Минэкономики предлагает просто и наглядно информировать население о результатах проверок предприятий общепита.
В последние годы мы все чаще предпочитаем отмечать дни рождения или другие семейные события не дома, а в кафе или ресторане. Оказалось, это удобно – мы освобождаем хозяйку от многочисленных хлопот по заготовке продуктов, готовке и последующего мытья посуды. Да и по затратам всегда можно выбрать что–то по карману. Не только в столице, но и в других городах Кыргызстана растет число предприятий общественного питания самого разного уровня – от студенческих столовых, буфетов, бистро и небольших кафе до «крутых» ресторанов. |
Но у домашней кухни есть одно преимущество – мы знаем, из каких продуктов готовим угощения и в каких условиях. А вот как узнать, можно ли доверять предприятиям общепита? Насколько безопасно там – в смысле чистоты, санитарного состояния?
Большие надежды в стране возлагаются на развитие туризма, растет сегмент этнических, национальных ресторанов. Значит, повышаются и требования к их пищевой безопасности.
Известно, что все предприятия общепита обязательно проверяют соответствующие государственные службы. Но вот о результатах этих проверок посетителям ничего не известно.
Эту проблему предлагается решить, используя опыт передовых стран.
Дизайн, понятный всем
Министерство экономики предлагает информировать население о результатах проверок в простой и наглядной форме – с помощью стикеров (наклеек), которые будут вывешиваться на видных местах при входе в предприятия общепита.
«Мы выбрали привлекательный и понятный всем дизайн из символов Интернета. Смайлик означает, что проверка дала хорошие результаты. Символы «нейтрально» – требуются незначительные улучшения и «грустно» – над безопасностью предстоит поработать, требуются значительные улучшения. Подробнее о результатах проверок можно узнать на официальных сайтах госорганов», – объясняет Кубат Шатманалиев, заведующий сектором регулирования контрольно–надзорной деятельностью управления регулирования предпринимательской деятельностью Министерства экономики КР.
Стикеры будут выдаваться по результатам проверки. Сразу уточним: разработанная схема информирования касается только безопасности услуг общепита, но не качества продукции и обслуживания, поскольку эти требования не предусмотрены законодательством о проверках.
Главная цель инициативы Минэкономики заключается в том, чтобы помочь потребителям сделать осознанный выбор тех мест, где они будут питаться или покупать еду.
«Думаю, нововведение пойдет на пользу обеим сторонам – и клиентам, и предпринимателям. Посетители кафе и ресторанов, даже не заходя внутрь, по символу на двери смогут узнать, насколько безопасно для их здоровья посетить это заведение. Смайлик будет добрым символом. И, конечно, те, кто его получит, разместят его на видном месте и будут объяснять клиентам, что он значит. А для бизнеса, получившего невысокую оценку, это будет мощным стимулом как можно скорее исправить обнаруженные недостатки», – считает Мурат Арстанбеков, менеджер одного из ресторанов Бишкека.
Стимул – равняться на лучших
Понятно, что смайлик будет привлекать посетителей, а вот как быть с остальными символами? Вряд ли они обрадуют их обладателей.
«Стикер можно заменить в случае, если предприниматель обратится в контролирующий орган с заявлением о проведении внеплановой проверки или перепроверки», – объясняет Умут Сатыбалдиева, санитарный врач высшей категории Госсанэпидемнадзора Бишкека.
Представьте ситуацию: стоят рядом два кафе, и на дверях у них разные стикеры. Наверняка посетитель выберет то, что с высоким рейтингом. А у обладателя более низкого рейтинга не останется другого выхода, как равняться на лучших.
«Если он не добьется смайлика, означающего «требованиям соответствует», то потеряет потребителей, не выдержит конкуренции и в итоге будет вынужден уйти из бизнеса или сменить профиль. Конкуренция сейчас очень большая, и выживать будут самые добросовестные и исполнительные», – заключила Умут Кадыровна.
Разумеется, инспекторы объяснят причины, по которым выдали «грустный» символ, и посоветуют, как исправить положение. Но если в процессе проверки будут выявлены серьезные риски, если будут проигнорированы рекомендации проверяющих, то тогда уже придется применять более кардинальные меры, вплоть до закрытия предприятия общепита.
Еще одно преимущество нововведения – работа надзорных органов станет прозрачнее, ведь результаты проверок будут обнародованы. Это повысит ответственность должностных лиц, проводящих проверки, считают разработчики документа.
Конечно, чтобы система действовала, надо провести разъяснительную кампанию, чтобы потребители поняли суть рейтинговой информации, привыкли к ее доступности, и сами делали выводы, если предприятия общепита не будут демонстрировать стикеры.
Если посетитель не увидит стикера в кафе, баре или ресторане или засомневается в рейтинге, то нужные сведения он сможет найти на сайте Госсанэпидемнадзора (www.dgsen.kg), где информация о результатах проведенных проверок и присвоенных стикерах будет в открытом доступе. И если вдруг обнаружится, что предприниматель неверно информирует своих посетителей, то это сразу станет известно через социальные сети.
Таким образом, здесь оперативнее и мощнее сработает общественное мнение, чем административный ресурс.
Поэтапное внедрение
Всякий эксперимент требует апробирования. Поэтому предлагается поэтапное внедрение схемы.
«В течение года с момента вступления в силу постановления схема будет применяться в Бишкеке и Иссык–Кульской области, где чаще бывают иностранные туристы, им эта система знакома и привычна. Мы ожидаем, что смайлики помогут привлечь больше туристов. На втором этапе схема будет распространена на всю республику», – рассказал представитель Минэкономики.
Наверное, через определенное время стоит провести какой–то анализ, чтобы оценить эффективность нового подхода.
Примечательно, что выполнение проекта не потребует финансирования из государственного бюджета. Единственные затраты будут на изготовление стикеров. Данная работа была поддержана Проектом IFC по улучшению инвестиционного климата в Кыргызской Республике, финансируемым правительствами Великобритании и Швейцарии.
Международный опыт
Предлагаемая система успешно применяется во многих странах: Великобритании, США, Голландии, Дании, Литве.
В США применяют буквенную систему классов от A до F, используемую инспекционными органами, специализирующимися на проверке мест общественного питания.
В Литве используют стикеры с оценкой от 0 до 5. Рейтинг включает следующие показатели: гигиеническое обращение с продуктами питания, включая приготовление пищи, повторное нагревание и хранение; чистота и состояние объектов и зданий (включая надлежащую планировку, вентиляцию, средства для мойки рук и борьбы с вредителями); система, гарантирующая, что проданная или подаваемая еда безопасна для употребления.
«В Великобритании я видел стикеры на витринах и дверях кафе и ресторанов, – рассказал Кубат Шатманалиев. – Там участие местных компаний в квалификационной оценке пищевой гигиены сделали обязательным. Агентство по пищевым стандартам Великобритании (FSA) присваивает рейтинг от 0 до 5 компаниям, продающим продукты или предоставляющим услуги питания населению. Эта информация находится в сети в открытом доступе. Причем особое внимание уделяют компаниям, которые не смогли получить высокие оценки».
Недавно FSA опубликовало доклад своего главного научного советника профессора Гая Поппи, в котором он рассматривает влияние оценки гигиены питания (FHRS) на безопасность пищевых продуктов.
«Схема оценки гигиены питания принесла ощутимые выгоды для потребителей по всей стране, дав возможность людям выбирать места с более высокими рейтингами. Это в свою очередь подтолкнуло рестораны и другие предприятия пищевой промышленности к повышению стандартов гигиены, чтобы привлечь больше клиентов», – сообщил эксперт.
Введение оценки гигиены пищевых продуктов в Великобритании началось в 2010 году с нескольких регионов, постепенно добавлялись новые. Сейчас существует более 430 000 оценок гигиены питания, из них 67% достигли наивысшего рейтинга «5 – очень хорошо», а 95% оценены «3 – в целом удовлетворительные» или выше. Обязательная индикация привела к устойчивому соблюдению безопасности пищевых продуктов со стороны предприятий, сообщается в докладе.