Джидда, которую не смог завоевать Васко да Гама

08:38, 30 Августа

После двухчасового перелета из Дубая в Джидду огромный лайнер Saudi Arabian Airlines, перелетев через Аравийскую пустыню, плавно сел в международном аэропорту, названном в честь основателя Саудовской Аравии короля Абдул-Азиза ибн Абдуррахман ибн Фейсал Ас Сауда или просто Абдул-Азиза II. В его честь названы почти все важные инфраструктурные объекты по всей стране. И вот мы в Джидде, во втором по значению городе в Саудовской Аравии. После прохладных терминалов резко ощущаешь горячий влажный воздух, бьющий прямо в лицо. С непривычки даже хочется вернуться обратно в аэропорт. Ощущение, что находишься в предбаннике.

Ощущение климатического дискомфорта покидает только в такси, когда водитель включает кондиционер. Воздух в Джидде очень влажный, что в сочетании с жарой делает его невыносимым для неподготовленного человека. Поэтому в местных отелях, торговых центрах и кафе, как ни странно это звучит, можно элементарно замерзнуть! Кондиционеры работают на всю мощь, и выше 17 градусов температуру здесь не устанавливают.

Джидда расположена вдоль узкого побережья Красного моря. Такая география – из-за близости Аравийской пустыни. Спасаясь от пыльных бурь и раскаленного воздуха люди веками строились вдоль берега, поэтому сегодняшняя Джидда растянулась в длину.

В городе проживают около четырех миллионов человек. Здесь издревле кипела жизнь. Еще в средние века город был известен своими менялами, сюда съезжались купцы со всей Африки и Азии, чтобы выгодно обменять свои монеты. Поэтому неудивительно, что Джидду называют “экономической столицей” Саудовской Аравии.

По одной из версий название города созвучно с арабским словом “бабушка”, которое перекликается с преданием о захоронении праматери Евы здесь.

Либеральная Джидда

В отличие от остальных городов Саудовской Аравии Джидду считают относительно либеральным городом. Почти половину населения города составляют мигранты из Бангладеш, Египта, Индии, Пакистана, Йемена и других стран. Почти вся сфера услуг оккупирована ими. Выходцев из Индостанского полуострова можно безошибочно узнать по характерному акценту на английском языке, а вот египтян – по русскому языку. Почти все более или менее говорят и понимают по-русски. Наверное, из-за обилия российских туристов в этой стране.

Мы же для них – терра инкогнита. За все время пребывания в Джидде мы успели “побывать” и японцами, и китайцами, и индонезийцами, и под конец нас приняли за филиппинцев.

В Джидде находятся штаб-квартиры ведущих международных организаций, объединяющих мусульманские страны. Здесь базируются Исламский банк развития и Организации исламского сотрудничества.

Вездесущий McDonald's

Самые оживленные части города – это так называемый “старый город” и набережная у Красного моря, которую зовут Jeddah Corniche. Там множество отелей класса люкс и коттеджные городки на отвоеванных у моря островках. Можно встретить арабов, практикующих бег трусцой, и даже пляжи, где (в основном) плавают мужчины и дети.

Буквально на каждом шагу можно встретить франшизы известных американских торговых марок, в том числе вездесущего McDonald's. Закусочная этой сети есть даже напротив главной мечети в Мекке. С ней соседствует Kentucky Fried Chicken. Честно говоря, наличие американских закусочных в Джидде и Мекке сильно удивило. Но, как во всем остальном мире, лидируют в сфере фаст-фуда разнообразные вариации индийской, арабской и турецкой шаурмы. За три риала можно купить мини-шаурму индийского происхождения, столько же стоит жестяная баночка напитка. За один доллар дают 3 риала и 75 монет. Самая дорогая валюта в этом регионе, оказывается, иорданский динар. За один такой динар просят почти 6 саудовских риалов.

Такси и в Африке такси

В Джидде есть официальное такси с узнаваемыми шашками и вездесущий Uber. Кому какое такси нравится. По счетчику посадка стоит 5 риалов, а каждый километр – 1 риал 70 монет. Но можно торговаться. Желательно, как рассказывали бывалые туристы, торговаться в самом начале поездки. Таксистами работают в основном выходцы из Бангладеш, Йемена и Египта.

Можно сбавлять цену почти в два раза. И надо следить за навигатором. Иначе водитель будет петлять по разным улицам и в конце непременно попросит доплату. Как и наши таксисты, не все водители хорошо ориентируются в Джидде, поэтому лучше всего четко называть конечную остановку и все показывать на навигаторе.

Арабская роскошь

Вдоль одной из главных магистралей Джидды на Madina road предостаточно роскошных автосалонов Mersedes, Maserati и Bentley. Вдоль дороги в Мекку навалом так называемых автомобильных “кладбищ”, где полным-полно совершенно новеньких автобусов всех возможных марок и вместимости, легковых автомобилей. На многочисленных форумах в сети пишут, что для саудовцев автомобили старше трех лет уже считаются старыми. Они меняют машины, как мы перчатки.

Если в европейских городах и на просторах бывшего СССР бутики известных французских, итальянских и японских домов моды – это действительно магазины, то тут это целые комплексы зданий, полностью под Gucci и Armani.

Размеры местных торговых центров просто поражают воображение. Что характерно, почти все они в той или иной мере повторяют элементы бедуинского шатра, что придает этим бетонным постройкам особую привлекательность.

Ау, где пешеходы?

В первый же вечер мы решили прогулятся немного вокруг отеля, где остановились. Вернулись обратно через несколько минут, потому что не нашли тротуаров. Их просто нет! В Джидде нет тротуаров в привычном нашем понимании. Есть небольшие участки перед мечетями, магазинами и площадями. Они так же неожиданно заканчиваются, как и начинаются. Скорее всего машины и бензин стоят так дешево, что местным жителям нет надобности ходить пешком, да и климат особо не позволяет гулять.

Пешеходы переходят улицу, где хотят. Только на магистралях это сложно сделать, потому что стоят бетонные заграждения. Светофоров для пешеходов нет, “зебры” тоже не везде нарисованы. В общем, в Джидде, переходя улицу, надо быть начеку. Водители особого уважения к пешеходам не испытывают. Вообще, чтобы ездить по местным улочкам, надо быть терпеливым и мастером лавирования.

Ал-Балад

Главная достопримечательность Джидды – это старый город, который называют Ал-Балад. По сути это квартал, где сохранились средневековые дома. Некоторые из них в сильно запущенном состоянии, попадаются и отреставрированные. Все они были построены из морского песка со смесью кораллов, поэтому постепенно рушатся.

Удивительно, что в некоторых из них до сих пор живут люди. В основном это мигранты из других мусульманских стран. В многочисленных лавочках продают специи, пряности, кофе, финики и яркую восточную одежду вперемешку с женскими абаями. Цены вполне демократичные, но надо торговаться. Золота очень много! Ювелирные украшения гораздо массивнее наших и разнообразнее по дизайну. Они продают каратами, а мы граммами.

Много разнообразной одежды. Но почти вся китайского производства. Если поискать, можно найти местного или индийского происхождения. Поэтому, если когда-нибудь наведаетесь в Джидду, лучше брать тут специи, сладости и самую настоящую арабику.

Джидда – город, который привлекает своей богатой историей и культурой. На третьи сутки даже не замечаешь влажности воздуха, если, правда, не находишься на улице больше двух часов. Пешком приходится ходить только по базару...

Как португальцы завоевали Индийский океан

В глубокую старину Джидда была самым обычным рыбацким поселком, сотни которых теснились на побережье Красного моря. Пока на него в 647 году не обратил свой взор халиф Усман ибн Аффан, который решил сделать его, выражаясь современными терминами, логистическим центром для приема многочисленных паломников. Такое дальновидное решение халифа способствовало бурному развитию города, потому что вместе с паломниками прибывали купцы, менялы и строители.

Зажиточный порт привлекал всех своим богатством и выгодным расположением. Знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама, хорошо известный нам по романтизированному образу в школьных учебниках по истории и географии, успел наследить и в Джидде. Он несколько раз пытался захватить Джидду. Горожане стойко обороняли поселение. Им удалось спасти город от разорения. Тогда Васко да Гама применил свой фирменный прием, который он уже отработал на других городах. Он обстрелял из пушек Джидду и стал разорять арабские суда в Красном море и Индийском океане.

Романтизированный образ португальского мореплавателя в школьных учебниках резко отличается от реальности. Васко да Гама был достаточно жесток по отношению к жителям новых для него земель. Из воспоминаний его современников известно, что он грабил и топил даже корабли с паломниками, не щадя никого. Жестокость мореплавателя вызывала отторжение у других португальцев. Но Васко да Гама был на хорошем счету у португальского короля. Однако Джидда оказалась жестокому мореплавателю не по зубам.

Хотеось бы вернуться вновь в этот город, чтобы разгадать загадки старинных кварталов и морского бриза, смешивающегося с пустынным дыханием. Надеюсь, такой случай еще представится.

Алмаз Исманов

Фото автора
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям