За свою 27 летнюю карьеру в журналистике, лет 25 я пишу о развитии туризма в Кыргызстане. Каких только попыток развить эту отрасль не предпринимали многочисленные наши правительства: от написания стратегических концепций на десятилетия вперед до посещения всех существующих туристических ярмарок, от постановок целых театрализованных представлений с участием заслуженных перезаслуженных артистов до шоу Санта Клаусов, с приглашением их со всех уголков мира. Безусловно, вклад каждого премьер-министра, министра и даже журналиста, старающегося привлечь в Кыргызстан гостя из дальнего и ближнего зарубежья, значим. Но, положа руку на сердце, давайте признаемся себе, что потока туристов из цивилизованных стран к нам не будет до тех пор, пока у нас не будет построено приличных туалетов.
Ярмарка в стиле кочевья
13 мая в Чолпон-ате, в центре Рух Ородо открылась очередная Международная туристическая выставка-ярмарка ITF-2022, ознаменовавшая собой открытие летнего сезона на Иссык-куле.
Всё было как и в предыдущие годы – юрты, ширдаки, боорсоки. Турфирмы и туроператоры представляли свои услуги, производители продовольствия предлагали отведать свои экологически чистые продукты, ремесленники продавали сувениры, артисты пели. Всюду царило веселье и праздничная кутерьма. Событие безусловно важное, но проходило несколько в устаревшем формате. Огромным плюсом был бесплатный вай-фай от компании Элкат. Но на этом всё, в смысле от 21 века. Всё остальное осталось в прошлом веке. И это грустно.
Азамат Жаманкулов, министр культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана, на правах организатора туристической выставки, объяснил журналистам, что сегодня задача “достичь того уровня, который был у нас до пандемии”.
“В то время до 5% ВВП составлял сектор туризма. Сегодня эта цифра опустились до 3,2% . Нам необходимо достичь прошлых показателей и выше, - ставит задачу министр Жаманкулов. - Сегодня границы открыты. Мы хорошо подготовились к туристическому сезону. Правительство готово помочь во всех аспектах туристическому бизнесу для продвижения и роста. Для этого создан фонд развития туризма, в который выделен 1 млрд сомов. Сегодня фонд занимается инфраструктурным обновлением и привлечением инвестиций. Туристические объекты тщательно готовились, как и все госструктуры, по очистке инфраструктуры, по продвижению нашего туристического бренда за рубежом”.
По словам министра, наплыв туристов ожидают хороший. До 1 миллиона туристов готов принять Иссык-Куль в этом году, ещё столько же другие области Кыргызстана. А показать нам есть что. Одна мысль меня волнует - сколько власти потратят из этого 1 миллиарда сомов, выделенных в Фонд развития туризма, на строительство туалетов? Потому что о проблеме качественных уборных говорим не только мы, местные журналисты, но и известные путешественники-блогеры.
На фото: Павел Глобус
Павел Глобус: “Иностранному туристу многое непонятно!”
Кыргызстанцы знают Павла Глобуса по его странице в Инстаграм, на которой он популяризирует флаг Кыргызстана. Сам он представляется, как москвич, навеки влюбленный в Кыргызстан.
“В Кыргызстане я в пятнадцатый раз. Люблю эту страну, поэтому и путешествую с флагом Кыргызстана. Сейчас у меня уже 31 страна с флагом Кыргызстана и 87 стран в моем личном зачете”, - представляется Павел.
Путешественник Павел Глобус считает, что у Кыргызстана совершенно нераскрытый туристический потенциал. Предлагаем ознакомиться с его мыслями о развитии туризма в Кыргызстане, которыми трэвел-блогер поделился с нами.
- Надо правильно презентовать свою страну, и не на уровне рекламы за рубежом, а хотя бы просто открыть туалеты на границе. Такого не должно быть, когда вы переезжаете пограничный пункт в Кордае, а вам кыргызы говорят: “Туалет закрыт, потому что вы туристы гадите, а нам убирать за вами. Идите в туалет к казахам или в поле!” А в поле стоит милиционер и штрафует. Так туризм не делается!
Поэтому главное - развивать сервис. Не относится так – нам нравится и всё хорошо. Чтобы развивать сервис на мировом уровне, надо сначала съездить и посмотреть этот мировой уровень. Выдумывать ничего не надо, надо просто посмотреть.
Но начинать надо с культуры людей, а не с отелей или ресторанов. Потому что когда приезжают основные туристы, на которых ориентируются, из Европы, и когда у них начинают чуть ли не выхватывать сумки и кричать в ухо: “Такси! Такси! Такси!” и чуть ли не драться с конкурентами, это не сервис! Надо понимать, что туристы хотят немного спокойствия, а не смотреть, как дерутся между собой кыргызские таксисты.
Со мной был такой случай в 2016 году, когда в первый раз приехал в автовокзал в Бишкеке, чтобы поехать в Чолпон-Ату. Я просто бросил сумки и закрылся от назойливых таксистов и заорал матом, чтобы меня оставили в покое. Потому что от их шума и толкотни я ничего не понимал: куда ехать, куда садиться. Я впервые был в Кыргызстане, и меня это ужасно взбесило, и не хотелось дальше путешествовать.
Поэтому нужно создать транспортную систему между регионами. 21 век, а у вас до сих пор нет в Интернете четкого расписания автовокзала, понятного, чтобы знать куда и когда идут автобусы, какого они качества, какая цена. Нет сообщения автобусного между Бишкеком, Ошем и Джалал-Абадом. Всюду какие-то маршрутки, таксисты. Но иностранному туристу это вообще не понятно.
На фото: Сергей Глуховеров в центре.
Сергей Глуховеров: “Кыргызстан – это теперь ещё и вкусно!”
Туристическая ярмарка оказалась местом, куда стеклись все значимые личности и компании в сфере туризма нашей страны. К примеру, Сергей Глуховеров, директор туристической компании Travel Experts, знает все нюансы туризма Кыргызстана.
- Какие надежды на этот туристический сезон? Будет ли прорыв в этом году? – интересуюсь.
- Пока боимся загадывать. То один вирус, то другой вирус, то ещё что-то происходит. Но туроператоры Кыргызстана радуют, они не сидят сложа руки и начали придумывать что-то новое, каждый внедряет элементы экотуризма, проводят много тренингов, обучающих семинаров для гидов, для гостевых домов. Сами отельеры активно занимаются самообразованием, как сделать сервис лучше, экологичнее. Появляются новые шоу, и это не только конные игры и фольклор, теперь туристы могут научиться вышивать бельдемчи, поучаствовать в курут-шоу, смастерить себе сувениры.
И теперь мы, туроператоры, говорим, что Кыргызстан - это не только красивые горы, но и интересный и познавательный мир кочевья. Плюс последние полтора года стала развиваться гастрономическая тема в Кыргызстане. Раньше мы просто рекомендовали туристам кафе и они там заказывали на месте. А сейчас можно заказывать целые обеды в семьях, у представителей разных национальностей, с презентацией фольклорных шоу, песнями, национальными костюмами. Появились рестораны, которые готовят блюда по древним рецептам. Даже мы, местные туроператры, иной раз поражаемся, откуда эти новые рецепты? Поэтому Кыргызстан, теперь ещё и вкусно! Надеемся, что сможем удовлетворить запросы самого опытного путешественника.
- Человеку, который впервые приезжает в Кыргызстан, какие три места вы порекомендуете к посещению?
- Очень сложный вопрос, потому что в Кыргызстане всё красиво. И красота меняется очень быстро. Есть страны, где ты едешь два-три дня к красивому месту, а у нас красота кругом. Сначала наслаждаешься красотой Иссык-куля, потом поднимаешься на перевал Тосор, там лежит снег, потом спускаешься к Кичи-Нарын, купаешься в речке, и это в течение нескольких частов: смена высот, видов, лесов, пустынь, кочевий - это просто взрывает мозг туристам. Поэтому у нас туристы катаются с Бишкека в Каракол, с Каракола на Сон-куль, потом обратно в Бишкек. Уже можно на 3-4 дня увидеть и большие озера и маленькие, и кочевья, и горы. Если ехать на южную дорогу, то и там туризм начал бурно развиваться, это и Сары-Челек, обалденное озеро и природный парк, и бурные реки в Чычкане, и сам Ош с колоритными шоу. Сейчас мы уже туристам предлагаем два –три варианта на выбор, и клиент сам выбирает то, что ему интереснее. У Кыргызстана есть огромный выбор мест для путешествий, и мы стараемся донести до большого мира, что мы есть, тут классно, безопасно, вкусно и очень колоритно, - заключает Сергей Глуховеров.
О дайте, дайте нам свободу!
На самом деле слишком пристальное внимание властей - не лучший помощник развития той или иной сферы. Сегодня туроператорам нужна свобода действий и обеспечение безопасности. Важно незарегулировать сферу какими-то новыми нормативно-правовыми документами, особенно в период начала летнего сезона, а просто отпустить компании и фирмы в свободное плавание и свободную конкуренцию. А четкий контроль нужен в сфере безопасности, чтобы каждый турист как внутренний, так и зарубежный, мог спокойно себя чувствовать в нашей стране. Чтобы не появлялось лишних контрольно-пропускных пунктов на пляжах с вымогательством денег.
В идеале необходимо провести информационно-образовательную кампанию по всем СМИ для всех кыргызстанцев о том, кто такие туристы и почему необходимо с ними вести себя культурно, как и чем помочь, как поддержать. Каждый инцидент, каждый конфликт ложится темным пятном на имидж всей страны, всего народа и всей отрасли туризма. Поэтому, если хотим сформировать привлекательный образ Кыргызстана, каждый должен начать с себя!
Лейла Саралаева
Фото автора