Решил я на старости лет стать образованным человеком. Скажу больше, высшеобразованным. Так как я, находясь во тьме неученья, прощёлкал регистрацию на ОРТ (аналог российского ЕГЭ), пришлось узнавать, есть ли дополнительная опция этого мероприятия. В Центре обучения и методологии (название условно) милая девушка за стойкой смерила меня взглядом. Но стойка высокая, и её взгляда хватило только до… в общем, вам по пояс будет. Внимательно выслушала меня, уверила в наличии дополнительной регистрации на ОРТ, проинформировала по территориальному расположению пунктов… Чётко, быстро и с улыбкой. Я это дело накорябал на обрывке бумаги для самокрутки и собрался было уходить. И тут девушка, мило краснея, спрашивает:
- А, извините, вы сами сдавать тест будете, простите?!
Я постарался приобрести более молодой и бесшабашный вид, приосанился и говорю:
- Да. А что?
Без вызова, заметьте, спросил. Девушка, пряча взгляд, громким шёпотом:
- Нет, ничего. Просто…
Я быстренько подумал, что всё-таки я уже старый, попрощался и ушёл. На
следующий день я отправился регистрироваться. У школы я увидел толпу вчерашних
или действующих школьников, человек в 80. Нервно поправил сумку с «берестяными
грамотами об окончании церковно-приходской школы» и «крепостной сказкой» («пашпортом»),
сделал морду кирпичом и смешался с толпой.
Слава богу, живу я в Азии. Поэтому молодёжь расступилась перед ветераном, и я
прошёл к столу регистрации. По дороге к столу я понял, что я действительно
старый, дети растут у нас красивые, вежливые, а иногда ещё и умные.
Администраторы за столом регистрации были не так чтобы очень опытные… Как я
понял, вчера был инструктаж, сегодня мероприятие. За всей этой процедурой
надзирала милейшая дама. Без всякого сарказма. Девушки-администраторы под её
взглядом ещё сильнее путались и заикались. Так как к возрасту в нашей стране
относятся с уважением, оформляться я сел первый. Выложил свою бумажную рухлядь
перед администратором. Девушка подняла взгляд от ведомости:
- Вы сами сдавать будете?!
Я ответил:
- Да.
Девушка изучила мой паспорт, дважды глянула на отметку об отсутствии брачных
обязательств. Гримаска удивления вовсе её не портила. Взялась за свидетельство
об окончании среднего образования.
Администратор:
- А какую школу
Вы заканчивали?
Я в ответ:
- РШРМ №2,
Республиканская школа рабочей молодёжи.
Долгое шуршание списком с кодировками учебных заведений… Адрес найден.
Администратор:
- Туристический колледж КНУ?
Я:
- Нет-нет. Школа рабочей молодёжи. Здание снесли в
93-м году.
Администратор:
- А-а-а…
Растерянный и ищущий взгляд девушки-администратора по сторонам. Строгая и
одновременно милая дама-инспектор наконец-то приходит к ней на помощь.
Дама-инспектор:
- Код 9999, пиши.
Дама-инспектор, обращаясь ко мне:
- Вы сами сдавать будете?!
Я (равнодушно-привычно):
- Да.
Дама-инспектор секунд двадцать пишет что-то в записной книжке, периодически
посматривая на меня.
Наконец мне выданы бумажка о регистрации и даты основного и дополнительного
теста. Так как я человек старой закалки и лёгких путей не ищу, тест у меня
состоится через день.
В день сдачи основного теста я, тщательно сбрив следы преждевременной старости,
отправился в школу сдавать тест. ЧЕТЫРЕ (!) часа я усердно закрашивал кружочки.
Признаюсь, вопросы читал. А иногда и внимательно читал. Особенно по математике
и алгебре. Ничего не понял. Память мне ничего приличного о годах, проведенных в
школе, не подсказала. Я ещё раз убедился, что кружочки я вполне качественно
закрашиваю. После теста по математике тестируемых выпустили подышать-отдохнуть.
Я вспомнил из прежнего опыта, что в школьном туалете можно было покурить… Не
случилось. В рекреации меня обступили юноши и засыпали вопросами. Основными
были: на хрена мне это нужно; собираюсь ли я поступать в вуз; доживу ли до
диплома.
Я понял, что детей, закидывающих насвай, плохому научить не получится, пошёл,
понурый, в аудиторию.
Вторую часть теста я заполнил за 20 минут. Остальное время сидел, рассматривал
молодежь. Пытался угадать, какую стезю они для себя изберут, доучатся ли… А
потом, после вуза, пойдут продавцами-консультантами в бутики или по профессии…
В общем, развлекался как мог.
Время, отведенное на тест, закончилось. Дети вновь превратились в детей, галдящих
и кидающихся жвачками и обертками от шоколадок.
Я вышел за ворота школы, выкурил сигарету и поехал домой ждать результатов.
В общем, что я из всего этого вынес, кроме мучений по поводу бесцельно
прожитых:
- детищи молодцы;
- тест - это забавно;
- кружочки я закрашиваю почти идеально;
- мне интересны мои результаты тестов, по-настоящему.
Прошёл месяц томительных ожиданий подтверждения истины
«Поздравляю, Шарик, ты балбес!» Жажда академических знаний, а главное, высшего
образования привела меня в Первомайский центр образования славного нашего
города. За результатами теста, конечно.
Перед входом в оплот обязательной грамотности Первомайского района я испытывал
лёгкий мандраж, предвкушение разочарования от собственных знаний, оценённых
бездушным компьютером, и всё такое...
Барышня из одного кабинета отправила меня в другой отдел. У меня нет, надеюсь
пока, высшего образования, и потому я могу не знать, где получают сертификаты.
Так вот. Захожу, вежливо осведомляюсь о наличии и желательном получении этого
важного для каждого абитуриента документа. В кабинете два человека. Работает
кондиционер. Молодой человек сообщает на мой запрос, что не выйдет у меня, по
крайней мере, до 20 июня ничего с получением сертификата. Специалист заболела. Я
даже не возмутился. Я, как Ленин, самый человечный человек. На мой второй
вопрос, могут ли мне выдать желаемое в отсутствии приболевшей сотрудницы, мне
ответили, что нет: «Нету у них таких полномочиев!»©
Я, конечно, понимаю... Мои обманутые ожидания, впустую растраченный мандраж.
Я живу в Бишкеке. И поступать в вуз собираюсь тоже в Бишкеке. Смоделируем
ситуацию. Мальчик или девочка собираются учиться где-нибудь... не в родном
городе. Куплены билеты, достигнуты договорённости о проживании, прохождении
каких-нибудь курсов, да мало ли! И тут... На тебе! Нет полномочий.
Какие полномочия? Выдать готовую бумажку, по предъявлении паспорта, лично в
руки абитуриента?! Попросить расписаться...
Подскажите, пожалуйста, где, в каких нормативных актах отражена степень
секретности, конфиденциальности документа, который впоследствии будет
передаваться из рук в руки, копироваться? Вот теперь я возмущён. Доклад
окончен. Далее нецензурно.
20 июня, заранее ощетинившись, как ёж в стрессе, я повторно поплёлся за результатами ОРТ в Первомайский центр образования. Уже не переживая, со сталью в голосе и глазах, переступил порог центра. Первым делом обрадовался, что кабинет выдачи «среза знаний» открыт. Жаждущих результатов тестирования школьников и их родителей не было. За столом сидела милая девушка... Ну, я, конечно, подтаял. Две минуты обмена любезностями и личной, моей, информацией. И ура! Ну, не совсем ура... Эйфория как-то сама прошла после холостого предыдущего захода.
Итак, фанфары! Смотрю результаты. По основному тесту – 168 баллов, дополнительному – 109. В общем, троечник, тридцать с лишним лет меня не изменили...
Ради успокоения собственной гордости оговорюсь. Я принципиально не готовился к ОРТ. Даже онлайн-тестирование пробное игнорировал. Как я перед самим собой отмазывался – это был социально научный эксперимент!
Кое-какой вывод я всё же сделал. Во-первых, я заканчивал Республиканскую школу рабочей молодёжи №2. Если кто не в курсе, в Советскую армию, на тот момент, юношей не брали, если у них не было среднего образования или незаконченного среднего специального. Поэтому школа рабочей молодежи была в самый раз. Два раза в неделю по три часа два десятка балбесов трепали нервы учителям. Учителя, кстати, были хорошие. А вот мы, ученички, так себе... Во-вторых, я тогда, во время учёбы в РШРМ №2, меньше всего думал о знаниях, а больше всего о девках, портвейне или вермуте. Сухой-с, закон. В-третьих, осенью того же года меня ждал призыв, и стараться хорошо учиться я не видел никакого практического смысла. Вывод: советская система образования, методика, педагогический подход, даже через три десятка лет, вполне себе характеризуются как превосходные. И это лишь на моём примере. А это не самый лучший образец, уверяю.
Всё. Впереди экзамены, первый учебный день, первокурсницы... Издатель меня шантажирует, угрожает расправой, если я не буду публиковать своих впечатлений. Но, зараза, почему-то наотрез не пытается меня подкупить. Поэтому, в надежде на высшее образование и, если доживу, диплом, буду периодически писать отчёты.
И тут грянула песня Маликова «Студент»!
Испытал на себе прелести ОРТ Олег Выбойченко