На фото: Р. Отунбаева 7 апреля 2018 года в мемориальном комплексе "Ата-Бейит". Фото В. Оселедко
(Продолжение серии политических портретов, написанных общественным деятелем Абдыганы Эркебаевым).
Нет спору, что Роза Отунбаева – личность незаурядная и легендарная не только в Кыргызстане, но и в пространстве СНГ. Впечатляют даже внешние, официальные страницы ее биографии или так называемый послужной список – резюме.
Она родилась в
Затем произошла смена профессии. В 1981-1985 годах Р. Отунбаева избрана вторым секретарем Ленинского райкома и секретарем Фрунзенского горкома Компартии Кыргызстана. Далее новый взлет: в 1986-1989 годах она – заместитель председателя Совета Министров Кыргызской ССР – министр иностранных дел, член Бюро Компартии Киргизии – высшего политического руководства.
Ее деятельность в эпоху СССР венчает работа в престижном для того времени Министерстве иностранных дел СССР в должностях ответственного секретаря и председателя комиссии СССР по делам ЮНЕСКО ООН и члена коллегии министерства.
По информации Д. Буларкиевой –
автора первой журналистской книги о жизни и деятельности Р. Отунбаевой,
изданной в
Когда Кыргызстан стал независимым
государством и вошел в мировое сообщество в качестве самостоятельного субъекта
международного права, первый президент страны А. Акаев в начале
На фото: Р. Отунбаева с Чингизом Айтматовым в США.
Новый переломный этап в ее жизни и
деятельности наступает в 2004-2005 годах, когда она присоединяется к
антиакаевскому оппозиционному движению. Тогда Р. Отунбаева решается участвовать
в парламентских выборах февраля
При К. Бакиеве она в четвертый раз исполняла обязанности министра иностранных дел республики, но враждебно настроенный парламент ее не поддержал. После этого Р. Отунбаева опять ушла в оппозицию, находясь сначала в рядах партии «Асаба», а затем СДПК. По списку последней партии в 2007 году она стала депутатом Жогорку Кенеша, когда свое место уступил ей О. Бабанов.
В 2009 году Р. Отунбаева вступила в
Объединенное Народное Движение, вошла в его руководство. 17 марта
Таковы страницы жизни и регалий Р. Отунбаевой – весьма важные и внушительные. Однако не секрет, что к ее личности и деятельности разные люди относятся по-разному не только в Кыргызстане, но в СНГ и мире. Более того, существуют полярные (восторженные и явно негативные) точки зрения и оценки в ее отношении. Чему верить? В чем и каков феномен Р. Отунбаевой? И вообще феномен ли она или типичная политическая фигура? Об этом речь, продиктованная, понятно, моим исключительно личным восприятием ее жизни, личности и деятельности. При этом должен сразу оговориться, что я не отношусь к тем, кто близко знает ее или дружит, общается с ней постоянно. Поэтому сужу лишь на основе некоторых встреч и недолгой совместной работы в официальных органах власти и оппозиции, а также доступной мне информации.
Я познакомился с Р. Отунбаевой довольно поздно, в феврале 1992 года, когда мы были назначены вице-премьер-министрами республики. Я по социальной политике, она курировала Министерство иностранных дел. Вскоре она уехала в США, чтобы работать послом. Второй раз я виделся и переговорил с ней почти десять лет спустя, когда она была послом в Великобритании, а мы, группа депутатов Законодательного Собрания Жогорку Кенеша (я был торага), съездили в США и возвращались обратно через международный аэропорт «Хитроу». В беседе Р. Отунбаева живо интересовалась политической ситуацией в Кыргызстане, спрашивала, доколе можно терпеть режим Акаева. Я в душе подумал: «Если ее не устраивает Акаев, почему не уходит со своего поста?» Через год она и в самом деле ушла, став заместителем специального представителя Генерального секретаря ООН по урегулированию грузино-абхазского конфликта.
В январе 2005 года Роза Исаковна позвонила мне в Бишкеке, поинтересовавшись текстом закона о выборах депутатов Жогорку Кенеша. Я ответил ей, что нахожусь в предвыборной гонке вне стен парламента и поэтому не смог достать тот текст. После разговора у меня складывалось впечатление, что она осталась недовольной. После этого мы общались лишь в 2009-2010 годах, когда оказались в рядах Объединенного Народного Движения и членов Временного правительства. Тогда она сделала мне замечание, что я, мол, был недостаточно активным в борьбе против К. Бакиева, имея в виду, очевидно, то, что я не такой революционер – мотор, как она сама, А. Бекназаров и Т. Тургуналиев. По этой ли причине или были другие обстоятельства, среди которых мое нежелание из-за того, что была пролита кровь безвинных людей, я был единственным членом Временного правительства, кто не занимал какую-либо должность и соответственно не получал зарплату. По ее просьбе и распоряжению я возглавил две государственные комиссии по политической оценке апрельско-майских и июньских событий 2010 года на общественных началах. Перед этим она благосклонно сказала, что я человек нейтральный и объективный, поэтому доверяет мне. Насколько объективными оказались результаты работы этих комиссий и их заключения – судить не мне. Поэтому продолжу рассказ о Р. Отунбаевой.
Прежде всего следует выяснить, почему и как она избрала путь политика, а не ученого. Мне кажется, что здесь имело место влияние семьи, особенно отца, который всю жизнь находился в публичной сфере – судебной системе, занимая должности председателя судов ряда областей и судьи Верховного Суда республики. Именно он настоял по предложению друзей изменить первоначальное кыргызское имя дочери Ырыскан (хорошее, означающее «Счастливая») на Розу, связанное с именем знаменитой польско-немецкой революционерки Р. Люксембург, о чем пишут кыргызские журналисты Б. Таштаналиев и Д. Буларкиева. Младшая сестра Р. Отунбаевой носит имя Клара, связанное, очевидно, с именем другой знаменитой немецкой революционерки К. Цеткин. Ее отец, по-видимому, надеялся, что его дочери последуют примеру Р. Люксембург и К. Цеткин, станут такими же популярными, как они.
По утверждению Д. Буларкиевой, Р. Отунбаева в десятом классе особенно заинтересовалась новым предметом - обществоведением. Поэтому поступила на философский факультет МГУ. Там в аспирантуре она занималась весьма интересной и популярной в начале 1970-х годов темой – марксистско-ленинской критикой франкфуртской философской школы, яркие представители которой, такие как М. Харкхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, произвели настоящий фурор в социальной философии, возродив и переосмыслив учение К. Маркса в новом свете, стали выдающимися мыслителями XX века, труды которых с восхищением читают и изучают до сих пор. К сожалению, Р. Отунбаева так и не опубликовала свою кандидатскую диссертацию, посвященную этой теме. Более того, в дальнейшем она в отличие от Розы Люксембург, которая в самых невыносимых условиях подполья и тюрьмы написала блестящие труды по истории, экономике, тактике и стратегии революционной борьбы (наиболее известна ее работа «Социальная реформа или революция?») и даже по русской литературе начала XX века (о Л. Толстом и В. Короленко), бросила науку, к ее делам и вопросам высшего образования отнеслась несколько равнодушно (я сам был свидетелем этого), целиком отдавшись политике, власти, занимая высокие должности или находясь в оппозиции к официальной власти. Почему?
Потому что это ее стихия, натура, характер. Иного она просто не мыслит. Этому способствуют такие ее черты, как смелость, решительность, гибкость. Вспомним в этой связи ее переход из Компартии в демократию, из команды Акаева в команду Бакиева, из националистической «Асабы» в социал-демократию, оттуда опять в оппозицию, а затем в высшую власть и снова в оппозицию А. Атамбаеву и, наконец, в поддержку нового, недавно избранного президента С. Жээнбекова. Что это - настоящая политика или беспринципность, маккиавелизм? Где же мораль, честность, порядочность? Как видим, вопрос сложный, если не сказать исключительно драматический. Честно говоря, я все время думаю над этой дилеммой и прихожу к выводу, что в ее мыслях и действиях все же превалируют высокие порывы, созидательное начало – неприятие несправедливости, желание помочь и служить своему народу, своей стране. Это не всем дано!
В частности, мне представляются несомненными две ее заслуги. Будучи четыре раза (!) министром иностранных дел республики и два раза послом в таких великих державах, как США, Канада, Великобритания, она внесла важный вклад в определение приоритетов и реализацию нашей внешней политики, в установление дружеских связей со многими странами и привлечение иностранных грантов и инвестиций, в повышение демократического имиджа Кыргызстана. В этом ей помогли хорошее семейное воспитание, отличная учеба в Москве, знание ряда иностранных языков (английский, немецкий) и знакомство с историей и культурой западного мира.
На фото: Р. Отунбаева с О. Бабановым
Второй, внутрикыргызстанский аспект ее деятельности, более сложен и драматичен. Если ее переход из советского (коммунистического) режима в демократический строй независимого Кыргызстана был легко объясним, то ее роль в свержении семейно-авторитарных режимов А. Акаева и К. Бакиева вызывает неоднозначную реакцию: одно дело - когда ты изначально и постоянно оппозиционер, другое дело – когда ты вращался в этой среде, будучи ее частью и элементом. Я, например, всегда задаю себе подобный вопрос, затрудняюсь порвать отношения с теми, с кем имел человеческие или деловые отношения. Существует, конечно, черта, так называемая красная, когда имеешь дело с несправедливостью или преступностью. Тогда компромисса не должно быть. Я думаю, что в отношении А. Акаева и К. Бакиева Р. Отунбаева поступила именно по этой причине и вполне разумно, по совести и чести, что похвально. Смущает другое – то, что она согласилась быть председателем Центрального исполнительного комитета оппозиции и председателем Временного правительства, а затем президентом переходного периода в результате тайного сговора некоторых лидеров оппозиции, в котором я не участвовал, но о котором рассказывал мне в марте 2010 года Темир Сариев. Поэтому она была временной правительницей Кыргызстана, уступив президентское кресло в конце 2011 года А. Атамбаеву.
Конечно, создание тайных кабинетов – распространенная практика в мировой истории. Например, в Великобритании всегда существует теневой кабинет оппозиции. У нас в Кыргызстане еще в 2005 году был опубликован тайный список членов правительства оппозиции. Так что опыт 2010 года – уже повторение пройденного. Тем не менее я считаю его не вполне демократичным и легитимным.
Возвращаясь к Р. Отунбаевой, скажу, что на посту председателя Временного правительства и президента переходного периода она работала не покладая рук, беззаветно и ответственно. Меня поражала тогда ее неуемная энергия, поскольку она работала днем и ночью, особенно в кризисные периоды. Помню, как достойно переговорила она по телефону с Д. Медведевым – тогдашним президентом России - с целью получить поддержку во время июньских событий на юге. Не единожды звонила мне домой поздними вечерами, спрашивая мое мнение по отдельным вопросам. Вообще она вела себя всегда просто и демократично, в нужных случаях – твердо и решительно. Именно благодаря ее энергичности и ответственным действиям удалось предотвратить пламя гражданской войны, быстро погасить вооруженный межэтнический конфликт на юге, принять новую Конституцию и мирно, демократично провести парламентские и президентские выборы, торжественно передать президентскую эстафету А. Атамбаеву. Тогда ей был всего 61 год, она была полна энергии и решимости. Поэтому я считаю ее судьбу несколько драматичной. Случилось то, о чем говорят: мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Именно на этой почве, полагаю, возник конфликт между Р. Отунбаевой и О. Текебаевым – с одной стороны и А. Атамбаевым – с другой, приобретая форму жесткого спора по Конституции 2010 года. Но об этом я хотел бы рассказать в другой статье, посвященной роли и деятельности Временного правительства.
После ухода с поста президента Р. Отунбаева, такая деятельная и энергичная, не смогла, разумеется, сидеть дома. Она организовала фонд «Инициативы Розы Отунбаевой», целью которого стала просветительская деятельность: организация детских яслей и садов на летних пастбищах, вечеров поэзии, издание и пропаганда на кыргызском языке сочинений великих политиков и государственных деятелей. Так, уже переведены и презентованы книги М. Ганди, У. Черчилля и Дэн Сяопина. Сама она активно участвует во многих мероприятиях в стране и за рубежом, живо откликается на политические события, предоставляя свои оценки и комментарии.
Некоторые обвиняют ее в прозападной, особенно в проамериканский ориентации. Я не согласен с ними, так как хорошо знаю, что она уважает и глубоко чтит национальную историю и традиции, восхищается примерами легендарных героинь Каныкей, Айчурек, Кыз Сайкал, исторических Джаныл Мырзы, Курманджан Датки и У. Салиевой, бросивших вызов своему времени, его патриархальным обычаям. Помню, как Р. Отунбаева не раз гордо носила нашу женскую национальную одежду, включая элечек, не только у нас в Кыргызстане, но и в Америке, когда была послом. То есть она умело сочетает наш менталитет с ценностями восточной и западной культуры, повторяет как бы в миниатюре лучшие образцы мировой истории, в особенности, опыт управления женщин, таких, к примеру, как Елизавета, Мария Стюарт, Изабелла, Мария Тереза, Екатерина I и II, Анна, Виктория и многие другие в Европе. На Востоке же подобных примеров гораздо больше, если вспомнить Томирис, Зенобию, Клеопатру из древности и десятки других из средневековья и нового времени. О них обстоятельно пишет турецкая исследовательница – профессор Бахрие Учок в своей книге «Женщины - правительницы в мусульманских государствах». В XX-XXI веках успешно правили и правят такие женщины, как С. Бондаранаике (Цейлон), И. Ганди (Индия), Б. Бхутто (Пакистан), К. Акино (Филиппины), Елизавета II, М Тэтчер (Великобритания), А. Меркель (Германия), Т. Мэй (Великобритания). К сожалению, в СССР, где равенство полов декларировалось в конституциях, женщины никогда не выдвигались на первые роли. Из них наиболее известны были лишь А. Коллонтай (первая в мире женщина - министр и посол), Е. Фурцева (секретарь ЦК КПСС, министр культуры СССР) и В. Терешкова – первая женщина-космонавт. В пространстве СНГ Р. Отунбаева – первая женщина, ставшая председателем Временного правительства и президентом страны. Здесь есть заслуга как ее самой как незаурядной личности, так и народа Кыргызстана, приверженного национальным традициям и ценностям демократии.
На фото: Роза Отунбаева во время инаугурации на пост Президента КР. Фото В. Оселедко
Я далеко не случайно назвал свою статью–эссе «Ее страсть – борьба и власть», определяя, по моему мнению, суть личности и характера Р. Отунбаевой. Власть означает не только государственный статус человека, его пребывание в официальных должностях, но и вмещает в себе чрезвычайно многообразное и широкое понятие, включающее прежде всего влияние и воздействие. На эту тему имеется множество трактатов и исследований, в последнее время благодаря долголетним стараниям российского ученого-политолога В. Халипова создана даже новая отрасль науки – кратология, под его авторством издана огромная «Энциклопедия власти». В этом смысле Р. Отунбаева по сей день оказывает существенное влияние на кыргызскую политику и общественную жизнь. Поэтому я хотел бы закончить свой портрет Р. Отунбаевой словами Г. Маркузе, виднейшего представителя франкфуртской философской школы, под непосредственным влиянием которого в 1968 году во многих странах Запада, включая США, происходили бурные студенческие волнения, приведшие к отставке даже легендарного генерала Шарля де Голля – на тот момент президента Франции. Г. Маркузе в своей книге «Критическая теория общества», наиболее известной на Западе и резко раскритикованной в СССР, пишет, имея в виду известную картину Э. Делакруа: «Именно женщина на картине Делакруа держит флаг революции и ведет людей на баррикады. На ней нет униформы, ее груди обнажены, а на ее прекрасном лице нет следов насилия. Но в ее руке ружье – ибо конец насилия можно приблизить только в борьбе…» Думаю, что сказанное в полной мере относится и к Р. Отунбаевой, некогда коммунисту, а ныне приверженцу свободы и демократии.
А. Эркебаев,
академик НАН КР
6-7.03.2018.