Фото В. Оселедко
Творчество Айтматова неразрывно связано с советской эпохой. Мы, дети XXI века, смутно представляем то время. Мы выросли на берегу разбитой надежды о Равенстве и Братстве, нам достались лишь её осколки, торчащие из песков некогда могучего государства.
Мы – другое поколение. Однако вчитываясь в строки Чингиза Торекуловича, отправленные им в вечность, нам, потомкам, в назидание о том, чтобы мы помнили, кто мы, и какое имя носим, какого рода, и на какой земле живём. Читая творения писателя, можно поймать себя на мысли, что ни одна из бед прошлого не исчезли в эпохе нынешней, и проблемы, которые раскрывал Айтматов, живы и по сей день. Ведь, «…рядом со счастьем постоянно вламывается несчастье, неотлучное от него, неотступное…».
На смену карьеристам, готовым на уничтожение всего живого ради места в партийном, начальственном кресле, пришли новые Орозкулы готовые продать и леса, и горы, и зверей, и людей за заграничную визу и потребительский комфорт.
Вместо верблюжьей кожи, сжимающей в висках разум и память, превращающей человека в манкурта, пришли модные кожаные сумки, вещи, дорогие бренды, тряпье и прочие атрибуты потребительской жизни, лишающие человека своего «Я» не меньше, а то и больше, поскольку теперь человек продаётся в рабство своим вещам.
Историю свою, мы забываем пуще прежнего, отравляя собственные реки и воздух, разбивая горы камень о камень…
Айтматов писал не только про кыргызов, но и про все человечество. Сегодня человек, теряя детскую непосредственность, отчуждается от природы, разрывает животворную связь с ней, уничтожая родную планету.
Человек боится своей ответственности перед землёй, на которой родился и живёт. Своей слабости. Слабость толкает человека к страху, а он толкает человека на зверства, на жестокость.
Но чего боятся люди? И почему? Люди боятся собственной слабости, неполноценности, грубости и глупости.
Есть ли у нас выход из этого, казалось, замкнутого круга? Хотелось бы верить! Ведь пока живет народ, культура, язык, покуда живет само человечество, живет и духовное наследие, оставленное Айтматовым.
Наверное, Чингиз Торекулович хотел, чтобы сегодня, вместо гари и дыма, оседающего в наших лёгких, оседали строки и страницы великих классиков в наших головах. Вместо изрубленных деревьев, были вырублены под корень все невежество и грубость, а вместо ростков ненависти и злобы, цвела полями человеческая совесть. И чтобы было так, покуда живут и рождаются люди…
Койчуев Батыр, студент КРСУ ГФ-1-19 (гуманитарный факультет. Филология. 3 курс)