В рамках проекта Группы Всемирного банка-Международной финансовой корпорации (IFC) по укреплению финансовой инфраструктуры в Кыргызской Республике (ACAFI) было проведено исследование по выявлению текущего уровня финансовой грамотности населения страны. В целом, результаты исследования показали, что нет предела совершенству и необходимо способствовать дальнейшему улучшению финансовых знаний, навыков и поведения населения путем повышения осведомленности по вопросам финансовой грамотности, используя эффективные каналы маркетинговых коммуникаций. В данной статье мы поговорим о методологии опроса, а также об основных тенденциях и факторах, влияющих на умение сберегать и приумножать.
Рисунок 1. Распределение респондентов по регионам Кыргызской Республики, N=1010 |
В городской местности было опрошено 36% респондентов, в сельской местности - 64%.
Из общего числа респондентов 39% указали на средний семейный достаток. Это
означает, что данный сегмент населения имеет возможность покупать продукты
питания, одежду и бытовую технику.
У 43% опрошенных семейный достаток на уровне выше среднего. Иными словами, такой сегмент населения имеет денежные средства на приобретение автомобиля или недвижимости. Около 17% оценили семейный достаток ниже среднего, то есть они имеют затруднения в приобретении даже продуктов питания и одежды.
Как показали результаты опроса, подробный учет доходов и расходов семьи ведут 22% респондентов, в то время как частичный учет ведут всего 10%. Более половины респондентов отметили, что не ведут подробного учета семейных доходов и расходов. Это говорит о том, что семьи не всегда придают внимание финансовому планированию и анализу собственных денежных потоков, что может вызвать определенные трудности в случае, если срочно понадобятся деньги, например, на починку бытовой техники,автомобиля или лечение родственников.
Изучая социально-демографические показатели, была выявлена следующая закономерность: с ростом возраста и уровня семейного достатка, домохозяйства чаще ведут учет расходов и доходов. Также прослеживалась взаимосвязь ведения учёта с семейным статусом респондентов: состоящие в браке чаще склонны вести учёт денежных доходов и расходов. Вероятно, это могло быть вызвано тем, что семейные люди имеют больше обязательств по обеспечению семьи и ведению хозяйства, что подталкивает их к ведению учёта своих расходов и доходов.
Несмотря на то, что более половины населения не всегда склонно к ведению учета доходов и расходов, 85% респондентов все же уверены в грамотном управлении своими денежными средствами. При этом, существует следующая взаимосвязь с уровнем семейного достатка: чем выше уровень семейного достатка, тем выше уверенность в знаниях об управлении денежными средствами. Вероятно, это связано с тем, что семьи с высоким достатком чаще грамотно оперируют денежными средствами, что придаёт им уверенность в способности управлять ими.
Однако, на вопрос о том, как часто у семьи остаются неизрасходованные денежные средства в конце месяца, 31% ответили – «никогда не остаются». Каждый шестой респондент ответил, что в их семье на конец месяца сохраняются остатки денежных средств.
В тех семьях, у которых остаются неизрасходованные денежные средства на конец месяца, 40% формируют сбережения дома, 11% инвестируют в собственный бизнес и только 5% респондентов вкладывают в финансовые организации (рисунок 2). Столь незначительное число респондентов, вкладывающих сбережения в банк, возможно обусловлено ограниченным понимаем грамотного пользования финансовыми продуктами и услугами.
Рисунок 2. Использование неизрасходованных денежных средств на конец месяца, n=688 |
Конечно же, население задумывается о том, как можно избежать финансовых проблем в случае их возникновения. Основным методом преодоления финансовых трудностей является поиск и устройство на сверхурочную работу – 29%. Следующими по популярности методами являются обращение за финансовой поддержкой к родственникам и друзьям, а также сокращение расходов – 17%. Из числа опрошенных лишь 11% респондентов ответили, что не сталкивались с подобными ситуациями.
На вопрос: «Как часто за последний год вы брали взаймы, потому что остались без денег?» 57% респондентов брали в долг с разной частотой, при этом 39% одалживают денежные средства от одного до трех раз в год, что может быть связано с необходимостью брать взаймы в особых случаях.
Тенденция к сбережениям