Как избежать конфликта интересов?

16:13, 29 Января 2016

В начале января законопроект «О конфликте интересов» получил одобрение в профильном комитете Жогорку Кенеша, а также прошел первое чтение. Несмотря на то, что депутаты нашли массу нестыковок и недоработок, в целом единогласно признали, что законопроект этот нужный, своевременный и уникальный.

Недавно состоялось обсуждение данного законопроекта в аналитическом центре BizExpert для журналистов.

Итак, что следует понимать под конфликтом интересов? Вот как трактуется это понятие в самом законе: «Конфликт интересов - это конфликт между общественными (публичными) обязанностями и частными (личными) интересами должностного лица, при котором его частные интересы влияют или могут повлиять на выполнение им официальных обязанностей, что приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, организаций или государства».

Самый простой и яркий пример конфликта интересов можно привести из опыта правления Курманбека Бакиева, когда на ключевые государственные должности он назначал своих сыновей и братьев. Недоуменно пожимая плечами, он простодушно объяснял: «Разве я виноват, что они у меня такие умные». Результатом такого подхода стала настоящая узурпация власти, когда все решения в государстве принимались через призму семейных интересов и личного кармана. Младший сын Максим Бакиев возглавил ЦАРИИ, организацию, которая полностью контролировала все инвестиционные потоки в страну. Его друзья и одноклассники помогали приватизировать стратегические объекты и отмывали деньги в офшорах, а послушный парламент подгонял под это дело законы. В интересах Максима Бакиева решались важные геополитические вопросы.

Старший сын, Марат Бакиев, был заместителем председателя СНБ и начал настоящую охоту на инакомыслящих. А брат, Жаныш Бакиев, будучи главой СГО, лично отдавал приказы и участвовал в убийствах оппозиционных политиков. Тех, кто знал обо всех этих делишках и мог разъяснить положение дел народу. Чем закончился этот конфликт интересов, мы знаем, апрельской революцией. Если углубиться в историю, то и детонатором первой революции был конфликт интересов семьи Акаева.

Стоит напомнить, что зарождение и расцвет коррупции в Кыргызстане пришелся на первые годы независимости. Госчиновники до того обнаглели, что продавали интересы родины оптом и в розницу. Но особенно сильно она укоренилась на местах, когда за получение госдолжности люди, не имеющие опыта работы, платили большие деньги семье президента и их приближенным. Такие госчиновники работали исключительно на то, чтобы отработать эти вложения. В результате возникла настоящая угроза безопасности государства.

Тилек Саякбаев, заведующий отделом Антикоррупционной политики Аппарата правительства Кыргызстана говорит: «У нас есть опыт, когда в 2010 году была опасность узурпации власти, создание семейно-кланового правления Бакиевых. После революции, чтобы в дальнейшем избежать подобного, наши политики изменили Конституцию, возникло парламентское правление, при котором исключается узурпация власти. Второй шаг – в 2012 году провели оптимизацию государственных органов: сократили более 1800 государственных служащих, уменьшили количество контролирующих и проверяющих органов с 21 до 12, упразднили ряд госорганов. Основным моментом тогда тоже был конфликт интересов, потому что было много случаев, когда один и тот же орган выдает лицензию, он же осуществляет надзор».

Различные конфликтные ситуации были прописаны в действующих законах, таких как «О государственной службе», «О муниципальной службе», «О государственных закупках», но ни одного примера, чтобы кто-то из госслужащих был наказан за подобное поведение, до сих пор привести нельзя.

Яркий пример конфликта интересов, когда возбудили уголовное дело по факту, но так никого и не привлекли к ответственности, произошел недавно, когда для 56 компаний-переработчиков сельхоз продукции дали преференции на 5 лет, освободив от уплаты НДС. Планировали таким образом поддержать отечественный бизнес, чтобы молодые компании встали на ноги, начали новый вид производства в сфере перерабатывающей промышленности. Но выяснилось, что туда попали крупные переработчики, которые могли бы и не брать такие преференции, например, компания «Шоро», «Риемстма» и ряд других. Встал вопрос, как проходила процедура отбора этих компаний в Министерстве сельского хозяйства. И выяснилось, что те сотрудники, которые проводили этот отбор, уже уволились.

Причина в том, что по правоприменению трудно дотянуть такое разбирательство до уголовного. Был реальный пример, когда начальник управления Иссык-кульского МЧС был руководителем тендера, а в тендере выиграла его жена. Антикоррупционная служба тут же зафиксировала этот факт, но не смогла возбудить уголовное дело, не смогла привлечь даже к административной ответственности из-за казусов в законодательстве. Тогда было рекомендовано этого начальника уволить. Но, так как он оказался ценным сотрудником, его лишь понизили в должности. Система не доработана. Поэтому и пришло понимание, что пора разработать этот закон «О конфликте интересов», чтобы система ответственности неотвратимо наступала за его неисполнение. Сейчас дорабатывается 5 подзаконных актов, чтобы закон был жизнеспособным.

Айдай Курманова, статс-секретарь Министерства экономики, объясняет: «В каждом госоргане есть уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции, специальное должностное лицо, который тесно работает со статс-секретарем, руководством, с комиссией по этике. Основная роль в исполнении нового закона будет у комиссии по этике, на ее заседаниях будут рассматриваться все конфликтные ситуации. У этой комиссии должны быть все рычаги и алгоритмы действий. Они должны будут принимать превентивные меры, чтобы не было конфликта интересов».

По мнению экспертов, больше всего конфликт интересов провоцируется законами о государственной и муниципальной службах, начиная от процедуры найма на работу, заканчивая таким щепетильным моментом как получение подарков.

«Когда мы объясняли молодым госслужащим, что такое конфликт интересов, нас спрашивали: «Зачем вы интересуетесь тем, где мы работали до работы в госслужбе?». А я объясняю. Допустим, молодой человек раньше работал в фармацевтической компании. Сегодня он устроился в управление фискальной политики, где готовят преференции для бизнеса или наоборот, санкционные режимы вводят. И где гарантия, что завтра он не будет принимать решений, чтобы устранить конкурентов для этой компании, в которой раньше работал, либо создавать для нее преференции?» – объясняет Тилек Саякбаев.

Поэтому в законе прописано, что все решения должностное лицо должно принимать беспристрастно и объективно, публично и открыто.

Кроме декларирования доходов и расходов, должностное лицо будет проходить декларирование личных интересов. То есть, предоставлять декларацию в уполномоченный орган по делам государственной службы о деловых партнерах, а также находящихся на государственной и муниципальной службе родственниках, членах семьи, как при поступлении его на службу, так и при прохождении службы. Такие сведения должны будут предоставляться ежегодно.

Вся эта информация, включенная в декларацию, за исключением места жительства, является публично доступной, что означает право работников СМИ, а так же других лиц ознакомится с декларациями любого должностного лица и опубликовывать включенные в них сведения.

В законопроекте четко расписан ряд запретов и ограничений. К примеру, должностным лицам запрещается состоять одновременно на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, если она не мешает исполнению основных должностных обязанностей.

Должностному лицу запрещается использовать свое служебное положение для содействия физическим или юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности с получением в обмен каких-либо выгод для себя и своих родственников, членов семьи и деловых партнеров.

«В законопроекте много разъяснений о понятии подарка и о том, когда госслужащий может получить подарок, - продолжает Айдай Курманова. - У кыргызов считается в порядке вещей дарить друг другу баранов и другие дорогостоящие дары. Это является традицией, от таких подарков не принято отказываться. Но кыргызы – не единственный этнос в мире, ориентированный на родовое взаимодействие. Все народы практикуют родственные связи. Поэтому в законопроекте есть четкое понятие, что является подарком».

Подарок – это любое имущественное или неимущественное благо, в том числе услуги, передача прав, освобождение от обязанностей, отказ от какого-либо права в пользу должностного лица или его родственников.

Тилек Саякбаев объясняет: «В законе прописано, что получение должностным лицом любых подарков от физических или юридических лиц для себя, своих родственников и деловых партнеров категорически запрещено. Другое дело, как этот факт определить, выявить. Поэтому к этому процессу будут подключены члены общественных советов, плюс уполномоченные по предупреждению коррупции. Единственный момент, госчиновник может принимать дипломатические подарки в ходе официальных и рабочих визитов в иностранные государства. Он может получить сувениры, календари, стоимость которых не превышает 1000 сомов. То, что превышает эту сумму, он обязан сдать в государственную собственность. Все остальное категорически запрещено».

Если данный законопроект заработает, желающих работать в госслужбе значительно поубавится. Но для того, чтобы все эти пункты закона заработали, по мнению экспертов, необходимо построить новый институт добросовестности, добропорядочности.

«Да, мы не сможем за всеми уследить. Но когда будет институт добропорядочности, тогда будет понимание, что хорошо, а что плохо, что запрещено, и какая ответственность последует за неисполнение закона, все изменится»,- считает Тилек Саякабаев.

То, что закон еще сырой, знают и госчиновники, и депутаты. Но откладывать его по мнению экспертов ни в коем случае нельзя. Председатель парламентского комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам Галина Скрипкина заявила, что ряд международных организаций готовы помочь в доработке законопроекта и провести общественные слушания по нему.

«У нас уже есть опыт отзыва подобных сырых законопроектов правительством. Мы потом их годами не можем дождаться. А подобный закон действительно нужен. Поэтому мы предлагаем поддержать его концепцию в первом чтении, а затем, до второго чтения, детально его проработать», - отметила Галина Скрипкина.

Лейла Саралаева

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям