Фото Вячеслава Оселедко
По предварительным данным департамента туризма нашей страны, всего 20% из всех туристов посещают Кыргызстан зимой. Такой слабенький поток гостей в зимнее время обусловлен тем, что в стране еще не развита необходимая инфраструктура для привлечения и приема любителей зимних развлечений.
Кроме этого, многие услуги, а также гостиницы в туристических местах приспособлены лишь для летнего отдыха. В подтверждение этому можно отметить, что большинство пансионатов Иссык-Куля работают больше в летнее время и лишь малая часть способна принимать гостей круглый год. Несмотря на это, эксперты и специалисты отмечают огромный потенциал Кыргызстана по части зимнего туризма. Недавно, кстати, Кыргызская Республика первой среди стран Центральной Азии получила статус полного членства Международной федерации ассоциаций горных гидов (IFMGA). Ассоциация горных гидов Кыргызстана, при поддержке Проекта «Инициатива USAID по развитию бизнеса», 9 лет упорно работала, чтобы достичь такого результата.
При наших природных условиях не развить инфраструктуру – огромное упущение. Это – плюсы. А вот говоря об основных минусах, специалисты указывают на отсутствие не только инфраструктуры, но и современного уровня сервиса, а также слабую рекламу и невнятное позиционирование нашей страны в мире. При условии решения этих проблем эксперты уверены, что поток туристов из ближнего и дальнего зарубежья увеличится в разы. Они даже убеждены, что Кыргызстан в силу приемлемых цен и прекрасной природы может стать приоритетным туристическим центром для жителей СНГ. О том, как обстоят дела в сфере зимнего туризма и как его развивать, ИАЦ «Кабар» спросил у компетентных людей из сферы туризма.
Бегимай Чыныбай кызы, директор отеля «Акун Иссык-Куль»:
- Для развития инфраструктуры необходимы инвестиции. А для них – работа законов и сохранность бизнеса. Любой инвестор, во-первых, будет заботиться о безопасности как своей личной, так и своих инвестиций. Далее встают вопросы окупаемости бизнеса и его выгоды. Если два этих направления будут соблюдены, то в принципе бизнес может подтянуться к развитию зимнего туризма. Здесь роль правительства очень важна. Зачастую правительство само должно быть инициатором и мотивирующим органом для бизнеса, создавая необходимые предпосылки в виде приемлемых условий при предоставлении земельных участков, доступных кредитов, уменьшения проверок, хорошей презентации и рекламы на международном уровне, организации интересных проектов, (таких, например, как Всемирные игр кочевников) и так далее. Также необходимо обеспечить туристам максимальную безопасность. Любой турист приезжает со своими запросами, и ему надо дать то, чего ему хочется. Благо, в нашей стране можно развивать ряд туристических проектов, от исследования первозданной природы, экотуризма до экстремальных видов спорта. При этом все направления туризма должны развиваться равномерно.
Президент федерации лыжного спорта КР Игорь Борисов:
Зимний туризм по сравнению с прошлыми годами начал развиваться. В этом плане хорошо себя зарекомендовал именно лыжный спорт и наши горнолыжные базы. Активно стало интересоваться лыжным спортом и наше местное население. Но пока тяжело сказать, что зимние виды спорта и сам по себе зимний туризм развиваются должным образом. Как известно, основной составляющей зимнего туризма являются зимние виды спорта. В зависимости от того, какое развитие получат они, настолько и будет развиваться отрасль. На сегодня по части лыжного спорта, честно говоря, нашей сборной бывает даже негде тренироваться. Все существующие горнолыжные базы, которые более или менее отвечают требованиям, находятся в частном владении. Не всегда владельцы готовы предоставить лыжные трассы. А существующая база «ЗИЛ» немного не добирает и предназначена не для всех видов лыжного спорта. В связи с этим страна нуждается в хороших лыжных трассах. Если правительство само не может построить, то нужно хотя бы создать условия для инвесторов. Снизить и упростить требования. К примеру, при постройке лыжной дороги не разрешают рубить деревья. Но если трасса идет по такому пути, что нужно срубить несколько деревьев, то, наверное, все-таки, лучше разрешить.
Также для популяризации зимнего туризма однозначно необходимо проводить международные соревнования по лыжным видам спорта. Любое соревнование будет приводить спортсменов из разных стран мира, а это уже готовая реклама. Спортсмены будут делиться впечатлениями. Этой зимой мы планируем провести открытые международные соревнования на горнолыжной базе в Орловке. Данная база прошла международную сертификацию и уже может проводить соревнования, а база в Караколе пока не очень соглашается на проведение международных соревнований. Конечно, развитие зимнего туризма в стране требует немалых затрат, поскольку это долгосрочный проект. Но зато оно окупится, вырастет престиж страны, появятся новые рабочие места, пополнится бюджет.
Алена Штраус, руководитель отдела mice&marketing компании «Ak-Sai Travel»:
- Интерес к Кыргызстану со стороны туристов большой, и их количество увеличивается из года в год. Касательно зимнего туризма, то спрос на него тоже есть. По части рекламы, мы тесно сотрудничаем с департаментом туризма Министерства культуры КР. Следует отметить, что в этом плане департамент проводит большую работу. В основном туристы интересуются горнолыжной базой в Караколе и катанием Heli ski, это когда лыжник совершает прыжок с вертолета на склон и далее спускается по нему вниз. Этот вид популярен в основном у иностранцев, они отдают ему предпочтение, поскольку катаются в первозданной дикой природе. Среди стран СНГ в основном туристы приезжают из России и Казахстана.
Азамат Жаманкулов, директор департамента туризма при Министерстве культуры, информации и туризма КР
- За первое полугодие текущего года Кыргызстан посетило 1,9 млн. туристов. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года. Между тем из анализа за прошлые годы видно, что основной поток туристов, приезжающих в Кыргызстан наблюдается в летнее время. В связи с этим со стороны правительства выработан целый комплекс плановых мероприятий по развитию зимнего туризма. Нам дано соответствующее поручение для реализации поставленных задач. В данное время работаем со всеми существующими горнолыжными базами страны. Ведем мониторинг, состояние их готовности. Всего по стране зарегистрировано 23 базы, работают из них 15. Кроме того, в рамках плана по популяризации зимнего туризма мы вырабатываем различные проекты, вплоть до проведения международных фестивалей. По части рекламы могу сказать, что и здесь мы ведем большую работу. Участвуем во всех презентациях и форумах, организуемых всемирной туристической организацией. Следует сказать, что наши специалисты усиленно работают через социальные сети, тесно сотрудничают со всеми нашими партнерами, туристическими агентствам. В целом мы делаем все от нас зависящее и по мере возможности.
Как было отмечено выше, у Кыргызстана действительно большой потенциал в этой сфере. На фоне быстроразвивающихся стран, в которых большое предпочтение отдается именно развитию туризма, Кыргызстану также необходимо более динамично развивать данное направление. Для сравнения, горнолыжная база «Роза-Хутор», расположенная в Сочи, по данным российских СМИ, приняла около 800 тыс. туристов в зимний сезон 2016-17 года. Более впечатляющие показатели у курорта «Шерегеш» в Кемеровской области, который за сезон обслуживает более 1 млн. туристов. В связи с этим Кыргызстану также необходимо всерьез задуматься о своем горнолыжном потенциале.
По материалам ИАЦ «Кабар»