Чингиз Айтматов: «Увидишь надевшего ак калпак, знай - это кыргыз!» Часть 1

10:52, 3 Марта

Фото Вячеслава Оселедко

С 8 января на общественное обсуждение был вынесен проект невиданного прежде закона КР «О придании национальному головному убору ак калпак статуса культурного символа». И обсудить действительно есть что!

Ак калпак как опознавательный знак

Инициаторами ноу-хау стали депутаты Жогорку Кенеша Экмат Байбакпаев и Бакирдин Субанбеков. Однако не скажешь, что сами энтузиасты все время носят национальный головной убор…

Казалось бы, ак калпак и без всяких правовых документов является нашим культурным символом. Или, как говорят ученые, главным этномаркирующим элементом одежды коренных кыргызов, своеобразным брендовым знаком, по которому легко опознать жителя страны Ала-Тоо. В справке-обосновании к проекту нового закона подчеркнуто: «Наш легендарный писатель и общественный деятель Чингиз Айтматов дал точное описание, сказав: «Увидишь на небе свет, знай - это звезда. Увидишь надевшего ак калпак, знай - это кыргыз!»

О войлочном калпаке как о ключевом отличительном признаке внешности кыргызских кочевников рассказывают многие источники. Например, знаменитая хроника китайской династии Тан, именуемая «Цзю Тан шу» (составлена в 941-945 годах н.э. императорскими летописцами), в повествовании о древних кыргызах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валяные шляпы». К прочим относятся простолюдины и их калпаки из свалянной шерсти. А знаменитый этнограф Лев Гумилев дал следующее определение: «Калпак своей формой напоминает горы, юрту и вместе с тем египетские пирамиды».

Историки выяснили, что в прежние времена свой первый головной убор ребенок получал только в 12 лет, по истечении первого жизненного цикла. Он был строго с зелеными полями. По достижении же 24-х лет юноша мог уже надевать убор с синей оторочкой.

На фото: Бакай-калпак давно стал характерной визитной карточкой известного общественного деятеля Топчубека Тургуналиева 

И стар, и млад калпаку был рад!

Ак калпак, изготовленный из вычесанной и вымытой белой тонкорунной шерсти, был настоящим идентификационным кодом кыргызов. Лучший вариант – от мериноса, чья шерсть способна эффективно впитывать влагу, благодаря чему голова остается сухой. А вот носившие черные варианты впоследствии образовали самостоятельный этнос - каракалпаки ныне компактно проживают в Узбекистане.

Говоря об ак калпаке, отметим, что здесь есть масса особенностей. К примеру, ходить с непокрытой головой, бросать, забывать или обменивать головной убор на что-то другое категорически запрещалось. Он мог также служить знаком оповещения. Например, при избрании хана на его голову водружалась красная шапка с кисточкой из цветных нитей. Или позволял узнать, женат мужчина или нет: если убор имел разрез, это означало, что он еще холостяк.

Калпаки шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По нижним бокам их не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая глаза от ветра, солнца, жары и холода.

В XIX веке производство калпаков было женским делом, а вот продавали их мужчины. Для изготовления заказчик обычно сдавал целое руно молодого ягненка, где шляпных дел мастера брали часть шерсти в качестве оплаты.

Калпаки были разнообразны в покрое и отличались по форме и цвету у некоторых родов и племен. Например, есть бакай-калпак, это такой образец с высокой тульей и богато украшенный узорами, его носят особо важные аксакалы.

На фото: Популярный комик Михаил Галустян, будучи в Бишкеке, очень обрадовался, когда его обрядили в костюм богатого кыргыза. 

Кто поможет исчезающим фуюйцам?

Отдельные этнографы полагают, что пращуры заимствовали ныне всем известный головной убор у южно-сибирских племен, впоследствии образовавших кочевую державу.

Другие полагают, что появление ак калпака в Средней Азии относится к XIII веку, когда в наши пределы вторглись монголы, чьи островерхие шапки с полями, называемые малгай, и стали прообразом ак калпака, модернизировались здесь и стали повседневными для ношения.

Оригинальные ак калпаки, кстати, до сих пор нет-нет, да встречаются у так называемых фуюйских кыргызов. Это такая маленькая, самобытная община наших далеких сородичей, потомков древних енисейцев, переселившихся из Сибири (Саяно-Алтайский регион) в провинцию Хэйлунцзян, уезд Фуюй, что в северо-восточной части КНР, близ Харбина. Увы, но с каждым годом это тюркоязычное сообщество числом менее 1500 человек теряет свою этническую идентичность под прессингом ханьской культуры, призванной ассимилировать нацменьшинства. Для фуюйцев наличие ак калпака – это чуть ли не единственный фактор принадлежности к кыргызской нации, но все меньше остается стариков, носящих этот символ…

К сожалению, депутаты нашего Жогорку Кенеша, якобы ратующие за «возрождение исторического патриотизма» у зарубежных кыргызов, фактически ничего не делают для реальной поддержки единокровников, разбросанных волею судеб по обширной территории Азии. Ну кто мешает далеко не бедным нардепам ЖК хотя бы обеспечить качественными ак калпаками и иными атрибутами национальной одежды осколки кыргызского этноса в Узбекистане, Таджикистане, Турции, Афганистане и тех же фуюйцев из Китая, а?

Модное дефиле, вызвавшее скандал

Так с чего же вдруг для ак калпака понадобилось появление целого закона, призванного защищать его статус как культурного символа? Сами инициаторы законопроекта указывают, что цель - не только улучшение имиджа важнейшего элемента наследия предков путем поддержки, развития и популяризации ак калпака, что послужит повышению узнаваемости нашего государства и всего народа через культуру ношения ак калпака, но и установление правовой базы его охраны.

Кое-кто полагает, что скорее всего катализатором появления этой идеи послужил резонансный случай, произошедший в Бишкеке 22 декабря 2017 года. В тот день в одном из столичных торгово-развлекательных центров в ходе шоу новогодних костюмов для собак одна из участниц ничтоже сумняшеся надела ак калпак на своего четырехлапого питомца, с которым и прошлась по подиуму. Скандальное дефиле тогда возмутило многих, нашлись даже такие, кто начал не просто оскорблять хозяйку собаки и организаторов конкурса, а требовал сурово наказать их всех, вплоть до заключения в тюрьму!

На фото: То самое нашумевшее «дефиле» собачки с калпаком на голове, вызвавшее в конце 2017 года шквал критики в кыргызском сегменте Интернета.   

Здесь надо учитывать, что кыргызстанцы очень остро реагируют на любые попытки даже просто бросить тень на национальные символы, не говоря уже о прямой дискредитации. Вспомните хотя бы громкий скандал накануне 2016 года, когда сорокалетний в ту пору британский сотрудник компании Centerra Gold, работавший на руднике в Иссык-Кульской области, сравнил конскую колбасу чучук с… пенисом жеребца. Глупая шутка этого Майкла МакФита в соцсетях вызвала настоящий ураган страстей! Экстренное удаление им своего оскорбительного поста на страничке в «Фейсбуке» и запоздалые извинения никто не принял. Более того, работники месторождения «Кумтор», бывшие коллеги британца, даже учинили забастовку, требуя от МВД, ГКНБ и Генпрокуратуры привлечь иностранца к ответу за «покушение на святое». Тем самым была практически парализована добыча стратегически важного для страны золота на целый день! Акция протеста кумторовцев была прекращена только лишь после переговоров с профсоюзными лидерами, больше напоминавших уговоры…

Перепуганный поднявшейся шумихой Майкл попытался было от греха подальше тут же скрыться за границей, но ранним утром 3 января 2016 года был задержан сотрудниками милиции в аэропорту «Манас» в связи с разыскным поручением ОВД Джети-Огузского района и доставлен под конвоем в город Каракол для проведения следственных действий. Там он был помещен в гостиницу и усиленно охранялся, так как стражи порядка всерьез опасались самосуда над чужеземцем со стороны разъяренных жителей.

Уже на следующий день, 4 января, Иссык-Кульский облсуд рассмотрел материалы дела и вынес решение о депортации МакФита за пределы КР. Считай, он легко отделался, так как глава горно-металлургического профсоюза Кыргызстана Эльдар Таджибаев заявил, мол, «действия, совершенные Макфитом, подпадают под статью 299 УК КР «Возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды». А она, между прочим, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет.

Через трое суток после приговора слуг Фемиды незадачливого Майкла посадили на борт самолета, вылетевшего из Бишкека в Стамбул, а оттуда - на берега Туманного Альбиона…

Фото Вячеслава Оселедко

Опорочишь символ – будешь наказан

Ак калпак, согласно инициативе депутатов ЖК, предлагается сделать таким же важным и охраняемым символом страны, как государственный флаг, герб и гимн. Согласно статье 4 нового законопроекта «не допускается использование ак калпака не по прямому назначению», а «лица, виновные в надругательстве над ак калпаком», будут нести ответственность в соответствии с законодательством КР. Строго, ничего не скажешь!

Здесь невольно вспоминаются случаи из прежних лет, которые реально коробили многих наших граждан. Речь идет о том, что в прошлом, когда у нас привечали разных гостей из стран СНГ и щедро одаривали их ак калпаками, то потом эти головные уборы большинством визитеров никогда и не носились, зато активно использовались… в саунах, как банные шапки, дабы защитить с помощью натурального войлока голову от теплового удара. Это сейчас для любителей живительного пара выпускается туча банных аксессуаров, включая головные уборы, создающие «эффект термоса» и спасающие от чрезмерного жара, к тому же хорошо впитывающие пот. А вот раньше, когда такого ассортимента не было, многие (особенно туристы из России, где так популярны банные забавы) брали с собой в парилки именно ак калпаки и нахваливали сие изобретение номадов. Однако у нас в КР картинки потных, красных, как раки, голых мужиков с вениками и с нахлобученными на макушки ак калпаками вызывали, мягко говоря, недоумение. Ведь для кыргызстанцев ак калпак не просто старинный убор, элемент материальной культуры, но и, считай, художественное достояние нации. А тут его так утилитарно используют в одном ряду с тазиками, мыльницами и мочалками…

P.S. О других особенностях феномена ак калпака мы расскажем в следующем номере. Не пропустите!

Азиз Карашев

Рисунок автора и фото WWW

Окончание следует.

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям