Воскресенье. Раннее утро. Фотограф Алимжан Жоробаев уже дожидался меня в мастерской. Выход фотоальбома послужил поводом для нашей встречи и беседы. На самом же деле мне давно хотелось встретиться с мастером…
Около 200 снимков за 30 лет работы вошли в сборник «Жесть и немного глянца». Фотоальбом был оценен по достоинству. Вот что пишет в предисловии к изданию кинематографист Эмиль Джумабаев: «Как восточный человек, Алимжан особенно остро чувствует уход и исчезновение осмысленности, соразмерности, порядка, гармонии в окружающей нас действительности».
Как фотограф, Алимжан Жоробаев на хорошем счету у искусствоведа Гамала Боконбаева. По его мнению, работы Жоробаева выделяются из общей массы особым «жестяным» ароматом, который появляется со временем у талантливых и трудоспособных фотографов. На мой взгляд, не последнюю роль в творчестве Жоробаева играет самокритика. К примеру, он без сожаления может удалить фотографии, если сочтет их неглубокими, сделанными наспех.
- Алимжан, расскажите нашим читателям, что привело вас в фотографию. Где учились, какое основное направление в работе?
- Мне всегда нравилось фотографировать, очень приятно было доставлять улыбки и радость другим. Это где-то 7-ой или 8-ой класс. С детства я держу в руках фотоаппарат, и звук затвора ласкает слух всю мою сознательную жизнь. У меня не было учителей. Я – самоучка. Мой отец был художником. Он не хотел, чтобы я стал фотографом. Требовал, чтобы я определился с профессией. Я поступил в училище, где получил специальность электромонтажника. Имея красный диплом об окончании училища, я собирался дальше учиться в Политехническом институте. Передумал, когда увидел, как принимают по блату. На заводе я тоже не стал работать. Однажды я попал на киностудию «Кыргызфильм». Особенная среда, особенные люди, талантливые и одетые по последней моде: в джинсах. Помню, как мне шли на встречу мужчины бородатые и важные с сигаретой в зубах. Все это было так непривычно. Мне захотелось там остаться. Я стал просить директора, чтобы дал мне любую работу. За 15 лет работы фотохудожником в кино я прошел настоящую школу. Я работаю во всех жанрах, мне интересно пробовать и открывать новое. Фотоаппарат – это мои глаза.
- Вы часто выполняли заказы для глянцевых журналов. Стоит ли идти в фотографию в надежде на «легкие» деньги?
- Делайте упор на творческую составляющую фотографии. Фотография – это не так просто, как кажется на первый взгляд. На кнопку и обезьяна нажимать может (улыбается). Надо развиваться, учиться и самосовершенствоваться. Другой вопрос, что сейчас появилось множество так называемых студий, где за короткий срок обещают научить всем премудростям фотоискусства. Ну как так можно?.. Сейчас у молодых столько амбиций, купят фотоаппарат и называют себя фотографами.
- В каком жанре фотографии Вы работаете?
- Сейчас мне интересна документальная фотография. Когда я уволился из киностудии, чтобы как-то прожить я начал заниматься бытовой фотографией. Ходил по садикам и школам. Я даже пошел в свою родную школу. Мне было стыдно, но я собирал заказы, чтобы выжить. Так я поработал года 3-4. Затем пошел в газету, где стал делать репортажное фото. Переломным моментом была встреча с французским фотографом, сотрудником известного фотоагенства Magnum Photos Жаном Гоми. Он приехал к нам и провел мастер-класс. Он научил меня видеть, мыслить и даже по-другому снимать. После встречи с ним, я вплотную начал заниматься документальной фотографией. Снимать жизнь и быт людей. Мы с моим коллегой (Александр Федоров – прим. авт.) ездим по стране в поисках фотоисторий.
- Когда Вы фотографируете, Вы планируете или больше полагаетесь на спонтанность?
- Все что я делаю – делаю так, как вижу именно я, по своему вкусу. Стараюсь не идти в разрез с собой и относиться к фотографии с душой. Мне часто приходиться импровизировать, самое главное – суметь поймать момент. Также важно, чтобы сам процесс доставлял удовольствие. Ненавязчиво добиваться желаемого – интересных, порой необычных ракурсов
- Какой опыт Вы извлекли из работы в глянцевом журнале?
- Ненависть к шаблонам. Очень грустно, когда видишь фотографию красивой девушки, а глаза у нее пустые, ничего не выражает взгляд. Если раньше мы еще останавливались перед киосками с журналами, чтобы разглядеть получше снимок, то теперь такого нет. Искусство сошло на нет, зато мастерство обработки теперь востребовано больше. Все труднее становится вычислить присутствие автора. Впрочем, стиль становится заметен только тогда, когда есть с чем сравнивать, а у нас сравнивать не с чем. Обилие пошлятины и до сих пор оскорбляет мой взгляд во многих общественных пространствах города
- Зато на рынке появилась конкуренция…
- Скорее появились случайные люди в фотографии, которые занимают чье-то место. Если бы сегодня запретили цифровую камеру и вновь пришлось бы вернуться к пленке, то остались бы единицы. Цифровая камера превратила искусство в конвейер. Цифровая фотография бездушна. Пленка позволяет жить с материалом. Постоянно присутствует контакт: зарядил, снял, проявил, высушил…
- Работами какого фотографа Вы восхищаетесь?
- Не всегда кадры других фотографов могут подойти к твоему личному стилю съемки. Однако мне близок по стилю и настроению французский фотограф Анри-Картье Брессон. В деталях у него столько выстроенного и даже я бы сказал выстраданного…
Джамиля Дандыбаева
Фото из архива фотографа