Азамат Жаманкулов: «Кыргызстан сегодня в тренде мирового туризма»

16:47, 3 Февраля 2018

О том, что Кыргызстан станет Меккой мирового туризма, начали говорить лет 20 назад, еще при Акаеве. Выросло два поколения детей, сменилось пять президентов, даже климат изменился в сторону глобального потепления, а мы до сих пор не превратились в обещанный рай для туристов. В чем причина? Может, мы сами тормозим воплощение этой вполне осязаемой мечты?

О перспективах Кыргызстана в этой сфере и о современных тенденциях развития мирового туризма наш разговор с директором Департамента туризма Азаматом Жаманкуловым.

- Азамат Капарович, Вы два года работаете в должности директора Департамента туризма Кыргызстана. Какими успехами можете похвалиться?

- В 2017 году Всемирная туристическая организация объявила страны, где в ближайшие 10 лет возможен туристический бум, и включила Кыргызстан в их число, назвав его наиболее дружелюбной для туризма страной. Плюс Кыргызстан вошел в рейтинг 20 стран, обязательных для посещения туристами. Причем Кыргызстан был назван единственным из стран СНГ. Это, конечно, большая гордость и надежда. Если говорить о достижениях в цифрах, то за 9 месяцев 2017 года на 560 тысяч человек увеличилось количество иностранных граждан, посетивших Кыргызстан, в сравнении с прошлым годом. Это число составило порядка 3,9 миллиона туристов. В этом году мы надеемся, что число иностранных туристов, которые пересекут нашу границу, будет более 4 миллионов человек.

Еще один повод для гордости в том, что доля туризма в ВВП Кыргызстана в прошлом году составила 5,5%. Это лучший результат за все 26 лет независимости Кыргызстана. В прежние годы наибольшая цифра была порядка 4,2 – 4,3%. А в цифрах это более 18 млрд сомов. Третий повод для гордости – это инвестиции, которые приходят в туризм. Это и гостиницы, отели, кафе-бары, то есть все объекты, которые предоставляют туристические услуги. Их доля в финансовом выражении увеличлись на 4 млрд сомов и составила около 20 млрд сомов. Кроме того, мы отмечаем увеличение экспорта туристических услуг, общая сумма составляет 173 млн долларов США.

- Из каких стран туристы приезжают в Кыргызстан?

- Если говорить о массовом туризме, то это страны СНГ: Казахстан, Россия, Узбекистан. Туристов из соседних стран в основном интересует пляжный туризм на Иссык-Куле. Растет интерес к Кыргызстану со стороны европейских туристов из Германии, Франции, Испании, и большой поток наблюдается из арабских стран: ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта. В перспективе мы будем делать акцент на Китай. Пока нам сложно пробиться на китайский рынок, так как китайский турист капризен, есть определенная специфика работы с ними, их больше привлекают архитектурные и исторические памятники, а также шоппинг-туризм и игровые зоны. Но и в этой сфере у нас есть большой не раскрытый пока потенциал. Плюс активно привлекаются туристы из Индии после открытия прямого авиарейса в Дели, заполняемость которого 90%.

- Что привлекает иностранных туристов в Кыргызстане?

- Территория нашей страны на 94% покрыта горами, это обстоятельство в первую очередь и привлекает большинство туристов: трэкинги, конные и пешие туры, вело- и джиптуры. Кроме того, востребован экстремальный туризм, связанный с нашими горными реками: рафтинг, каякинг. Ну и пляжный туризм. Второе – это пакет Великого Шелкового пути, куда входят три страны: Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан. У каждой страны есть свои особенности. Если Узбекистан привлекает древней архитектурой Бухары, Самарканда, Хивы, то к нам туристы едут насладиться первозданной природой и познакомиться с кочевой культурой – пожить в юрте, посетить джайлоо, увидеть конные национальные игры.

- На сколько процентов Кыргызстан реализует свой туристический потенциал?

- По мнению международных экспертов, Кыргызстан пока реализует свой туристический потенциал на 10-15%. Туризм в Кыргызстане только-только начинает набирать обороты. Мы видим, насколько активными стали предприниматели, которые работают в сфере туризма в Бишкеке и регионах. У нас в последнее время хорошо развивается гастрономический туризм. Бишкек сегодня однозначно является гастрономическим центром Центральной Азии, так как у нас представлено максимальное количество кухонь народов мира. Недавно Бишкек даже попал в авторитетеные рейтинги по гастрономическому туризму, опередив Дели. Да и по ценам Бишкек вошел в рейтинг наиболее дешевых городов СНГ, поэтому можем сказать, что и в ценовой политике мы конкурентоспособны.

- И все-таки нам далеко до Турции и Таиланда. Хотя природные условия у нас не хуже, а в некоторых моментах даже лучше, например, вода чище, воздух свежее, продукты вкуснее. Почему мы не дотягиваем?

- Да, мы значительно отстаем по пляжному туризму, по сервису и по ценам. Причина в том, что, несмотря на разговоры о туристическом потенциале страны, системного подхода к развитию этой сферы до сих пор не было. В стратегии-2040 туризм входит в преоритетный сектор экономики. Возможно, сегодня удастся создать систему. Самое главное, чтобы была слаженная работа частного сектора и государства. Что происходит в Турции или Таиланде? Туристический пакет состоит не только из тех услуг, которые предоставляют отели или курортники. Это целая цепочка: авиалинии, аэропорт, такси, кафе, рестораны, потом только курортники. И нам необходимо создавать целую систему, чтобы все звенья этой цепи работали слаженно и качественно. И интерес туриста будет тогда, когда каждый будет оказывать услугу на международном уровне, плюс будет предусмотрена скидка. А для такой слаженной работы должен быть единый координатор, который будет видеть всю ситуацию в целом. До этого подобного координатора не было. Разные органы работали разрозненно, не была поставлена стабильная работа. Поэтому сегодня мы пытаемся создать эту координацию. Насколько получится. Пока не знаем, но надеемся, что будет успех. Определенное время мы изучали ситуацию в сфере туризма в нашей стране, анализировали плюсы и минусы. И буквально полгода назад начали предпринимать конкретные шаги.

- На мой взгляд, одна из главных проблем, которая влияет не только на туристическую сферу, но и на все остальные, – это варварское отношение кыргызстанцев к своей природе. Что может сделать Департамент туризма, чтобы изменить это отношение на более бережное?

- Мы понимаем, если страны Европы привлекают своей уникальной старинной архитектурой, то объектом туризма в Кыргызстане являются природные места. По сохранению этих объектов в стратегии развития «Кырк кадам» мы заложили понятие «устойчивого туризма». В мире принята концепция – устойчивым туризмом является тот туризм, который не влияет на экологию. В мире есть примеры, когда массовый туризм убивает экологию. У нас пока не тронутая природа. Конечно, есть загрязненные места, но в целом можно сказать, что прирда во многих местах сохранена в первозданном виде. Когда к нам придет массовый туризм, мы длжны быть готовыми, что это может негативно повлиять на наш природу, если у нас не заработают стандарты устойчивого туризма. Мы с Госагентством окружающей среды работаем над созданием социальных роликов, где говорим о необходимости бережного отношения к природе. Но мне кажется, что должна быть некая большая идея по сохранению природы в стране. Об этом концептуально должны заявить правительство и президент. Все это заложено в программных документах. Мы надеемся, что сможем идею бережного отношения к природе донести до каждого кыргызстанца, чтобы мы прониклись и постарались сохранять нашу страну в чистоте.

- Мне кажется, что бережное отношение к природе – это проблема культуры населения в целом. Потому что в самых уникальных природных парках молодое поколение и дети местных жителей часто ведут себя по-хамски. То какие-то шлагбаумы воздвигнут и не пускают туристов без денег, то просто гадят в самых красивых местах. На замечания реагируют агрессивно. Такое впечатление, что никто не занимается воспитанием этих детей и молодежи. А ведь именно они завтра должны будут принимать туристов. Что они смогут предложить датчанам или швейцарцам?

- Есть одна сторона – это воспитание. Депатрамент туризма по своему профилю не занимается воспитанием детей, это прерогатива Министерства образования. Могу лишь сказать, что очень хороший фундамент заложен в новых программных документах. Главное, чтобы они не оставались декларативными документами, а выполнялись всеми и неукоснительно. Со своей стороны, мы можем постоянно объяснять, что необходимо заниматься воспитанием детей не только ради привлечения туристов, а в целом, для сохранения культуры. Есть и второй момент. У меня есть друзья, которые курят. И находясь в Бишкеке, они, не стесняясь, курят во многих общественных местах и на улице. Недавно с одним из друзей мы поехали в Ташкент. Как оказалось, в Ташкенте курить запрещено, за это предусмотрен высокий штраф. И можете себе представить, что мой друг практически не курил в Ташкенте, а если и курил, то только в строго отведенных для этого местах. Это говорит о том, что у них строго соблюдаются законы, и люди боятся их нарушать. Так и нам необходимо серьезно относиться к исполнению законов. И детей приучать к этому.

- Значит, и Вам необходимо поднимать эту проблему на самом высоком уровне, не смотря на то, что ни воспитание, ни соблюдение законов напрямую к Вашей деятельности не относится?

- Полностью согласен, и мы поднимаем эти вопросы на всех заседаниях межправительственной комиссии, доносим эти проблемы до премьер-министра. У нас есть различные площадки, где мы можем об этом заявить на уровне правительства. Конечно, за два года мне пока не удалось многое изменить, но я активно работаю и в этом направлении тоже.

- Какие-то идеи по развитию туризма от населения Вы готовы выслушивать?

- Конечно. Туристический сектор – это креативный сектор. Необходимо постоянно создавать новые подходы, реализовывать самые удивительные креативные идеи, внедрять что-то необычное. Потому что люди, когда приезжают в другую страну, хотят увидеть нечно оригинальное, чего нет ни в какой другой стране мира. И такие идеи можно черпать только у населения, потому что они живут в этих местах, они заинтересованы изменить свою жизнь к лучшему. Особенно это касается молодежи. Мы создавали такие креативные площадки в регионах, собирали молодежь, выслушивали их идеи в плане развития туризма в их населенных пунктах. Мы и дальше будем расширять взаимодействие с молодым местным населением.

- Я знаю, что многие международные организации, такие как USAID, к примеру, активно помогают Кыргызстану развивать туризм. Мы писали о вкладе этой организации в открытие новой перспективной дистинации Жыргалан, о подготовке горных гидов. Какие еще партнеры помогают в этой сфере?

- Да, USAID около 10 лет помогает Кыргызстану развивать туризм. GIZ – германская организация – помогает продвигать агротуризм. Турецкая организация управления по сотрудничеству и развитию ТИКА также помогает реализовывать разные проекты. Сейчас входит SECO – швейцарский проект, который будет заниматься развитием зимних видов туризма. Плюс заходит Всемирный банк, IFC – междунродная финансовая корпортация - будет заниматься маркетинговым исследованием и выявлением в целом картины в области туризма в Кыргызстане: кто является нашими клиентами, из каких стран, возраст, сколько денег оставляют в среднем. Все это необходимо для понимания реальной картины и того, как и куда дальше двигаться.

- Какой совет дадите тем, кто только начинает работать в сфере туризма, – чем сейчас выгодно заниматься? Какие ниши не заняты, и что может приносить прибыль?

- Более 30 тысяч кыргызстанцев заняты в сфере туризма. Это те, кто напрямую работает с туристами. Если взять сопутствующие сферы – транспорт, кафе - то цифра намного больше. Но это, как вы понимаете, капля в море. У нас полно незатяных ниш. Например, необходимы небольшие отели, гостевые дома или хостелы с хорошим сервисом и питанием в регионах. Если турист едет в Нарынскую область, то 4-5-звездочные отели, которые есть в Нарыне, постоянно забиты в летний период. И не хватает мест для размещения большого потока туристов в регионах, особенно в сельской местности. Потому что, если турист посещает какой-то природный парк или горы, он хочет остановиться недалеко от этого места. А у нас нет достойных условий для их размещения. Поэтому, если создавать там хорошие отели с прекрасным обслуживанием и питанием, будет большой спрос. Второе, у нас не хватает развлекательных услуг в этих местах. Чем заниматься туристу вечером, после того, как он прогулялся по горам или лесам? У нас не хватает досуга для туристов в этих местах. Третье, у нас нет больших транспортных компаний. Есть отдельные компании, которые занимаются транспортировкой туристов до определенных мест, но их единицы, и их услуги разрозненны. А если бы открылась компания с большими VIP-автобусами, которая могла бы заниматься транспортировкой иностранцев от аэропорта и до всех пунктов назначения, безопасными, с хорошим обслуживанием, был бы огромный спрос. У нас даже нет комфортабельного автобуса, который курсировал бы от Бишкека до Ала-Аарчи или до Иссык-Аты. У нас мечта увидеть на этих направлениях такие автобусы, которые ходят между Стамбулом и Анкарой, где обслуживание не хуже, чем в самолетах.

- Как государство стимулируем бизнес в области туризма? Предусмотрены ли какие-то льготные кредиты для туристических проектов?

- Кыргызско-Российский фонд определенную часть денег оставляет на развитие туризма. Они готовы рассматривать и финансировать туристические проекты. К примеру, в Бишкеке на сегодняшний день строится 4 пятизвездочных отеля, которые финансируются КРФ. Плюс строительство нескольких горнолыжных баз финансируются этим же фондом. Кроме того, наш департамент предложил правительству рассмотреть возможность создания специального фонда для финансирования небольших проектов туристического бизнеса. К примеру, сделать текущий ремонт в пансионате или заменить мебель в отеле. Предприниматели могли бы получить небольшой кредит в этом фонде, сделать ремонт, окупить его за лето и расплатиться. Это очень нужный фонд на сегодняшний день.

- Туризм требует постоянного вложения денег. А когда и при каких условиях туризм начинает давать прибыль?

- Туризм уже дает прибыль. Порядка 100 миллионов сомов в виде налогов, более 20 млрд сомов в виде ВВП. Каждый турист, который приезжает в Кыргызстан, создает 5 рабочих мест внутри страны. И поэтому в этом отношении вклад в экономику туризма достаточно весом. Но когда начнут приходить реальные деньги в виде налогов от всех субъектов туризма, если система начнет работать, то, по нашим расчетам, к 2023 году туризм составит 10% ВВП страны. Эту цель мы сможем достигнуть при правильной работе правительства и финансировании тех проектов, которые мы заложили в программе. Для сравнения, в странах с развитым туризмом вклад туризма в ВВП этих стран составляет 15-20%. В Таиланде 30-35%. Но если мы достингем 10%, это будет очень ощутимо.

- Лет 15 назад начали открывать различные вузы и факультеты, которые призваны были обучать молодежь работе в сфере туризма. Повысился ли с тех пор уровень обслуживания в туристической среде?

- На самом деле мало вузов, которые выпускают действительно высококвалифицированных специалистов в этой сфере. Могу отметить, что хороших специалистов выпускает Кыргызско-Турецкий университет “Манас”, Кыргызский экономический университет старается. Академия туризма оставляет желает лучшего. Больше всего студенты набираются опыта на практике, работая за границей. В некоторых вузах такая практика предусмотрена на 4-5 курсе. Ребята видят, что такое высокий стандарт сервиса, и могут воплотить в туристическом секторе. Минусы нашего образования в том, что образовательная система не достигла международного стандарта. Нам как воздух нужны хорошие современные школы туризма, особенно в регионах, которые будут обучать и сразу давать практику. Пока у нас специализированное образование только в зачаточном состоянии.

 - Кстати, у Вас за плечами два высших образования в области финансов и менеджмента, а также работа в различных госструктурах. Однако сегодня звучит много критики в отношении нынешнего правительства за то, что в его составе много молодых и “зеленых”. Вам тоже всего 30 лет. Скажите, для плодотворной работы имеет значение возраст?

- Я не согласен с тем, что в правительстве только молодые и “зеленые”. У каждого за плечами солидный опыт работы в различных госструктурах и международных проектах. Что касается туризма, то это динамично развивающийся сектор. И хорошо, когда в этой сфере работают молодые. Каждые два года мировые тенденции туризма и тренды меняются. Особенно это связанно с новыми технологиями. Поэтому люди, которые управляют в этой сфере, должны быть динамичными, владеть несколькими языками, воспринимать инновации, которые происходят в мире. Современный госчиновник должен уметь сам быстро адаптироваться к этим измененям и адаптировать страну к этим трендам.

- А Вы сколькими языками владеете?

- Четырьмя: кыргызским, русским, английским и турецким.

- Впечатляет! Расскажите, какие мировые тренды развития туризма актуальны в 2018 году?

- Первый тренд – мобильность. 72% всех туристов получают информацию через смартфоны. Поэтому та страна, которая размещает максимальную информцию о себе в мобильных приложениях смартфонов, выигрывает. Второй – социальные сети. Львиная доля туристов выбирает страну для путешествий через социальные сети. Поэтому представленность туристических направлений на страницах “Фейсбук”, “Твиттера” и “Инстаграмм” ставит в выигрышные позиции. Третий тренд – новые дистинации. Люди уже объездили вдоль и поперек Париж и Лондон и хотят посещать такие места, куда не ступала нога человека. Поэтому Кыргызстан в этом плане в выигрышном положении.

Путешественники хотят первыми попасть в необычное место, первыми сделать оттуда селфи и закинуть друзьям. Мы должны поддерживать этот тренд. Следующий тренд связан с женщинами. В 80 процентах случаев места для путешествий выбирают женщины, и поэтому мы должны стараться заинтересовать женщин посещением Кыргызстана. Ну и главный тренд – экотуризм. Люди не хотят ехать в страны, где загразнена природа. Люди хотят повидать девственно чистые места, даже если там не очень развит туристический бизнес. Плюс современные туристы хотят не просто путешествовать, но и оздоравливаться во время путешествия – дышать свежим воздухом, заниматься спортом. В этом отношении Кыргызстан как страна для экотуризма должен использовать свои возможности.

Хочется отметить, что все туристы и международные эксперты признают, что у Кыргызстана огромный туристический потенциал. Нам предстоит много работы в этом отношении. Но это не может быть работой одного департамента. Вся страна должна работать в этом направлении, двигаться в едином порыве к единой цели. Например, когда мы встречаем гостя у себя дома, вся семья трудится: кто-то чистит ванну, кто-то готовит еду, кто-то убирает двор. Так и у нас, вся страна должна готовить страну для посещения туристов. А для этого необходимо донести эту идею до каждого гражданина.

- Как Вы думаете, что тормозит Кыргызстан на пути к становлению туристического рая?

- Есть несколько элемнтов. Во-первых, нам необходим мощный орган по развитию туризма в стране. На сегодняшний день у нас в департаменте туризма работают 8 человек на всю страну и нет ни одного представителя в регионах. Мы планируем преобразовать наш департамент в госагентство при правительства со штатом в регионах. Во-вторых, бюджет. На сегодняшний день из бюджета выделяется 7,8 млн сомов на развитие туризма и продвижение бренда Кыргызстана на мировом уровне. Это немыслимо мизерная сумма. Например, Грузия тратит 21 миллион долларов США на продвижение своего туристического потенциала. И подумайте, кто будет в выигрышном положении? В этом отношении мы начали системную работу с правительством. Если оно осознает, что завтра туризм принесет большие девиденды в будущем в виде рабочих мест и вклада в ВВП и налогов, начнет более серьезно относиться к развитию этой сферы, мы готовы работать день и ночь ради достижения этой цели, чтобы Кыргызстан наконец стал раем для туристов и для самих кыргызстанцев.

Интервью вела Лейла Саралаева

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям