Чем меньшим запасом научных и практических знаний обладает современный человек, тем чаще он судит о новых явлениях по аналогии с ранее встречавшимися в личном опыте или опыте других людей. При отсутствии у человека широких опытных обобщений, при недостаточном запасе практических знаний и умений уподобление политических явлений по сходным существенным признакам - наиболее естественный и единственно возможный способ логического рассуждения. Поэтому аналогию с полным правом можно назвать формой логического вывода, широко применявшейся на ранних стадиях развития форм мышления человека. Неудивительно, что аналогия - частая форма вывода в рассуждениях маленького ребенка, мышление которого в своем развитии повторяет в сжатой форме историю развития человеческого мышления в целом.
Аналогия первобытного человека, как и уподобление в рассуждениях подрастающего ребенка, так и в рассуждениях Каныбека Иманалиева, - это далеко не совершенные логические умозаключения. Основой уподобления у него служит почему-то как случайное сходство, так и внешнее совпадение. Окончательным результатом такого вывода у Каныбека Иманалиева могут быть как правильные заключения, если депутатом схвачено действительное сходство, так и совершенно далекие от истины умозаключения, если взятое им сходство всего-навсего лишь внешнее.
В современных условиях аналогия приобретает значение важного для приумножения научных знаний типа умозаключения. Основные этапы развития философии, логики и техники показывают, что аналогия послужила основой для многих научных и технических открытий в физике. При этом различные типы моделирования, например строгое и приближенное, определяются степенью логической обоснованности используемых при их построении выводов по аналогии.
Умозаключение по аналогии выполняет особую роль в науках общественно-политических, приобретая нередко значение единственно возможного метода исследования. Не располагая достаточным фактическим материалом, политик нередко объясняет малоизвестные факты, политическую обстановку в стране путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других государств при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры, политической организации общества.
Приведем поясняющий пример: экономические традиции США и хозяйственные привычки Сомали - не одно и то же. Политические отношения во Франции, Японии и в Корее совсем различны. Культурные запросы в Швейцарии и в Кыргызстане не совпадают. Разумеется, шаблонно перечисленные депутатом Иманалиевым страны вряд ли могут быть похожи друг на друга, тем более на наш Кыргызстан. Как может быть Пиночет совершенно похожим на Атамбаева?
Некорректное понимание выводов по аналогии привело Каныбека Иманалиева к грубой логической ошибке, суть которой в повсеместном применении умозаключения по аналогии и в неосновательном отождествлении Кыргызстана с другими совершенно и абсолютно разными странами мира. Как можно отождествлять президента Южной Кореи и бывшего президента Кыргызстана?
Аналогия не является произвольным логическим построением, в ее основе лежат объективные свойства и отношения реальной действительности. Каждое конкретное понятие, обладая множеством отличительных и существенных признаков, представляет не случайную их комбинацию, а определенное единство. Каким бы малозначительным ни был тот или иной его признак, его существование и изменение всегда обусловлено состоянием других сторон предмета или внешних условий существования того или иного государства.
Только слепые члены спецкомиссии Жогорку Кенеша по лишению статуса экс-президента Атамбаева и его председатель Иманалиев не хотят видеть резкого изменения внешних и внутренних условий, а также глобальных угроз существования нашего еще молодого суверенного государства, которым оно однозначно не может противостоять. Ведь противостоянием Жээнбекова и Атамбаева могут воспользоваться крупные глобальные игроки, реально создающие нестабильность в Азии, Европе и в мире. Разжигания конфликта, на который подтолкнули президента Жээнбекова, не хочет ни один мало-мальски здравомыслящий кыргызстанец, будь он с севера или с юга Кыргызстана. Этого очень сильно хочет только кровожадный «депутат-крокодил» Каныбек Иманалиев, за спиной которого торчат уши беглого президента Акаева и который утопически мечтает, спит и видит, чтобы в реках Нарына и Аламедина каким-то образом появились абстрактные африканские крокодилы, пожирающие враждующих между собой Жээнбекова и Атамбаева. Слепая месть и желание отомстить Атамбаеву у Иманалиева исполнились в ночь с 7 на 8 августа, когда пролилась людская кровь.
Существенна роль умозаключения по аналогии в политике при определении как стратегической, так и тактической линии в конкретных условиях общественно-политического развития. Политические исследования в отличие от других областей познания имеют свою особенную специфику. Научно обоснованные результаты при использовании метода аналогии могут быть получены здесь только при соблюдении методологических требований в дополнение к строгим логическим правилам. К ним относятся требования всесторонности и объективности анализа, учета развития и конкретности истины, учета международных проблем, политических противоречий и социально ценностного фактора в процессе познания.
Если изменяется, например, такой признак
государства, как расстановка общественно-политических сил, то это логически
может резко повлиять на его внутреннюю и внешнюю политику, изменить
политическое устройство и даже форму правления страной. Это самый существенный признак,
которым явно характеризовалась власть Жээнбекова, которую спецкомиссия должна
была поставить во главу угла при научном и правильном логическом анализе угроз
безопасности наших государственных границ. Однако Каныбек Иманалиев опустил
понимание роли «института президентства» в постсоветском пространстве и в
суверенном слабозащищенном кыргызском государстве до уровня понимания законов джунглей, он оказался совершенно неспособным осознать критическое положение
кыргызского государства в современных условиях внешних и внутренних вызовов и
глобальных угроз, логически зрело и правильно оценить его прошлое, хотя бы
как-то аргументированно и обоснованно предвидеть наше с вами будущее. Ему на
все это было явно наплевать, лишь бы от клана Матраимовых получить золотой
мандат на парламентские выборы
Аналогия в политике дает обоснованные заключения только при условии тщательного анализа конкретной политической обстановки, внимательного изучения всех «за» и «против». Сложность выявления всех признаков, сходств и различий приводит к тому, что аналогия в общественно-политическом исследовании, как правило, обеспечивает получение заключений только ослабленной модальности. В одних случаях уподобление дает проблематичное, в других - достоверное знание, но лишь о возможной, а не действительной принадлежности переносимого отличительного признака исследуемому политическому явлению или правовому понятию. Поэтому при анализе юридических понятий и категорий аналогия должна дополняться другими формами выводов, обеспечивающими точное и достоверное их познание.
К аналогии обращаются в особых случаях правовой оценки, а также в процессе расследования преступлений и проведения криминалистических экспертиз. С логической стороны парламентская оценка обстоятельств дела Атамбаева должна была протекать, как правило, в форме силлогизма, где большей посылкой выступает определенная норма права, а меньшей - знание о конкретном факте. Наряду с этим в отдельных правовых системах допускается правовая оценка по аналогии закона или по прецеденту, как, например, в Англии.
Исходя из практической трудности предвидеть и перечислить в законе все могущие возникнуть в будущем конкретные виды правоотношений, законодатель должен был предоставлять Генеральной прокуратуре право оценивать не предусмотренные законом случаи по нормам, которые регулируют только сходные правоотношения. В этом и состоит суть правового института аналогии закона. А у Иманалиева все вышло совершенно безответственно. «Закон что дышло - куда повернул, туда и вышло». К. Иманалиев своей правовой безграмотностью вывел Генпрокуратуру, МВД, ГКНБ и главу государства из правового поля, так как незаконным является постановление ЖК КР от 27 июня, которое лишило Атамбаева статуса экс-президента. Как это постановление может стать быстродействующим законом, когда калиф на час Каныбек Иманалиев нарушил чрезвычайно важное процедурно-процессуальное условие рационального проведения аргументированного процесса и соблюдение правил аргументации по отношению к его составным элементам: обоснование тезиса, правила аргументации и демонстрации. Совершенно не согласны с выводом К. Иманалиева, что лишение статуса экс-президента автоматически ведет к лишению неприкосновенности. Статус - понятие социально-политическое. Неприкосновенность - понятие юридическое. А у Иманалиева совершенно неодержимая месть и хромающая форма мышления. Пролитая кровь в Кой-Таше на совести кровожадного депутата-крокодила К. Иманалиева.
В российской, мировой, тем более в кыргызской правовой системе аналогия уголовного закона не предусмотрена в зарубежных странах. Она действует лишь в гражданском праве, что объясняется сложностью хозяйственного оборота и практической трудностью предусмотреть в системе права все могущие возникнуть в будущем новые виды гражданско-правовых отношений.
Поскольку «законодатель» Каныбек Иманалиев обратился к умозаключению по аналогии, возникла необходимость практического усвоения основных особенностей, правил и структуры этого вида умозаключения, что помогло бы спецкомисии Жогорку Кенеша по лишению статуса экс-президента Атамбаева в правильной оценке и использованию тех результатов, которые могли бы быть получены с его помощью. А результаты в Кой-Таше и на кыргызско-таджикской границе получились кровавые. И депутату Каныбеку Иманалиевау не надо просто так бить в барабан, пустозвонить об абстрактных космических скафандрах и тем более о несуществующих политических скафандрах, тупо тараторить и глупо сотрясать политический воздух о каких-то болотных крокодилах в высокогорных реках Нарын или Аламедин, тем более в Большом Чуйском Канале.
Господин «депутат-крокодил» Каныбек Капашович Иманалиев! Наука логика и в Африке логика! Она дошла до нас еще со времен Древней Греции, ее знает, в отличие от вас, каждый мало-мальски грамотный юрист. Хочется сказать: «Давай не будем путать вилки с бутылками, учиться отличать Ерему от коровы». Не скрою, было желание устроить разборку «по кирпичикам». Но себя остановил, ибо необходимо провести ясную профессиональную экспертизу материалов работы спецкомиссии по лишению статуса экс-президента А. Ш. Атамбаева и постановления ЖК КР от 27 июня 2019 г. с привлечением высококвалифицированных специалистов-философов, юристов, филологов.
Каракчы Чынгыш-Бек