Неформальная экономика: ситуация в Кыргызстане

15:34, 19 Января 2022

Почти четверть экономики Кыргызстана по официальным данным является неформальной, это данные Национального статистического комитета за 2019 год: 23,5% к ВВП или 145 млрд сомов.

Хотя многие эксперты склоняются к тому, что уровень неформальной экономики может быть гораздо выше и доходить до 50 % к ВВП.

Эти предположения соотносятся с данными об уровне неформальной занятости: в 2018 году, в Кыргызстане, по данным Международной организации труда (МОТ), он составлял 52,5%, в такую занятость были вовлечены 54,2% мужчин и 49,7% женщин.  Суммарно занятые в этом секторе произвели всего 23,4% ВВП, что указывает на низкую эффективность труда работников неформальных предприятий или неформальных работников официальных предприятий.

Неформальная экономика – это не уникальное явление, оно присуще почти всем странам мира. По данным МОТ, чаще всего в мире неформальной занятостью охвачены мужчины.  Они могут выступать как неформальными работодателями, так и неформально нанятыми работниками.  Женщины наряду с мужчинами могут «вступать в такие отношения», если они являются самозанятыми или временными наемными работниками. Исключительно женщины в неформальном секторе представлены надомными промышленными работниками или же надомными производителями.

Наиболее уязвимыми по отношению к неформальной занятости являются молодые люди. И, согласно данным МОТ, в Кыргызстане вовлечению в неформальные трудовые отношения больше подвержены молодые люди до 25 лет.

МОТ определила, что неформальная экономика - это комплексное явление, и оно «относится ко всей экономической деятельности работников и экономических единиц, которые в силу законодательства или на практике вовсе не охватываются или охватываются не в полной мере формальными отношениями».

По каким признакам можно определить наличие неформальной экономики?

Для работника это означает трудоустройство без договора, зарплату в конвертах, низкие, зачастую небезопасные, условия труда, отсутствие каких-либо социальных гарантий.  Для государства это, прежде всего, -  недополучение налогов, социальное напряжение, невозможность осуществлять контроль за такими предприятиями, в том числе, связанный с обеспечением достойных условия труда.

Бизнес-ассоциация ЖИА провела соцопрос среди 65 предпринимателей и выяснила, что для работодателей вопрос заключения официального договора с работником является непростым решением, так как связан с необходимостью уплаты налогов.  Согласно данным, у трети опрошенных, сотрудники работают без заключения трудового договора, еще почти у трети – меньше половины таких работников, четверть бизнесменов заявили о том, что трудовые договоры заключены со всеми.

При этом почти все подчеркнули, что готовы к формальным отношениям с сотрудниками, если будет снижена ставка подоходного налога и страховых взносов.

Конечно, здесь перечислена лишь незначительная часть признаков, само явление куда глубже и масштабнее, и может быть связано как с коррупцией, так и злоупотреблениями, и, в целом, подходами государства к созданию благоприятных условий для бизнеса при наличии у него высокой ответственности, правовой грамотности работников.

Какие сферы экономики КР чаще всего охвачены неформальностью?

Национальный статистический комитет Кыргызстана приводит данные, по которым неформальная экономика наблюдается в следующих видах деятельности: оптовая и розничная торговля, строительство, транспортная деятельность и хранение грузов, обрабатывающая промышленность, гостиницы и рестораны. 

Вместе с тем у официальной статистики нет сведений о положении дел в сельском хозяйстве, где уровень неформальной деятельности может быть очень высоким.  Эксперты считают, что распространению неформальной экономики в сельской местности способствуют низкая правовая грамотность и неосведомлённость предпринимателей; слабая инфраструктура государственных услуг в регионах, а также низкие доходы населения.

В чем причины неформальной экономики?

МОТ выделила ряд причин, которые способствуют созданию и развитию неформальной экономики, вот некоторые из них:

1. Бедность и ограниченные возможности людей, живущих в бедности, найти дополнительные возможности найти работу, в том числе из-за низкого уровня образования и ограниченности востребованных на рынке профессиональных навыков; невозможность из-за низких доходов повысить квалификацию. 

2. Гендерные аспекты, все еще существующая на рынке труда стигматизация и сегрегация, касающаяся таких уязвимых групп, как инвалиды, люди с ВИЧ/СПИДом, этническое меньшинство.

3. Низкий уровень развития промышленного производства, невозможность предоставлять наиболее производительные рабочие места, что порождает создание низкокачественных рабочих мест в сфере услуг.

4. Изменение структуры производства – глобализация и открытие производств в странах с многочисленной, но низкооплачиваемой рабочей силой.

5. Экономические кризисы, приводящие к сокращению рабочих мест в формальном секторе.

Какой существует выход?

В 2015 году страны – члены МОТ приняли Рекомендацию 204 О переходе от неформальной к формальной экономике.

Этот документ не предусматривает ратификации, но он содержит ряд важнейших рекомендаций по переходу к формальной экономике, связанных со стратегической деятельностью государств, изменению и соблюдению законодательства, что позволит обеспечить условия для благоприятного развития бизнеса, защиту прав граждан в сфере труда, доступ к услугам, создать и поддерживать достойные условия труда.

При этом надо оговорится, что Рекомендация охватывает деятельность, которая оказалась «совсем или не в полной мере, охваченной официальными правовыми положениями».  Она никак не касается противозаконной деятельности: оказания услуг или производства, продажи, обладания или пользования товаров, запрещенными законом, включая производство и незаконный оборот наркотиков, незаконное производство оружия и торговлю им, торговлю людьми и отмывание денег.

В МОТ считают, что одним из важных шагов по выходу из неформальности является создание достойных условий труда и создание защищенных рабочих мест.

В Бизнес-ассоциации ЖИА, которая тесно взаимодействует в данных вопросах, как с правительством Кыргызстана, так и с МОТ, выход видят в создании такой среды для предпринимателей, которая позволила бы им идти по обозначенному пути.  Прежде всего, это – повышение правосознания и уменьшение правового нигилизма предпринимателей через обучение, разъяснение преимуществ формализации трудовых отношений, в изменении законов, пересмотре ставок налогов, что соответствует целям Рекомендации 204 МОТ.

Иллюстративное фото Вячеслава Оселедко

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям