Термин «неформальная экономика» появился в 1970-х годах, хотя само явление известно, и не определено, где-то с 17 века. Оно не характерно для какой-то одной страны, региона или континента, оно присутствует во всех странах мира, и было даже в СССР с его плановой экономикой. Многие исследователи указывают на то, что неформальная экономика появилась как ответ на государственное регулирование, которое имеет различные проявления, в том числе в негибкой налоговой системе. Этот вывод продолжает быть актуальным до сих пор, и в значительной степени он важен и для Кыргызстана.
|
Два международных института: Всемирный банк и Фонд им. Фридриха Эберта (ФРГ), а также Бизнес-ассоциация ЖИА независимо друг от друга провели и поддержали проведение анализа ситуации, связанной с неформальной экономикой в Кыргызстане. Их выводы практически идентичны: Существующая в Кыргызстане регуляторная среда и система налогообложения ограничивают рост предприятий и стимулирует неформальную деятельность.
|
Что говорится в Обзоре Всемирного банка? В посвященном Кыргызстану исследовании данного мирового финансового института «Создание рынков в КР. Раскрытие потенциала частного сектора для возвращения на траекторию успешного развития» (https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/e34c9e75-8977-49b8-a9ac-ea09f060f706/CPSD-Kyrgyz-Republic-RU.pdf?MOD=AJPERES&CVID=nCEApJp ) приводятся результаты Обследования предприятий, где указано, что неформальная деятельность является одним из основных препятствий для малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, это означает ограниченные возможности для развития, в том числе отсутствие доступа к кредитным средствам.
|
ГЛАВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
|
При этом в исследовании ВБ отмечается, что сами «предприниматели остаются в неформальном секторе, чтобы избежать необходимости соблюдения обременительных регуляторных правил и взаимодействия с налоговыми органами». Для исключения таких контактов, работающие в неформальном секторе бизнесмены, пользуются благоприятным налоговым режимом в рамках «патентной» системы, даже несмотря на объемы своей деятельности, которые занижаются. В обзоре Всемирного банка говорится, что в период с 2014 по 2017 год количество выданных патентов в КР выросло на 37%, а количество МСП, не подпадающих под патентный режим, увеличилось только на 18%. В связи с этим, в публикации делается вывод, что такое злоупотребление патентной системой «является основным фактором, обуславливающим существование в частном секторе Кыргызстана проблемы «недостающего среднего звена»», за счет которого и происходит развитие экономики.
|
Еще одной проблемой для Кыргызстана является «неэффективный и обременительный государственный контроль», который тоже стимулирует неформальную деятельность. Согласно информации от предприятий, приведенной в Обзоре, проверки чаще всего проводят Государственная налоговая служба, Социальный фонд, Агентство государственной противопожарной службы, а также Государственная санитарно-эпидемиологическая служба. К деловым операциям применяется более 800 различных административных процедур, соблюдение которых контролируется 25 государственными органами. В исследовании ВБ указывается, что, несмотря на все предпринятые ранее шаги, в КР до сих пор проверки ориентированы на наказание нарушителей законодательства и на сбор штрафов, а не на консультирование и повышение информированности о процедурах, необходимых для улучшения конечных результатов.
|
|
Анализ неформальной экономики в КР, проведенный при поддержке Фонда им. Ф. Эберта В Исследовании проблемы неформальной экономики, проведенном при поддержке фонда им. Ф. Эберта (http://library.fes.de/pdf-files/bueros/bischkek/18022.pdf ), также указывается на проблему неравномерности в сфере уплаты налогов. В стране уплачиваются налоги трёх типов: национальные и местные, а также существуют специальные налоговые режимы.
|
Национальные налоги и специальные налоговые режимы различаются по величине налогового бремени. Первые выше тех, что предусмотрены специальными налоговыми режимами. Последние введены с целью поддержать малые и микропредприятия с ежегодным оборотом не более 8 млн. сомов. Как объясняется в исследовании, это, в частности, патентный режим, упрощённая система налогообложения и режим налоговых контрактов, а также особые режимы для конкретных секторов – текстильной отрасли и IT-кластера. Для сравнения в публикации приводятся данные, согласно которым, эффективная ставка налогообложения при этих режимах составляет от 1 до 6% объёма оборота предприятия, в том время как национальное налоговое бремя достигает 20- 25% годового оборота. |
Исходя из этого, эксперты отмечают, что в Кыргызстане существуют два разных режима для формального сектора и для малых / микропредприятий. На что также указывал и Всемирный банк, отмечая это как основу для неформальности. Кроме того, разные налоговые режимы предусматривают различные системы социального налогообложения: при «упрощенке» он чаще всего более льготный, что порождает неравенство и содействует развитию неформального сектора. В связи с этим в Исследовании содержится вывод, что, работая в особых налоговых режимах, можно получить выгоду от сниженных налогов и платежей по социальному страхованию в сравнении с формальным сектором. Кроме того, разница в налогообложении позволяет малым хозяйствующим субъектам и группам квази-микропредприятий официально платить меньше налогов, нежели формальным хозяйствующим субъектам. Такой режим сильно искажает экономическую деятельность в стране и создаёт стимулы к неформальному поведению на рынке труда. |
|
При этом, в случае для Кыргызстана, эксперты склоняются ко второму варианту, так как первый вариант только будет усугублять существующую несправедливость и может привести к росту социальной напряженности. Вариант с узакониванием существующего положения дел является допустимым, но способы его реализации, основанные на методе «кнута и пряника», могут оказаться не совсем исполнимыми в КР из-за большого количества разнонаправленных мер и их контроля. В Исследовании отмечается, что искоренение неформальной экономики – одно из наиболее желательных направлений реформы с фокусом на изменения в системе налогообложения. Это приведёт к росту налоговых поступлений, более полному осуществлению законов и лучшему регулированию трудовых отношений – в том, что касается норм безопасности работников, выплат по болезни, защиты рабочей силы в случае её высвобождения. При этом авторы публикации указывают на необходимость разработки мер и проведения дискуссий, чтобы данная стратегия была принята. |
Позиция Бизнес-ассоциации ЖИА. Кыргызские бизнесмены, опираясь на собственные исследования, подготовили свои рекомендации, которые, в том числе основаны на опросах представителей бизнеса. |
|
Бизнесмены также предлагают провести реформу патентной системы и установить прогрессивные ставки, в зависимости от объемов деятельности. В ЖИА убеждены, что данная система, в том виде, в котором она есть, с фиксированными ставками налогов, независимо от суммы дохода, только порождает злоупотребления. Отдельно бизнесмены выделяют снижение коррупции и злоупотреблений со стороны государственных и надзорных органов, а также повышение доверия к судебной системе.
|
Кроме того, при переходе к формальности бизнесмены указывают на необходимость повышения правосознания и уменьшении правового нигилизма предпринимателей Кыргызстана через обучение, разъяснение преимуществ формализации трудовых отношений. Все эти меры для государств также отражены Рекомендации 204 Международной организации труда (МОТ) о переходе от неформальной к формальной экономике. Какими бы разными не были подходы у трех финансовых институтов к оценке неформальной экономике в Кыргызстане, все выводы сводятся к тому, что переход к формальности необходим, он нужен на основе предлагаемых рекомендаций, которые, в общем, сходятся к единому знаменателю: пересмотру подхода к налогообложению, соцстрахованию, пересмотру регулятивных функций государства. |