Кто поможет кыргызстанским швейникам?

15:27, 29 Декабря 2015

 «Кыргызским чудом» начали именовать отрасль текстильно-швейного производства (ТШП). Еще бы - на фоне стагнации многих секторов промышленности именно легкая промышленность громко заявила о себе не только внутри страны, но и как экспортно-ориентированная.

Судите сами, наблюдался хороший рост производственного потенциала, увеличивался экспорт  продукции, создавались новые рабочие места – до 170 тысяч. Доля ТШП в валовом внутреннем продукте Кыргызстана достигла 3%, объем производства продукции варьировался от 9,5 млрд. сомов до 5 млрд. 521,9 млн. сомов на конец прошлого года.  Бренд «Made in KG» стал легко узнаваем в странах СНГ. А некоторые китайские производители даже перешивали этот брэнд на свои изделия, чтобы их товар покупался.

По данным министерства экономики, официальный объем экспорта в течение последних трех лет колебался в интервале 100 млн. - 156 млн. долларов. Основной страной- экспортером нашей одежды стала Россия, куда вывозилось до 95% всего объема продукции, и где Кыргызстан стал вторым после Китая поставщиком по некоторым артикулам, например, таким как «женская одежда». 2% от объема экспорта отправлялось в Казахстан.

На начало этого года в секторе работали 128 официально зарегистрированных предприятий  и еще 4 тысячи 200 индивидуальных предпринимателей, но еще многие предприятия ТШП продолжают работать «в тени».

Однако сегодня предприятия отечественного текстильно-швейного производства испытывают значительный спад объема производства. Причины очевидны: общий спад продаж в целевых рынках (РФ, Казахстан) следствие долгосрочного негативного влияния мирового экономического кризиса, текущая сложная и нестабильная геополитическая ситуация в целевых рынках (РФ, Украина), а также текущее влияние законодательного регулирования Таможенного Союза (ТС) на отрасль, и последствия вхождения страны в ТС в 2015 году.

Для сравнения, объем производства  швейной промышленности в 2014 году составил 4414.9 млн сомов, что на 45% меньше показателя 2012 года, объемы экспорта снизились на 36,6% и составили 98,9 млн. долларов США.

А ведь за этими сухими цифрами стоят множество проблем, начиная  от имиджа нашего государства до  банкротства многих предприятий мелкого и среднего бизнеса и выживаемости многих кыргызстанских семей, оставшихся без работы.

«Аренда нашей торговой точки в месяц обходится в 1800 долларов, а ежедневная торговля с трудом дотягивает до 1500 сомов в месяц! – сокрушается генеральный директор ОсОО «Ардамина» Любовь Ардамина,- Если так дальше дело пойдет, то многие швейные и текстильные предприятия «прикажут долго жить».

В большинстве швейных цехов наблюдается не только постоянная текучесть кадров, но и большое сокращение рабочих мест из-за спада объемов производства. «Он, в свою очередь,  связан с уменьшением количества заказов по причине снижения покупательской способности на основных экспортных рынках  и  из-за политической ситуации, падения курса рубля и теньге», - сообщили на швейном предприятии «Веста».

«Только на Чуйской прядильной фабрике за последние 2 года объемы производства сократились вдвое!»,- сетует предприниматель Касымалиев.

Эксперты видят основные причины упадка текстильного производства в  низкой рентабельности, нехватке оборотного капитала, отсутствии инвестиций, устарелом техническом парке  и сокращении внутренней сырьевой базы.

Чтобы отрасль не прекратила существование и была конкурентно способной, пятый год успешно работает программа «Продвижения торговли в Кыргызской Республике». Реализатором программы является  Международный торговый центр (МТЦ), при донорской поддержке Государственного секретариата Швейцарии по экономике (SECO) и партнерстве отечественных министерств экономики и энергетики и промышленности.

«МТЦ, созданный Конференцией ООН по торговле и развитию и Всемирной торговой организацией, является агентством по техническому сотрудничеству. И оказывает поддержку развивающимся странам и странам переходного периода, способствуя развитию и стимулированию торговли путем предоставления технической помощи. В Кыргызстане он поддерживает проекты в ряде областей, в том числе в сфере легкой промышленности», - пояснила национальный менеджер данного проекта Индира Кадырканова.

4-ая фаза Программы реализуется с 2013 года и охватила более 60 швейных, 10 трикотажных и 22 ремесленных предприятий по всей стране.

В рамках программы оказывается широкий спектр помощи по множеству направлений от проведения консультаций и тренингов ведущими международными экспертами, до участия наших швейников и ремесленников в международных промышленных выставках и содействия им в подписании контрактов с покупателями и поставщиками товаров.

Проведено 65 семинаров, на которых приняли участие 370 женщин-предпринимательниц со всех регионов Кыргызстана. Темы самые актуальные: дизайн и конструирование, повышение производительности, поставки материалов, охрана труда и социальная ответственность, менеджмент качества, участие в международных выставках, маркетинг и требование Российского рынка и брэндинг.

Разве может себе позволить обычное частное предприятие индивидуальную консультацию высококвалифицированных специалистов из Германии, Сингапура, Англии, Индии, России? А в рамках программы МТЦ 63 швейных и 10 трикотажных предприятия получили индивидуальную техническую консультацию, соответственно повысили свой уровень качества и узнали как лучше и эффективнее выйти на международные рынки. Еще 50 швейных и трикотажных предприятий посетили 14 международных выставок в России, Италии, Китае и Турции, на которых было установлено 500 новых контактов с поставщиками тканей и фурнитуры и 240 контактов с поставщиками пряжи. В ходе новых контактов, наши производственники сделали заказ на 50 тысяч метров тканей и 33 тысяч единиц фурнитуры, а также 6 тонн пряжи из Вьетнама, 580 образцов пряжи из Турции, закуплено 3 машины для трикотажного производства. И все это по ценам производителей, а не перекупщиков.

Результатами такого обучения швейников в рамках программы «Продвижение торговли в Кыргызской Республике» стало то, что 29 процентов участников программы создали свои собственные торговые марки, 42 процента разработали собственные сайты и приступили к он-лайн торговле, 55 процентов увеличили клиентскую базу, благодаря посещениям международных выставок, 29 процентов открыли новые магазины, 60 процентов в два раза увеличили количество новых моделей одежды, 74 процента начали снижать уровень дефектов, 71 процент начали проводить анализ производства, 48 процентов повысили производительность, 61 процент увеличили зарплаты швеям, 26 процентов увеличили производственные мощности.

Не оставили без внимания и ремесленников. Создана база данных 246 ремесленных производств, подписано 22 партнерских соглашения о сотрудничестве, 22 ремесленных предприятия получили консультации по инструментам маркетинга и дизайна, установлено более 200 контактов с потенциальными покупателями из США, Японии, Европы и России.

Одним из главных результатов деятельности программы МТЦ стал тот факт, что в разгар кризиса предприятия, участвующие в программе, благодаря полученным навыкам по маркетингу и рациональному ведению производства, не закрылись и не понесли колоссальных убытков. При общем спаде производства на 36 процентов, общий спад предприятий, участвовавших в программе составил лишь 10 процентов. Но эта цифра усредненная, потому что есть предприятия, которые повысили объемы производства и расширили свой бизнес.

Гульзат Жаналиева, руководитель швейной компании «AZiAR», в программе МТЦ второй год и отмечает разительные перемены собственного производства: «Раньше моя жизнь крутилась между рынком «Дордой» и швейным цехом. Моя бухгалтерия умещалась в замызганной тетрадке, а модели одежды были, мягко говоря, старомодными. После того, как я начала участвовать в программе МТЦ, я съездила на несколько международных выставок в Москве, Милане, Стамбуле. К нам на предприятие приходили ведущие дизайнеры из Сингапура. У меня за этот период словно сознание изменилось. Теперь бухгалтерию веду в программе Excel на компьютере, разработала собственный сайт, полностью изменила производство. Я изменилась внутренне, как будто выросла, и очень хочу продолжить обучаться и следить за всеми новинками и внедрять их у себя в производстве. Я очень благодарна программе, потому что надеюсь, что, несмотря на кризис, смогу воспользоваться новыми знаниями и технологиями и выстоять в сложные времена, а потом и начать наращивать производство».

Эксперты отмечают, что это законы рынка, в периоды кризиса выживает сильнейший. Но зато во время кризиса открываются новые возможности. А если учесть, что европейские брэнды постепенно уходят с российского рынка, и такая же участь ждет турецкие фирмы, то вполне вероятно эту нишу могут занять наши швейники и трикотажники. Главное в это время быть вооруженным знаниями и нужными контактами. А это и дает программа «Продвижение торговли в Кыргызской Республике», которую реализует Международный торговый центр.

Аида Тастанова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям