Может ли женщина в Исламе быть стильной?

17:37, 21 Декабря 2017

Вообще-то может. Я сама видела. Буквально в двух шагах от офиса нашей редакции из машина выпорхнула молодая женщина в неярком лиловом хиджабе, длинном темно-зеленом сарафане, под который был надет такого же цвета объемный свитер с высоким горлом, и удобных новеньких кроссовках. Выпорхнула, качнула брендовой сумочкой – и сразу скрылась за дверью подъезда. Выглядело это красиво и жизнеутверждающе.

«Вот такой Ислам бы точно никого не напугал», – подумала я. Во всем мире это уже давно – тренд. В марте хиджаб появился на обложке Vogue, тысячи дизайнеров по всему миру выдумывают наряды, соответствующие шариату. На прошедшей недавно неделе моды в Лондоне исламская одежда произвела настоящий фурор. А историки моды и эксперты в этой области не устают вот уже несколько лет повторять, что исламские традиции отразились на модных тенденциях в целом.

И я задалась целью выяснить, с позиции человека извне, со стороны, – а насколько вообще в Исламе допустимы рассуждения о красоте женской одежды и насколько возможно такое увлечение у нас?

Можно или нельзя?

Когда речь идет о религиозных проекциях на обычную жизнь в светском государстве, единое мнение – вещь недостижимая. Конечно, в рассуждениях богословов на эту тему проскакивает сентенция, что не о моде пристало думать исламской женщине, что ее удел – только прорези для глаз в одежде. Но не только из крайностей, к счастью, состоит наша жизнь.

Известный богослов Кадыр Маликов не единожды высказывался на эту тему для различных изданий: «Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) оставил мусульманам сунну, включающую в себя и призыв, как следует одеваться. Пожелания эти просты. Одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной, вызывающей. Она должна закрывать определенные части тела. У женщин кроме лица, кистей рук и ступней ног. У мужчин должно быть закрыто, как минимум, все, что выше колен и ниже пупка. Поэтому мужчине приемлемо носить, например, даже шорты, если они длинные. Это минимум.

 Под понятие мусульманской одежды подходит национальная одежда большинства народов мира, за исключением разве что первобытных племен, живущих в тропиках. В том числе кыргызская национальная одежда. Ислам ни от кого не требует: одевайтесь так, как одеваются на Ближнем Востоке, в Пакистане или Афганистане. Нет таких указаний. Остается суть сунны – сокрытие срамных мест, оголенных участков тела. Чтобы ваш внешний вид не привлекал внимания, не вызывал пересудов. А как вы их закроете – уже ваше дело. Одежда также не должна быть атрибутом показного превосходства, надменной гордости. То есть должна быть не слишком роскошной, а должна – чистой, опрятной и удобной.

 Абайя – женское черное платье до земли – пришло с Ближнего Востока. Там, а также в Иране женщины носят хиджаб черного цвета. А вот в Малайзии, например, женщины предпочитают белый и яркие цвета, за исключением слишком уж ярких, нескромных. Все зависит от национальной специфики – климата, обычаев, культуры. Ислам не требует от женщин одеваться непременно во все черное! Разрешены любые цвета. Не рекомендуется лишь желтый цвет – его, согласно исламской версии, носят ангелы. И красный – в одежду такого цвета одевались богатые язычники, чтобы привлечь к себе внимание, показать свой статус. Но при этом, скажем, элементы желтого цвета можно сочетать в общей гамме. Главное – одежда должна скрывать волосы, шею и руки до запястий. А как – это зависит от вашего вкуса».

Выйти за пределы шаблона…

Многие «продвинутые» теологи сегодня высказывают мысль, что приверженцам Ислама пора выйти за рамки шаблонного представления, отказаться от изолированности мусульманской одежды от внешних влияний, перестать быть маргиналами и сделаться общественной силой, способной на диалог, в том числе и по части этой щепетильной темы. Некоторые даже считают, что необходимо донести до массовой аудитории мысль: можно полноценно соблюдать религиозные каноны, не отказывая себе в удовольствии одеваться красиво.

Муфтий Кыргызстана Максат ажы Токтомушев этот вопрос комментирует тоже довольно часто, и всегдапо существу: «Если мусульманка наряжается, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, особенно мужчин – это плохо. Очень плохо, когда люди становятся рабами вещей, расточительными, гонящимися за тенденциями моды. Это однозначно харам. Если же женщина одевается опрятно, чисто, со вкусом в подобающую для мусульманки одежду для того, чтобы своим эстетически безупречным, целомудренным, скромным и элегантным в то же время одеянием свидетельствовать свое уважение к Исламу, своей семье, окружающим – это очень хорошо и никакого запрета тут быть не может».

Какого-то организованного женского движения среди мусульманок, предпочитающих одеваться в рамках своей религиозной традиции и при этом стильно, у нас пока нет. Вот в Татарстане уже есть. Председатель «Союза мусульманок Татарстана» Наиля Зиганшина считает, что мусульманским женщинам нужны свои дизайнеры, которые полностью «в теме», нужны конкурсы между ними, нужны показы красивой женской одежды, на которых будет демонстрироваться именно исламская тенденция. И такие мероприятия, по ее мнению, нужно проводить чаще, так как это создает условия для международного сотрудничества дизайнеров и модельеров. И только так можно развивать и популяризировать исламскую культуру, сохраняя традиционные элементы в современной одежде.

И цвет, и фасон

Раз уж подобный разговор состоялся, мы решили пробежаться по авторитетным сайтам в Интернете и рассказать тем нашим мусульманкам, которые считают для себя нормальным одеваться красиво, какие тенденции сегодня характерны для исламской моды.

Тренд номер один – многослойность. Вот где этой тенденции можно разгуляться, так это в исламских женских нарядах. Длинная юбка в три слоя – это далеко не предел. Верх тоже может быть многослойным.

Из цветов самый модный – «синий пион», глубокий синий. Модный во всех прочих тенденциях красный «гренадин» мусульмане по понятным причинам игнорируют, как и желтое безумие этой осени. Нюдовые оттенки, по мнению мусульманских дизайнеров, тоже очень подходят для повседневных нарядов, но ими не так заметно полны пoдиумы. Второй по популярности в нынешнем сезоне – серый цвет. Сама скромность, и почти всем подходит. А вот цветочные принты – вчерашний день, считают дизайнеры. Третье место по популярности – у оттенков зеленого цвета. Надо отметить, что в исламской моде все цвета – приглушенные.

Ткани стали грубее, нежный шелк – уже не фаворит. В мусульманский наряд вторгается переосмысленный деним, длинные джинсовые платья – хит сезона. Есть и сюрпризы: в моду, и в исламскую в том числе, вернулся бархат.

Обувь популярна на низком ходу. Впрочем, эта особенность нынешнего времени радует модниц любых мировоззрений.

В общем, есть из чего выбрать. А значит, наши дамы выберут. На то они и женщины…

Подготовила Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям