживающихся суннитского толка ислама, такой брак не признается, и он считается одной из форм прелюбодеяния.

Идеологи ИГИЛ придумали свою интерпретацию этого феномена. По их словам, выход за замуж за боевика, рождение детей в таком браке, удовлетворение сексуальных потребностей считается своеобразной формой джихада для женщин. Многие женщины в странах Ближнего Востока, Европы и даже Кыргызстана купились на такую пропаганду, поехав в Сирию.

По данным силовых структур, в Сирии и Ираке находятся 122 женщин и 83 ребенка из Кыргызстана. В сети к вербовщикам чаще других попадают молодые девушки или разведенные женщины.

В большинстве для вербовки молодых девушек и женщин активно используют социальные сети, в особенности “Одноклассники”, “Вконтакте” и суперпопулярный в последнее время WhatsApp, который позволяет без особых усилий и финасовых вложений приватно общаться, принимать и рассылать видеофайлы и фотографии.

Вспомним первые случаи, которые имели место три года назад, когда двух кыргызских девушек обманным путем через соцсети заманили в Стамбул, а оттуда в Сирию. Тогда одну из девушек ничуть не насторожило то обстоятельство, что мужчина, с которым она вела активную переписку в интернете и тот, который ее встретил в стамбульском аэропорту, оказались совершенно разными личностями.

По мнению лидера “Мутакалим” Жамал Фронтбек кызы, борьба с религиозным экстремизмом пока не приносит ощутимого результата, наоборот, с каждым годом растет число кыргызстанцев, вовлеченных в эту противозаконную деятельность.

В течение 24 лет у нас были неоднократные попытки вести религиоведческое просвещение населения. Но все это так и осталось на бумаге. Практически мы упустили свою возможность. И сегодня как результат мы получаем аболютно необразованное в религиозной сфере население, которым легко манипулируют эмиссары радикальных религиозных организаций и движений. Мы не смогли противостоять мощному влиянию так называемых интернет-имамов. Они грамотно и эффективно используют мультимедийные возможности глобальной сети, чтобы пропагандировать свои идеи. Что мы можем противопоставить этому? Кто-нибудь читает книги и пособия, которые выходят под патронажем муфтията? Или другие книги на эту тематику? Они же пылятся на полках и никто их не читает!”, - заявила Жамал Фронтбек кызы.

Отсутствие женских отделений в большинстве действующих мечетях и медресе появлияло на рост числа домашних школ по исламу “худжира”, в особенности на юге страны. Силовиков популярность таких школ настораживает, потому что, как правило, они не проходят регистрации и никто не знает, что конкретно там проповедует. Такие же претензии у силовиков, кстати, к проповедникам “Таблиги джамаат”, чья деятельность запрещена во всех соседних странах.

Кыргызстан сегодня в идеологическом тупике, и этот вакуум успешно заполняют все, кому не лень. С одной стороны идет вполне естественный рост религиозности среди населения после долгого периода официального атеизма. А с другой мы не знаем, что противопоставить новым течениям и движениям. Пока мы решили действовать репрессивными методами...

 Алмаз Исманов

  

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям