Часть 1. Английский язык - ключ к успеху в современном мире
«Один язык приводит вас в коридор жизни. Два
языка открывают все двери на этом пути.»
(Фрэнк Смит)
C каждым новым языком вы проживаете новую жизнь. Если вы знаете только один язык, вы живете всего один раз. (чешская пословица)
По состоянию на 2020 год в мире насчитывается 252 страны и 7174 языка, примерно 2/3 населения Земли разговаривают на 40 наиболее распространённых языках. Английский язык ─ лидер в рейтинге распространенности языков. Общее количество говорящих ─ более 1,5 миллиарда человек (20% населения мира). Английский язык также доминирует, как самый популярный второй язык, 66% носителей английского языка выучили его как второй язык.
В современном мире английский превалирует в самых разных сферах. А на что влияет уровень знания и использование английского языка?
Английский язык и развитие страны и общества
Английский язык и наука. Большинство передовых научных направлений без использования английского языка существовать просто не в состоянии. В последние годы ученые мира достигают всё больше успехов в физике, химии, биологии, психологии. Английский язык здесь также сыграл не последнюю роль, ведь развитие науки требует постоянной коммуникации и сотрудничества между учеными всего мира. Международные научные конференции проходят на английском языке. Вся передовая наука неразрывно связана с этим языком. На нем говорят, пишут, изобретают, внедряют, ставят опыты. Половина всех научных и технических публикаций и статей выходит на английском языке.
Самые известные мировые университеты и институты мира преподают на английском языке. Это Кембриджский, Оксфордский, Гарвардский, Массачусетский, Йельский университеты и т.д.
Около 600 онлайн-курсов от ведущих университетов мира доступны бесплатно на английском языке.
Английский язык и IT. Английский - язык века информации. По актуальным данным на начало 2021 года, английский язык используется на 60.5% всех Интернет-сайтов. Почти все крупнейшие компании в Интернете являются англоязычными.
При этом число англоязычных пользователей не превышает 25%.
Компьютеры разговаривают друг с другом на английском. Более 90% всей информации в более чем 150 млн. компьютерах по всему свету хранится на английском языке. Инструкции к компьютерным программам и сами программы часто написаны только на английском языке.
Без знания английского языка трудно добиться успеха в сфере IT.
Английский язык и туризм. Английский язык является международным не только в сфере бизнеса, образования и торговли, науки и техники, но и в сфере туризма. Вне зависимости от того, на каком языке говорят в той или иной стране, роль английского языка остается значимой, а вместе со значимостью передается и культура.
Английский язык - язык путешествий и связи на международных авиалиниях. Во всех международных аэропортах пилоты и диспетчеры говорят на английском. Работа в сфере туризма напрямую связана с английским языком: гиды, сотрудники отелей, переводчики, аниматоры, стюардессы, журналисты, брокеры, все должны владеть иностранным языком на достаточном уровне. Продвижение страны также идёт на английском языке. Знание населением английского языка хотя бы на минимальном уровне является важным условием для увеличения притока иностранных туристов.
Язык общения. 85% процентов всех международных телефонных разговоров совершаются на английском языке, также как и три четверти мировой почты, телексов и телеграмм. Почти все международные организации в общении используют английский. То же самое касается и разнообразных конференций: как правило, все участники говорят на одном языке, и в 85% случаев это английский.
Каждая третья книга в мире издаётся на английском языке.
Самые крупные телерадиокомпании компании, такие как BBC, NBC, CBC, ABC и CBS, вещают по-английски. Миллионы людей по всему земному шару являются их постоянными зрителями. Многие национальные каналы также вещают на английском языке.
Самая популярная в мире социальная сеть Facebook имеет 52% аккаунтов на английском языке.
Английский язык и экономика. Многочисленные исследования показывают прямую корреляцию между уровнем владения английским языком населения и экономическими показателями страны. Это подтверждается связью между уровнем владения английским языком и ростом валового национального дохода (ВНД) и ВВП.
Используя данные EF English Proficiency Index (EF EPI), крупнейшего рейтинга уровня владения английским языком по странам, мы обнаружили, что почти в каждой из 60 исследованных стран и территорий повышение уровня владения английским языком было связано с ростом дохода на душу населения.
Взаимодействие между уровнем владения английским языком и валовым национальным доходом на душу населения представляет собой цикл, в котором улучшение навыков английского языка приводит к увеличению заработной платы, что, в свою очередь, дает правительствам и отдельным компаниям больше денег для инвестирования в языковую подготовку.
Это одно из объяснений того, почему страны Северной Европы всегда находятся впереди в EF EPI, а Швеция занимает первое место в течение последних двух лет. Учитывая небольшой размер этих стран и ориентированную на экспорт экономику, лидеры этих стран понимают, что хорошее знание английского языка является критически важным компонентом для их постоянного экономического успеха.
Знание того, какие страны инвестируют в английский язык, может дать ценную информацию о том, как страна вписывается в глобальный рынок и насколько эта страна подходит для торговли и инвестирования.
Английский и торговля. Торговля еще с древних времен была основным экономическим стимулом изучения языков. В современном мире, чем ближе языки двух стран, тем больше у них торговый оборот друг с другом, а общий язык (родной или официальный) увеличивает торговые потоки в среднем почти в полтора раза.
В свою очередь, интенсификация торговли ведет к росту числа желающих изучить язык страны – торгового партнера: в среднем удвоение торгового оборота повышает изучение языка с вероятностью 13%. Оценки по 20 параметрам показывают, что и в 2050 г. английский останется доминирующим в мире языком.
Английский язык и инвестиции. Язык, на котором компании представляют свои отчеты, оказывает влияние на решения инвесторов, показало исследование экономистов Калифорнийского университета и Хельсинкской школы экономики. Инвесторы предпочитают вкладывать средства в организации, которые говорят с ними в буквальном смысле на одном языке.
Английский язык и человеческое развитие. При совершенствовании знаний английского языка растёт не только доход, но и качество жизни. Мы также обнаружили корреляцию между уровнем владения английским языком и Индексом человеческого развития (ИЧР), который включает в себя показатели образования, грамотности, продолжительности и уровня жизни.
Как вы можете видеть на диаграмме ниже, для этой корреляции есть отметка отсечения. Страны с низким и очень низким уровнем владения языком демонстрируют разные уровни развития. Однако практически ни одна страна со средним или более высоким уровнем владения языком не опускается ниже уровня «Очень высокий уровень человеческого развития» по ИЧР.
Знание языка формирует человеческий капитал: владеющие иностранным языком зарабатывают больше, чем говорящие только на родном. Рекрутеры и менеджеры по персоналу по всему миру сообщают, что соискатели с превосходным английским языком зарабатывают на 30-50% выше среднего уровня зарплат в стране.
Масштаб «языковой премии» в личном доходе зависит от страны, самого языка (насколько он распространен или востребован), уровня владения им, профессии. Например, во Вьетнаме эта премия составляет 40–60%, а в США, стране доминирующего в мире языка, владеющие иностранным языком зарабатывают в среднем больше лишь на 2%. «Премия» за английский язык в Австрии, где на нем говорит почти половина населения, составляет 11%, а в Испании, где английский не слишком распространен, – 39%.
Хорошие навыки владения иностранным языком не только повышают доход, но и сокращают риск безработицы. Для мигрантов, владеющих языком страны своего пребывания, доход возрастает на 5–35% (исследование по семи развитым странам).
Мышление на иностранном языке помогает в принятии экономических решений. Думая о проблеме на неродном языке, люди принимают более рациональные решения, поскольку иностранный язык обеспечивает своего рода механизм, который переключает из режима непосредственного интуитивного мышления в более рациональный.
Часть 2. Реформа в обучении английскому языку в Кыргызстане – прорыв в будущее
Важность владения английским языком в современном мире трудно оспаривать. Почему же при том, что английский изучают в большинстве школ, а иногда даже с детского сада, Кыргызстан занимает 96 место из 100 возможных по уровню владения английским языком [1] ?
Уровень владения английским языком жителями страны по-прежнему оценивается как очень низкий, то есть средний кыргызстанец может рассказать несколько слов о себе (имя, возраст, страна) и дать простые указания иностранному туристу. Хуже ситуация с английским языком из стран региона только в Таджикистане, который занял последнее место рейтинга. Для сравнения Казахстан расположился на 92-м, Узбекистан на 88-м.
Виноват устаревший подход к обучению. Сейчас существует огромное количество методик, которые меняют парадигму преподавания языка и зависят от целей, а также индивидуальных способностей к обучению. В мире действует очень много инновационных методик. К сожалению, в обычных школах обычно они не применяются.
Методика, применяющаяся в школах Кыргызстана, используется уже много лет и существенно не менялась системно еще с советских времён, когда упор был сделан на грамматику, на навыки чтения/письма, а сама система была не студентоцентрична. Сегодня больше ценны навыки, особенно коммуникативные.
Несмотря на то, что в школах Кыргызстана продолжают обучать иностранным языкам по устаревшим учебникам и неэффективным методикам, появляется все больше возможностей в сфере дополнительного образования. Стоимость обучения английскому в Кыргызстане имеет очень большой разброс. Количество курсов английского в городе Бишкек превышает 200, в городе Ош – более 60. Такое большое количество языковых курсов говорит о двух основных моментах: а) существует большая необходимость в изучении английского, б) школьных знаний недостаточно.
Одно занятие с частным репетитором обходится от 500 до 2000 сом в зависимости от опыта преподавателя. Предложения в языковых школах намного выгоднее, поскольку большинство занятий групповые – от 1500 до 3000 сом в месяц без учёта стоимости учебников (800-1500 сом). Для изучения английского языка затрачиваются большие финансовые ресурсы, однако не всегда можно получить необходимый результат и оценить эффективность данных занятий. Уровень владения ученика английским языком на курсах зачастую определяют собственно составленными тестами. На некоторых курсах выдаются сертификаты по окончании определенного уровня, но эти сертификаты, являясь чисто символическими, не принимаются зарубежными университетами или работодателями.
Как можно повысить эффективность обучения английскому языку? Что уже есть и что можно сделать? Рассмотрим варианты.
1. Разделить классы, где получают образование большое число учащихся, на группы для обучения языку в более интерактивном формате. Ввиду переполненности школ и острой нехватки учителей в стране, осуществить это крайне сложно.
В Кыргызстане в 2019-2020 учебном году зарегистрировано 77 тысяч 860 учителей и 1 млн 268 тысяч учеников. Школ в республике 2 265, из них городских - 474, сельских - 1 791.
Уровень проектных мощностей школ превышен в несколько раз, уровень загруженности учителей в школах очень высок. На одного учителя в общеобразовательных организациях приходится в среднем 17 учеников.
При этом, при достаточном выпуске учителей, к примеру, в 2019/2020 учебном году всеми высшими образовательными организациями республики выпущено более 4 тыс. будущих педагогических работников (каждый седьмой студент в высших профессиональных учебных заведениях республики выбрал профессию педагога), остаются незаполненными около 2,4 тысячи учительских вакансий.
Нехватка учителей и переполненность школ, определённо, создают проблемы в обучении, однако многие проведенные исследования говорят, что квалификация учителя играет большую роль, нежели, например, размер класса.
2. Квалификация учителей. Повышение квалификации сосредоточено в РИПКиППР, Кыргызской академии образования (КАО), которая ежегодно обучает около 7 тысяч учителей по всем предметам. Всего в Кыргызстане 75 тысяч учителей, каждого из которых надо переобучать минимум раз в пять лет: статистически каждый учитель проходит курсы повышения квалификации реже, чем раз в 10 лет. Учителя не могут выбирать, где и чему обучаться. Любой лицензированный образовательный центр может разрабатывать и предлагать различные курсы для учителей. Однако ничего кроме курсов института КАО повышением квалификации не признается. При этом программа повышения квалификации для учителей английского языка занимает 72 часа – то есть 9 рабочих дней. За такой короткий срок невозможно обеспечить высокое качество обучения учителей. Соответственно, данный вариант также нельзя признать эффективным. Но самое главное, необходимо определить уровень английского языка у всех учителей по системе CEFR, как это отмечено в документах Министерства образования, и привязать этот уровень и квалификацию к заработной плате.
3. Внедрение «Многоязычного и поликультурного образования». В Кыргызстане с 2012 года активно идет процесс внедрения программы «Многоязычного и поликультурного образования» в государственных образовательных учреждениях. Основная суть программы многоязычного образования – дать возможность получить образование на родном языке и одновременно овладеть государственным, официальным и еще одним иностранным языком. В 2015 году были созданы рабочие группы тренеров для подготовки и консультации педагогов, также были созданы пилотные вузы и разработаны учебно-методические материалы, которые будут апробированы в пилотных школах. За период с 2015 по 2017 годы количество пилотных школ многоязычного образования было удвоено. Однако, несмотря на позитивные результаты внедрения «Многоязычного и поликультурного образования», не было учтено главное – нехватка кадров педагогических специальностей и их языковой подготовленности преподавания своего предмета на двух или более языках. Проблема данного варианта – отсутствие качественной подготовки учителей, в частности, учителей-предметников, которые в том числе могли бы преподавать на английском языке.
4. Применение системы общеевропейских компетенций. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment") — это документ, систематизирующий подходы к преподаванию иностранного языка и стандартизацию оценок уровней владения языком как учителей, та и учащихся, который был принят в Кыргызстане в 2014 году. Система общеевропейских компетенций разделена на три ступени: A, B, C, которые в свою очередь делятся на две ступени. Таким образом, согласно европейской системе оценке лингвистически-коммуникативных компетенций, существует 6 уровней владения языком: A1, A2, B1, B2, C1, C2. Для каждого уровня описываются знания и умения, которые должен иметь учащийся в чтении, восприятии на слух, устной и письменной речи. Данный документ способствует формированию единого образовательного пространства в области овладения языками, в том числе иностранными, сохранению языкового и культурного многообразия, усилению роли учащегося в учебном процессе, повышению его мотивации, автономности, развитию умений самооценки, формированию рефлексивных умений в процессе изучения/обучения иностранному языку. Будучи разработанным Советом Европы для стран Европейского Союза, данная система определения компетенций используется и в ряде других стран мира. Главным преимуществом использования системы общеевропейских компетенций является повышение мобильности учащихся. В условиях глобализации наблюдается стремление Кыргызстана стать частью международного образовательного процесса. Использование общеевропейских компетенций владения иностранным языком позволит Кыргызстану считаться полноправным участником международного образовательного пространства. Согласно предметному стандарту по иностранному языку, школьники должны знать английский язык на следующем уровне:
А1 уровень выживания |
Класс 3 – Начинающий уровень |
А1 уровень выживания |
Класс 4 – Начинающий уровень |
А1+ уровень выживания |
Класс 5 – Элементарный уровень |
А2 допороговый уровень |
Класс 6 – Элементарный уровень |
А2+ допороговый уровень |
Класс 7 – Начальный средний уровень |
А2+ допороговый уровень |
Класс 8 – Начальный средний уровень |
В1 пороговый уровень |
Класс 9 – Средний уровень |
Однако непонятно, как будет проводиться оценка соответствия знаний школьников данным уровням, будут ли дети по окончанию школы иметь сертификаты, в которых будет отражен реальный уровень их знаний согласно стандартам общеевропейских компетенций. Проблема – отсутствие реальной системы оценивания согласно международным стандартам, в том числе реальное использование CEFR, а не только принятие его в государственных документах. Очевидно, что оценивание поможет определить точки роста и планирования повышения квалификации на основе реальных данных, достижения высоких результатов в конкретные сроки.
5. Привлечение доноров. Донорские организации оказывают значительную помощь сектору образования в целом, к примеру, АБР выступает в качестве основного инвестора в образование, суммарный объем помощи которого составил $72.4 млн за годы независимости страны. В результате работы проекта процент зачисления учеников в среднеобразовательную школу увеличился на 2%. Было предоставлено более 500,000 учебников и подготовлено 17,000 учителей. В 90 реабилитированных школ и семь центров подготовки учителей было доставлено компьютерное и лабораторное оборудование. Проект Европейского Союза «Поддержка сектора образования в Кыргызской Республике», проект «Образование для будущего» Всемирного Банка, и многие другие проекты вносят неоценимый вклад в развитие образования в Кыргызской Республике. Однако для реформы всей системы образования этого недостаточно. Возможно, одним из вариантов развития сотрудничества с донорскими организациями могло бы быть определение конкретных приоритетов, соответствующих требованиям современного общества – совершенствование обучения английскому языку и IT-технологиям. Прорыв в изучении данных дисциплин мог бы повлечь за собой и улучшение ситуации по другим предметам, а также позволил бы практически реализовать то, что планировалось различными проектами, оценить предыдущие успешные начинания (многоязычие, CEFR, 100 инновационных школ и др.)
6. Увеличение количества часов английского языка в школах. В 2018 году Министерство образования и науки КР изменило Базисный учебный план, чтобы повысить качество изучения английского языка. Согласно Конституции КР, система образования страны направлена на выполнение конституционных гарантий обучения каждого ребенка – от детского сада до окончания общего образования – государственному, официальному и одному международному языку, и для Кыргызстана это в 90% случаев – английский язык. Министерство образования отмечает преподавание языковых дисциплин как один из важнейших приоритетов, при этом основной упор должен быть сделан на коммуникативный, а не грамматический подход. Для того, чтобы обеспечить качественное изучение иностранного языка, Министерство пошло на изменение Базисного учебного плана и увеличение количества часов на изучение английского языка – до пяти часов в 5-м классе, до 4-х часов – в 6-м классе и до 3-х часов в 7-м классе.
Kaк видно на графике выше, данное увеличение часов иностранного языка имеет существенное значение только в сравнении с последними десятью годами (во время сокращения часов), тогда как ранее это количество было стандартным. Количество учебных часов в неделю по английскому языку в Казахстане, Кыргызстане и Российской Федерации в 5-9 классах абсолютно одинаково, однако в рейтинге EF English Proficiency Index страны занимают 92, 96 и 41 строчки соответственно. Можно сделать вывод, что само по себе увеличение количества часов не может оказывать существенного эффекта, если квалификация учителей и методика преподавания не изменяется.
Если не меняется сама система образовательного цикла:
повышение квалификации учителей + методическая поддержка учителей + учебный процесс, нацеленный на коммуникативные навыки + инновационные (цифровые) учебники + систематическая оценка процесса (CEFR),
то говорить о прорывных результатах не получится.
В Кыргызстане дети, обучаясь английскому языку 9 лет, по 3-5 часов в неделю, не могут применять четыре навыка: чтение, письмо, речь (говорение), понимание на слух. Времени на обучение затрачивается очень много, но эффекта нет, а в современном мире скорость является крайне важным параметром в обучении.
В настоящее время необходимы инновационные методики, которые могут обеспечить следующие результаты:
1) Сокращение времени на обучение, как минимум в 2-4 раза
2) Совмещение всех четырёх навыков в одной методике, с упором на два активных навыка: понимать и говорить, обеспечить хороший уровень академического языка, для того чтобы иметь возможность использовать более 600 различных онлайн-курсов.
3) Соответствие международным стандартам.
4) Повышение квалификации учителей, повышение престижа профессии учителя за счёт международной сертификации.
5) Обучение учителей-предметников языку для преподавания предметов на английском языке, для тех школ, которые претендуют на многоязычие.
6) Дети и молодёжь будут конкурентоспособны при поступлении в университеты и устройстве на работу, зная свой уровень английского языка согласно международным стандартам оценки, которые обеспечивают справедливость и объективность.
7) В более долгосрочной перспективе: прорыв в сфере туризма. В настоящее время в сфере туризма и horeca Кыргызстана одна из основных проблем – слабое знание английского языка гидами, туроператорами, персоналом ресторанов, гостиниц и т.д.
8) Прорыв в сфере IT-технологий. Данная сфера является одним из драйверов экономики, отраслью будущего, и её рост будет служить экономическому росту страны в целом.
Выигрывают все:
Таким образом, в стране есть все предпосылки для того, чтобы сделать прорыв. Поэтому необходимо провести инвентаризацию всех методик, как в государственных, так и в частных учебных учреждениях, и сконцентрироваться на тех методиках, которые способствуют именно системным изменениям.
А мы хотим жить лучше, чтобы дети получили лучшее образование и могли свободно учиться в любом университет мира, чтобы наша страна нашла свое достойное место в мире науки, культуры, и наша экономика была привлекательна для инвестиций!
Ключ к успеху – реформа в обучении и широкое использование в стране английского языка. Это наш шанс к развитию и построению будущего.
Айнура Сагынбаева к.с.н,
Предпринимательница;
Официальный Партнер DynEd в Кыргызстане- Директор ОсОО Steppe Learning KG
[1] EF English Proficiency Index (EPI) 2020