Чингиз Айтматов: «Увидишь надевшего ак калпак, знай - это кыргыз!» Часть 2

09:50, 5 Марта

На фото: Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, давний поклонник ак калпака, которому на стол скоро ляжет законопроект о популяризации национального головного убора, скорее всего подпишет сей документ без раздумий… 

Соотечественники активно подключились к обсуждению новаторского законопроекта под названием «О придании национальному головному убору ак калпак статуса культурного символа», выдвинутого еще 8 января депутатами кыргызского парламента. Мнения здесь звучат разные, и вопросов не меньше…

И аутентично, и патриотично

В развернувшейся дискуссии звучат и предложения официальных ведомств. В частности, на днях Министерство культуры, информации и туризма КР поддержало идею инициаторов из ЖК о запрете импорта ак калпаков, поступающих, как известно, из Китая. В Минкульте справедливо считают, что завозимый в Кыргызстан некачественный товар, изготовленный из синтетики, негативно влияет на восприятие иностранными гостями настоящего кыргызского калпака.

Авторы законотворческой инициативы из Жогорку Кенеша указывают, что главная задача документа - поддержание и сохранение ритуала ношения «священного для кыргызского народа ак калпака в качестве одного из важнейших символов уникальной национальной самобытности, неповторимости культурных ценностей». Особенно «среди подрастающего поколения».

Действительно, большинство тинейджеров, особенно в столице, предпочитают носить бейсболки, разные кепки, но не ак калпаки. Они считают этот убор не то чтобы старомодным, но все же больше присущим мужчинам средних лет и старше, к тому же более характерным для провинции, нежели для ношения в каменных джунглях. Между тем многие из старожилов главного города страны помнят удивительную примету начала 80-х годов, когда урбанизированную молодежь Фрунзе в одночасье охватила повальная мода на все исконно народное. Внешне вестернизированные парни из элитных семей вдруг начали соревноваться, у кого более крутой и стильный традиционный калпак, предпочитая чисто белые варианты, без темных полей и орнаментов. А зимой они щеголяли в роскошных тебетеях, отделанных мехом не просто сурка, а норки и даже соболя. Иные шли еще дальше – гордо фланировали по улицам в чекменах, легких таких стеганых мужских халатах из сатина, а то и шелка, а на ноги обували короткие мягкие кожаные сапоги – ичиги, но без калош, как в сельской глубинке.

То есть если грамотно провести работу по популяризации ак калпака среди поколения next, то можно ждать результата. Главное – делать это умело, ненавязчиво и эффективно, используя современные инструменты PR-раскрутки, агитации и внедрения. К примеру, путем широкой эксплуатации возможностей СМИ, соцсетей в глобальной паутине, популярных веб-ресурсов, иных коммуникативных площадок, чтобы носить ак калпак у молодых кыргызстанцев было и престижно, и патриотично.

Например, местные дизайнеры регулярно предлагают свои необычные концепции традиционного убора. Среди них разноцветные калпаки, чем-то напоминающие классические шляпы, столь модные у молодежи, с авангардными рисунками и знаками.

На фото: День ак калпака отмечается в Кыргызстане с 2011 года, каждую весну, 5 марта. 

Бренды и тренды

Национальная одежда – это визитная карточка любого народа. Она тесно связана с историей этноса и является составной частью жизни людей и их быта, а также важнейшим фактором материального наследия, экономическим и социальным капиталом нации. Поэтому накопление и приумножение культурных ценностей - основа гармоничного развития всего общества.

Определенная деятельность здесь уже проводится, надо сказать.

К примеру, по инициативе ряда молодежных движений и НПО еще 5 марта 2011 года был учрежден День национального головного убора, призванного стать консолидирующим фактором духовного единения всего народа Кыргызской Республики. В этот день в школах проводятся классные часы на тему калпака, в театрах и музеях – презентации, организовываются масштабные шествия, флешмобы разные, благотворительные акции, показ национальных игр и праздничные концерты.

И надо сказать, что иностранцы, которые встречают на площадях и улицах Бишкека группы молодых людей, поголовно облаченных в ак калпаки, с интересом наблюдают за этим действом, фотографируют их, а иные даже спешат в сувенирные отделы прикупить себе на память экзотичные для чужеземцев шапки. Тем самым, как и запланировали авторы обсуждаемого сейчас законопроекта, ак калпак может также служить имиджевой приманкой для гостей нашего края, выступить на международной арене в качестве широко узнаваемого «туристического бренда республики». 

Но еще ранее, в 2010 году, идентификационный код кыргызов стал для гражданского активиста Улукбека Маматаева мотивом для создания целой партии - «Ак калпак». Он заявлял, что появление новой организации должно послужить сохранению народа, которому угрожает банальное исчезновение из-за утраты этнического базиса и нивелирования прежних ценностей. Ак калпак, по замыслу Маматаева, должен поднять самосознание населения, укрепить дух сограждан, мобилизовать их на изучение своих истоков…

На фото: Лидер патриотической партии «Ак калпак» Улукбек Маматаев рад вступлению в свои ряды новых членов. 

Древние кыргызы и их космические скафандры

Кстати, «возвратом к корням» в 90-х годах, с обретением независимости и разгулом гласности, увлекались многие общественные деятели. Хотя порой это и приобретало комичные формы. Поняв, что запретных тем в обществе, где была провозглашена свободы слова, уже нет, адепты сакральных знаний и восточной мистики давали пространные интервью в СМИ, публиковали в газетах свои псевдонаучные исследования, в которых утверждали, к примеру, что ак калпак – это не просто головной убор, а подобие древнего… скафандра, где четыре линии окантовочных ребер на клиньях калпака были не элементом декора, а означали для предков 4 стороны света. Кисточка же на навершии шапки служила, дескать, настоящей антенной для связи с космосом и получения оттуда человеком некой абсолютной энергии, поступавшей прямо в мозг и дававшей обладателю ак калпака невероятную силу!

К слову, другие авторы ныне выдвигают свою версию предназначения четырех стыковочных линий на ак калпаке. Мол, они служат олицетворением лучей солнца и символизируют собой бытие в многообразном мире. А кисточка обозначает арчу, которую кыргызы ассоциируют с вечностью.

Также есть те, кто уверяет, что пирамидальная по сути форма ак калпака якобы улучшает обмен веществ у владельца из-за образования в этом конусе оздоравливающих человека электромагнитных полей.

На фото: В последнее время ак калпак ручной выделки из чистого войлока (по цене от 25 до 40 долларов США за экземпляр) можно приобрести в крупнейшем в мире американском Интернет-магазине Amazon.com.

Вельмож обязали, остальным – рекомендовали…

Ак калпак – это не просто наглядный фактор принадлежности человека, носящего его, к народу Кыргызской Республики, а официального лица - к нашему государству. Наследие ак калпака сохраняется и используется в научных, исторических, учебных, воспитательных и иных целях. Поэтому кабмину, согласно новому законопроекту, предлагается не просто приумножать весь позитив и пользу, связанные с ним, но и «обеспечить реализацию» целой государственной политики в этой сфере путем утверждения госпрограмм и других мероприятий «с целью пропаганды и популяризации» национального убора. 

Помимо этого, авторы законопроекта выдвинули предложение, чтобы во время официальных приемов, а также визитов в зарубежные страны наш президент, спикер парламента, его заместители и депутаты Жогорку Кенеша, премьер-министр и члены кабмина, а также участники официальных делегаций были обязаны носить ак калпак. Причем порядок его ношения определяется аж на уровне правительства.

К слову, в качестве образца для подражания инициаторы проекта закона взяли опыт Малайзии, Индонезии и Брунея, где национальный головной убор – сонгкок - надевают на всех церемониальных моментах. Дескать, традиционную одежду носят чиновники и в Кувейте, а в МИД Индии существует особое правило ношения такой одежды в рабочее время.

А вот следующим категориям наших граждан новый закон хоть и не обязывает, но все же рекомендует надевать ак калпак на официозных встречах, подчеркивая национальный колорит страны на мировой сцене. В их число входят участники от Кыргызской Республики, задействованные в спортивных состязаниях, различных культурных мероприятиях, фестивалях, конференциях, семинарах, выставках, проходящих здесь или в зарубежных странах.

В принципе, многие из соотечественников, выбираясь за бугор, и так стараются не снимать там ак калпак, подчеркивая, кто они и откуда прибыли. Это уже становится доброй традицией, которую законопроект теперь хочет закрепить документально. А выезжают ведь во все уголки мира тысячи людей ежегодно и по разным поводам, благодаря чему, естественно, узнаваемость Кыргызстана будет только расти.

На фото: Радушные наши чиновники из сферы спорта щедро облачают всех зарубежных атлетов в традиционную у нас одежду. 

Сколько людей - столько и мнений

Впрочем, не все так однозначно.

Например, кое-кто спрашивает в соцсетях: «А в обяз ли будет ношение национального калпака на официозных встречах, если я, допустим, по национальности не кыргыз? Может, мне ближе русский картуз, украинская кучма, кавказская папаха или уйгурская тюбетейка? А как быть экс-иностранцам, ставшим гражданами КР, но остающимся фанатами турецкой фески, бедуинского тюрбана, мексиканского сомбреро или афганской пуштунки?»

Иные указывают: «Ак калпак – это убор чисто мужской. Но ведь политику, спорт или искусство Кыргызстана за пределами страны представляют не только мужчины, но и женщины. Так давайте их, в духе традиций, обяжем теперь всех носить элечек! И пример тому есть – в свое время экс-министр внутренних дел Роза Отунбаева надевала элечек при встречах с иностранцами, правда, смотрелось это ну очень экзотично… Так что будет насчет парадной одежды наших дам, представляющих республику за рубежом, интересно, их все-таки обяжут переодеться или нет?»

А вот других пользователей соцсетей смутили два положения из статьи 4 обсуждаемого законопроекта. А именно: изготавливаться калпаки должны «только из натурального войлока с применением чистой шерсти». При этом «порядок изготовления, ввоза и реализации ак калпака определяется правительством Кыргызской Республики». Вроде все правильно, ибо сейчас наши прилавки на 90% завалены китайским ширпотребом, калпаками из синтетического псевдовойлока, больше напоминающего ворсистый картон. Зато такие калпаки, надо признать, доступны всем, цены в среднем от 100 до 200 сомов, разных моделей и с узорами на любой вкус. Тогда как уборы из натурального материала стоят чуть ли не в десять раз дороже! Качественный образец, отороченный бархатом, может доходить и до 2500 сомов.

Парадокс, но в нашей исконно животноводческой стране уже много лет никто толком не занимается производством и переработкой шерсти. И стрижек овец не проводят, и даже шкуры после забоя не скорняжат, сдавая их просто как ненужное сырье по дешевке местным перекупщикам для вывоза в Поднебесную.

Так как же правительственные чиновники собираются насытить рынок аутентичными калпаками, да чтоб они еще и по карману были всем желающим? Поэтому отдельные граждане даже подозревают, что за фразой «порядок изготовления, ввоза и реализации ак калпака определяется правительством КР» может скрываться банальное лобби группы заинтересованных дельцов из правящих кругов, которые после принятия нового закона собираются заручиться поддержкой элит и попросту монополизировать производство калпаков, сосредоточив весь бизнес в своих руках и превратив национальный атрибут в выгоднейший товар, который те же чиновники и другие категории, обязанные по новому закону носить ак калпак из натурального войлока, вынуждены будут приобретать их только у них, и по любой названой монополистами цене! Скажете, это невероятно? Но ведь и не исключено.

На фото: Именитый манасчи Жусуп Мамай из Синьцзяна, белобородый знаток древних саг, был настоящим патриархом кыргызской культуры и без всяких «указивок» сверху пропагандировал ношение ак калпака среди соплеменников в СУАР. Обратите внимание на особый, принятый именно в китайской части Туркестана, облик традиционного головного убора. 

…В общем, мнений и комментов хватает. Надеемся, авторы законопроекта учтут все пожелания и снимут разные вопросы, возникающие у граждан, прежде чем документ ляжет на стол президента для подписи.

Азиз Карашев

Фото WWW

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям