До вступления в действие законов об обязательном страховании жилья и ответственности владельцев авто в Кыргызстане осталось совсем немного времени. Нововведения появятся в нашей жизни с 1 и 7 февраля соответственно, а сомнений в их эффективности не убавилось, скорее, наоборот.
Рисовали на бумаге, да забыли про овраги
Введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) было встречено общественностью весьма недоброжелательно. Вроде бы, если владелец автомобиля страхует интересы, связанные с риском ДТП, это хорошо. Страховой полис защищает автовладельца. Если в ДТП виноват автовладелец, за нанесенный им ущерб другому участнику происшествия вместо него рассчитается страховая компания, у которой он купил полис (свое авто виновник, разумеется, будет восстанавливать за свой счет). В случае если водитель не виноват, то его издержки на ремонт покроет страховщик виновника ДТП. Но практика показывает, что ни в одной стране мира система ОСАГО не работает идеально.
Видимо, поэтому опыт соседних стран оптимизма многим не внушает. Просторы интернета и СМИ полным-полны душераздирающими рассказами о конфликтах со страховщиками, невыплатах, занижении сумм, продолжительных судах и прочей изнанке всеобщего страхования. Основные опасения автолюбителей – деньги за страховку платить заставят, а получить свою страховку в случае чего будет архисложно. Особенно на фоне того, что реализацией ОСАГО займутся частные страховые компании.
Чиновники, лоббировавшие закон, в свою очередь смотрят на эту меру как на способ заставить автолюбителей нести финансовую ответственность за свои автомобили и стиль вождения.
«Ежегодно в республике увеличивается количество автотранспортных средств, приобретенных на вторичном рынке сроком использования более 10 лет. Культура вождения остается низкой, дороги далеки от совершенства, увеличивается и количество ДТП. Так, по последним данным ДПС МВД, количество ДТП составило более 7 тысяч за год, количество погибших при этом составляет более тысячи человек в год и раненых остается более 10 тысяч. Как на войне», - сказал на пресс-конференции председатель Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при правительстве КР Санжар Муканбетов.
Закон также необходим в рамках вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Одним из условий при пересечении границ стран союза будет являться наличие страховых полисов ОСАГО.
В Госслужбе регулирования и надзора за финансовым поясняют: «Кроме прочего, наличие ОСАГО будет косвенно влиять и на качество дорог. Если причиной ДТП будет указано плохое состояние дорожного полотна, то страховщики, выплатив страховое возмещение, будут предъявлять исковые требования к органам, ответственным за качество дорог в определенной местности. И их придется исправлять волей-неволей».
Полцарства за коня
Каковы условия такого страхования? Наличие полиса ОСАГО является обязательным документом, при его отсутствии водителя ждет штраф, размер которого пока не утвержден. Оригинал полиса придется держать вместе с пакетом документов на автомобиль, в который входят еще техпаспорт, водительское удостоверение, доверенность, талон об уплате налога на транспортное средство. Заключить страховой договор нужно до 21 марта, но эта дата может быть сдвинута, ибо далеко не все организационные вопросы решены на сегодняшний день.
Страховать придется любой автомобиль. Но ОСАГО не надо путать с обычным страхованием автомобиля, тем же КАСКО. Если ответственность владельца авто страхуется в обязательном порядке, то страхование самой машины, как имущества – дело добровольное. Какие страховые компании займутся ОСАГО, тоже пока окончательно не ясно. Самая большая проблема – не все они имеют филиалы в регионах. Да-да, вы все правильно поняли, до начала кампании две недели, а кто будет заниматься страхованием, еще не ясно. В ДПС утешают кыргызстанцев: «Пока все формальные вопросы не будут утрясены, штрафовать никого не будут, не переживайте. Это будет обеспечено».
Сколько автовладелец заплатит за страховку, зависит от его водительского стажа и вида его автотранспортного средства. Чем дольше водит, тем дешевле обойдется страховка. С развитием ОСАГО стоимость страховки будет зависеть от степени безаварийности водителя. Если он в течение года был виновен в ДТП, а то и нескольких, то при возобновлении полиса цена для него возрастает от 1,4 раза до 2,45 раз. При аккуратном вождении стоимость полиса может быть уменьшена на 45% в течение нескольких лет. Будем надеяться, что это дисциплинирует водителей. Знающие люди говорят, что страховка составит около 2-3 тысяч сомов в год.
На малолитражки и сельхозтехнику обещают значительные скидки. Для граждан, имеющих несколько автотранспортных средств, скидки не предусмотрены.
Договор со страховщиками можно будет заключать на 5 дней, 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год, по выбору автовладельца. Иностранцам тоже придется покупать полис ОСАГО. При выезде за пределы Кыргызстана даже внутри ЕАЭС надо будет приобретать полис у компаний в соседних странах. Одним словом, мороки более чем достаточно.
А какую сумму получит владелец авто, если наступит страховой случай? В Госслужбе регулирования и надзора за финансовым рынком поясняют: «Автовладелец, пострадавший в ДТП по вине другого автовладельца, может рассчитывать на 200 тысяч сомов за вред здоровью и на 150 тысяч сомов за вред имуществу. В случае смерти водителя или пассажиров страховая компания виновника ДТП выплачивает по 200 тысяч сомов на каждого погибшего. Максимальный лимит ответственности страховой компании по одному ДТП составляет 550 тысяч сомов. Реальная выплата производится исходя из фактического вреда, но не более этого лимита.
Если виновник скрылся с места ДТП и не был установлен, то выплаты пострадавшему будут производиться из средств Фонда гарантийных выплат. Туда будет направляться 1 процент или более средств от страховых взносов. Решение о выплате принимается общественным объединением страховщиков после представления заинтересованными лицами всех необходимых документов для осуществления гарантийной выплаты».
Собственно говоря, приживется ли ОСАГО в Кыргызстане и облегчит ли жизнь водителей, либо наоборот, усложнит, теперь покажет только практика. Обсуждения этой нормы уже закончены, она будет внедрена однозначно.
Дом, который не строил Джек
Еще больше нареканий вызвал вступающий с 1 февраля в силу Закон «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий». Согласно документу, все владельцы жилой недвижимости будут вынуждены застраховать жилище.
Почему введена эта норма? Потому что у государства недостаточно средств, чтобы регулярно восстанавливать дома, пострадавшие от землетрясений, пожаров, оползней и прочих катаклизмов. А помогать людям как-то надо. Грубо говоря, придется это делать всем миром, в то же время заботясь и о собственной имущественной безопасности. Это – международная норма, она показывает себя в мировой практике гораздо эффективней, чем ОСАГО. Может быть, потому, что пожары и стихийные бедствия происходят все-таки реже, чем ДТП.
Сбором средств и выплатой страховок займется недавно созданная Государственная страховая компания. Она откроет представительства во всех регионах и районах, процесс уже идет полным ходом. И с 1 февраля начнется страхование собственников жилья. На оформление полиса дается четыре месяца. Чтобы оформить полис, нужны документы, устанавливающие право собственности на жилье, и паспорт владельца. Людям, лишенным возможности самостоятельно передвигаться, придется оформить нотариально доверенность на получение полиса. Эксперты опасаются, что этот момент станет почвой для мошенничества с жильем пожилых и беспомощных людей. Поэтому в ГСК обещают уделить особое внимание полисам, оформляемым по доверенности.
Отсутствие страховки повлечет за собой штраф, его размер еще не определен, как и в случае с ОСАГО. Кроме того, без страховки жилье нельзя будет продать, подарить или завещать.
Сколько гражданам будет стоить страховой полис? Сельчане будут платить 600 сомов в год, а горожане – 1200 сомов. Страховой полис оформляется именно на этот срок. По истечении года страховка оформляется заново.
Если страховой случай все-таки наступил, максимальная сумма возмещения в сельской местности составит 500 тысяч сомов, а в городах 1 миллион сомов. Это – максимальная сумма, а минимальная (если пострадавшие дом или квартира нуждаются в ремонте, но все же пригодны для жилья) зависит от того, какая часть строения повреждена и начинается от 30 тысяч сомов.
Страховщики оценивают ущерб в течение недели, и если страхователь не возражает по части суммы, то в течение 30 дней ему перечисляются средства. Сумму страхового возмещения можно обжаловать в судебном порядке, если, по мнению владельца жилья, ГСК занижает сумму. Но тогда выплату придется ждать до окончания всей судебной тяжбы.
Некоторые уже прозвали страхование жилья «скрытым налогом», однако нельзя назвать эту норму деструктивной именно потому, что она дает шанс каждому кыргызстанцу защитить свое основное имущество – жилую недвижимость. А страхование офисных и производственных помещений как прежде не является обязательным.
Подготовила Айгуль Токобаева