Общественный договор в Кыргызстане не работает. Его попросту нет. Старый истёк, так и не приняв законченной формы, а для нового условия только зреют. Ну не считать же Конституцию, принимаемую под давлением торжествующей стороны, свершившимся фактом консенсуса в обществе.
Более того беда в том, что стороны вожделенного (квалифицированным меньшинством) договора напрочь лишены способности понять, когда всё подоспело и пора садиться за стол переговоров.
Ненадлежащая компетентность, стратегическая беспомощность, политическая и гражданская незрелость лишь оттягивает наступление долгожданного мира, поступательного развития и, в конечном счете, благополучия в стране.
Те испытания, которые с лихвою сыпятся на головы кыргызстанцев, безусловно играют свою роль и как некогда пути в Рим ведут нас к закономерному финалу - революции. А там и до очередной попытки достижения общественного договора недалеко. Но удача, как говорится, приходит к подготовленному уму (умам), и на сей раз всё может получиться.
Нам гражданам, наблюдавшим крах текебаевско-отунбаевского варианта парламентского правления, предстоит познать и быть свидетелями падения жапаровско-ташиевской президентской формы правления. И в том и другом случае общество было не на высоте в плане содержательного оппонирования и выражает свое несогласие крайними формами. Нынешняя "оттепель" от власти, когда незаконно задержанных освобождают порциями, есть не более чем желание удержаться у власти посредством снижения накала в обществе. В данном случае фактор времени для Президента и его окружения первостепенен.
Собственно фоторяд деятельности Президента за прошедший год никак не свидетельствуют о реализации обещанного и даже то немногое, что удалось воплотить, пока не сулит стране не то что бы процветания, а какой-либо сносной жизни и уверенности в будущем. Как и прежде нет фабрик и заводов, нет приемлемого уровня социальной инфраструктуры, всё более очевидны нарастающие проблемы в вопросах безопасности. Реформ в судебной ветви власти, полагаю ждать не стоит и вовсе: они невозможны в условиях отсутствия баланса между ветвями власти.
Из всего более не эфемерными кажутся потуги Правительства. С таким деятельным руководителем кабмина, объективно сильнейшим из "четы Жапаровых", информационно все выглядит не так безнадежно, как на самом деле. Тут вам город-мечта Асман (прощай Иссык-Куль), эффективный менеджер на месторождении Кумтор (чья, позвольте спросить, лавочка?), перспективные кластеры (ну разве не звучит жизнеутверждающе?), рекордные "надои" налоговой и таможни, бередящие аппетиты свиты на командных высотах и наконец, сулящий подлинный ренессанс бюджету (не уверен, что гражданам) новый Налоговый кодекс.
Не буду вдаваться в конфликтные подробности Основного закона страны по налогам, на то есть профильные организации, просто скажу, что я за полную уплату налогов гражданами и организациями в стране. Поясню почему. Сегодня, когда львиная часть налогоплательщиков уклоняются от уплаты налогов ограничиваясь толикой, мы не вправе считать их стороной общественного договора. Собственно они и сами себя таковыми не считают. А между тем именно налогоплательщики, объединившись вправе, и не только на выборах, спросить у власти как она, эта власть, распоряжается государственным бюджетом, сплошь состоящим из этих самых налогов и пошлин. Налогоплательщики вправе поставить вопрос о КАЧЕСТВЕ управления. Публичная дискуссия на этот счет приведет к ревизии всех ненадлежащих нормативно-правовых актов и к отставкам, кои мы отчасти наблюдаем, и к посадкам кое-кого из свиты и наконец к власти, по-настоящему достойной своего народа. Собственно качество управления (власти) и есть краеугольный камень по содержанию общественного договора.
Однако, воспринимая общественный договор как неприемлемый для себя любимых акт капитуляции, исполнительная власть усиленно кормит изможденное население обещаниями чудес животворящих. После Кумтора, овеянного тайнами при полном отсутствии отчетов, в ход пойдут разработки месторождений собственными силами. Не исключено, с теми же новопринятыми стандартами отчетности.
Другое (непонятно какое по счету) чудо глава государства намерен предъявить по результатам поездки на открытие Олимпиады в Китай. Речь, конечно, пойдет о железной дороге. Рельсы как говорится в руки, но каковы условия построения дороги "жизни"? Риск попасть в кабалу к великому соседу как никогда велик, тут одним 39 протоколом не обойдется. Проект, рапортуют, готов, глава кабмина в ус не дует, а сведений по проекту века - сущий мизер. Такой вот у нас ныне стиль управления, предполагающий минимальную информированность населения. Вот скажите, чем таким население оказалось поперёк власти, что она боится его потчевать фактами своих, казалось бы, распрекрасных мыслей? Что в этом проекте такого, что может порадовать Поднебесную и огорчить кыргызский народ? Дьявол кроется в мелочах, говорите? Ещё бы... Кабмин не дремлет. Цены растут, а кабмин не унывает. Не моргнув глазом тот, что ума палата, пообещал построить своими силами Камбар-Ату -1. Замглавы кабмина оценив ситуацию чуток или куда трезвее поручил министру финансов найти стратегического инвестора. Кому поручил министр загадывать не берусь, но полагаю, что ГЭСы городить не его это дело. Ему поди сподручнее бюджетом верховодить. Надеюсь, матерого инвестора не спугнет каприз погоды - маловодье.
Риск, что главный энергетический актив страны - Токтогульский ГЭС встанет, вполне реален, ибо весна может стать затяжной да и год 2022 пока мало кто рискнёт спрогнозировать на предмет обилия воды. Впрочем, год только начинается и правительство обязательно порадуют нас своими фантазиями. Для начала отберёт по максимуму в бюджет, а потом перераспределит как ему вздумается. Парламент Байсаловым утрется, на журналистов собак всех спустят. Разве что Узбекистан огорчит нас недопоставками газа: на юге нынче перебои. Но это меньшее из бед, поверьте: Баткен не даст соврать. Там недавно полыхало и свинцом поливало изрядно, но тандем попросил народ не беспокоится. Довериться. Только и всего. Мол, скоро будет новое оружие, которое уже оплачено, нарочным прибудет и “отсель грозить начнем соседям”. Вообще уже никак не поражает и не удивляет вопиющая проницательность нашего руководства. Привычны их ум и твердое стремление. Попутно и профессионализм странедостаточный. Всё они знают и разумеют. А если оступятся, то отмотают назад. И Минсельхоз поди крестьян не обидит, подкинет земельки из своих теперича закромов. Так что, спешить не будем. Подождем. 2022 год скорый. Год востребованности общественного договора. Ну и кое-чего ещё. Но к этому призывать никак не будем.
Женишбек Байгуттиев