Стартап в Бишкеке

12:05, 21 Августа 2014

Стартап в Бишкеке

Стартап – это слово, которое в последнее время слышится отовсюду. Об этом говорят все, начиная от молодых людей в кофейнях и заканчивая «зубрами» в социальных сетях. Однако я, студентка, не до конца понимаю его значение. Кажется, что это маленький молодёжный секрет, только для избранных.

Я иду на встречу к одному из самых успешных стартаперов Бишкека.

Июль, заканчивается праздник Орозо айт, все отдыхают, и только высокий парень в голубом пиджаке работает за ноутбуком. В свои 22 года Данияр Эмилов запустил 5 бизнес-идей. Он напоминает одного из моих кумиров и бизнес-икон Ричарда Брэнсона. «Девственник в бизнесе», - так Ричард характеризует себя в своей книге. 2, 3, 15 различных компаний в разных сферах, видимо, это не предел для них обоих.

В кофейне тихо и уютно, всегда ощущается бодрящий аромат, который помогает Данияру сконцентрироваться на своей работе. Он больше похож на рядового студента, чем на большого босса.

Дословно «Стартап» переводится, как «Запуск», в предпринимательстве это запуск нового дела. Бизнес построен на энтузиазме и идее. Главная фишка стартапа в том, что начать бизнес может кто угодно с абсолютно нулевыми вложениями, в случае провала у тебя просто не получится уйти в минус.

Самый первый стартап Данияра – услуги инфографики. Инфографика это особый способ подачи информации, преобразование сложных фактов и цифр в наглядные изображения.

«В Америке и в России появился такой тренд, как инфографика. Это означает, что можно визуализировать все: все, что мы сейчас говорим и делаем. Я этого делать не умел, не учился этому и не знал, что это такое, - делится молодой предприниматель. - Я просто всем говорил: я сделаю. Об этом знали все мои знакомые, друзья, близкие».

Данияр прошел курсы фотошопа, освоил несколько анимационных программ и на время полностью посвятил себя этой сфере. По сарафанному радио нашел первый заказ и с упорством энтузиаста взялся за него. Пришлось приложить максимум усилий, клиенты ушли довольными, гонорар составил 10 000 сом.

«Для начала я составил базу данных компаний, кому можно предложить эти услуги. Мои клиенты используют инфографику; они подают заявки на тендеры и гранты, где речь идет о суммах около 2 000 000 сом. Я стал поднимать цену на свои услуги, одновременно на них пошел и спрос. К декабрю 2013 года я стал зарабатывать больше, чем топ менеджеры крупных компаний. 

Одному было сложно работать, стало много заказов. Я подобрал себе команду дизайнеров и аналитиков», - рассказывает Данияр.

Ему легче запускать и начинать проекты, вдохновлять команду, затем он находит партнеров, которые могли бы успешно продолжать затею. Одним из партнеров Данияра является Эсен Рысбеков. Так получилось, что Эсен по совместительству – координатор проекта «Start Up Weekend». Он помогает молодым людям, школьникам запускать бизнес-идеи за 48 часов или за 2 выходных дня. В это поверили многие.

«Я привез эту идею из Англии, Ливерпуля. В 2012 году организовал и увидел первый результат. Школьники работают с наставниками, состоявшимися и опытными бизнесменами в течение двух дней, а затем начинают работу. Самые успешные идеи находят поддержку инвесторов», - говорит Эсен.

Одним из таких проектов стал «Апашкин ланч». 20-летняя Айжан Айдиева – одна из финалисток. Ее команда нашла инвестора.

«Это был коммерческий и социальный проект одновременно. Мы находили апашек, мам, которые, сидя дома, готовили домашнюю еду для сотрудников больших компаний. У нас пошли заказы, несколько точек, по 15 порций с одной. Это было потрясающе! Я зарабатывала 1000 сом в день, учитывая долю апашки, оплату курьерам и таксистам.

Продажи увеличивались, корпоративным клиентам нужны были чеки для отчета, где указывается юридический адрес производства. Этого ребята предоставить не могли, проект не был официально зарегистрирован. Для регистрации необходимо было приобрести патент на апашек, а также взять заключение от санэпидстанции, где говорится, что продукция безопасна.

Это тот этап, который нас добил, Мы никак не могли получить патент. С нашей стороны все было чисто, апашки соблюдали все гигиенические правила, однако санэпидстанция не хотела нас даже слушать, патент не выдавали, зарегистрировать не получилось», - печалится Ай жан.

На этом бизнес и закрылся. Сейчас Айжана работает на другой успешный стартап. Это сайт, который запущен в Бишкеке и успешно работает, ориентирован на рынок США и Европы. Перед тем, как запустить собственную бизнес-модель, Айжана набирается опыта у более успешных коллег. На западе пользуются популярностью электронные магазины, где можно заказывать любые вещи с доставкой на дом. Поэтому сейчас сайтов для продажи вещей – миллионы.

К примеру, если человек хочет найти белую рубашку, ему приходится открывать каждый из этих сайтов. Стартап Picvpicупрощает такие покупки, он собирает все предложения у себя на страничке, и показывает все белые рубашки, которые продаются в интернете. И так с каждой вещью. Прибыль ребята получают от брендов, которые хотят быть включены в базу данных сайта.

В качестве наставника для начинающих стартаперов уже выступает и сам Данияр. Он проводит презентации и делится своим опытом с другими молодыми людьми, поддерживает развитие малого бизнеса.

«У нас в Кыргызстане рынок совсем пустой, ниши не заняты, бери – не хочу. Я не понимаю тех людей, которые говорят, что тут все поделено. Как бы банально это ни звучало, нужно просто брать и делать. Можно легко выходить на рынок Казахстана, России и Америки, что я и считаю своим главным успехом», - резюмирует Данияр.

В работе у Данияра еще 5 действующих проектов, никак не связанных друг с другом: кофе-бар, маркетинговое агентство, поставка тренажеров, производство часов. Пожелаем ему и его последователям удачи.

Бегимай Сатаева. Фото автора

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям